Презентация "Шедевры византийского искусства" 10 класс
Подписи к слайдам:
- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск
- «Детская школа искусств»
- Презентация к уроку МХК в 6 (10) классе
- «Шедевры византийского искусства»
- Автор:
- Колесникова Лариса Васильевна
- преподаватель фортепиано и МХК
- Северск 2016
- План урока
- 1. Архитектура Византии
- 2. Монументальная живопись.
- 3. Культурные связи Византии.
- 4. Место и роль Византии в мировом художественном процессе.
- Цель и задачи урока
- 1. Знакомство с архитектурой и изобразительным искусством Византии.
- 2. Определить конструктивные особенности строительства храмов.
- 3. Выяснить систему росписи византийского храма.
- 4. Подчеркнуть роль Византии в формировании принципов христианского искусства, ее влияние на искусство последующего времени.
- Подумайте, как идеи христианства
- отразились в конструктивных особенностях
- строительства храмов?
- Император Юстиниан
- Юстиниан прославился строительной политикой, сделавшись одним из величайших созидателей в византийской истории. Вершиной его деятельности стал новый собор Константинополя — собор Святой Софии.
- Приглашаем посетить храм
- с поэтом О. Мандельштамом
- Айя-София - здесь остановиться
- Судил Господь народам и царям!
- Ведь купол твой, по слову очевидца,
- Как на цепи, подвешен к небесам.
- И всем векам - пример Юстиниана,
- Когда похитить для чужих богов
- Позволила Эфесская Диана
- Сто семь зеленых мраморных столбов.
- Но что же думал твой строитель щедрый,
- Когда, душой и помыслом высок,
- Расположил апсиды и экседры,
- Им указав на запад и восток?
- Прекрасен храм, купающийся в мире,
- И сорок окон - света торжество;
- На парусах, под куполом, четыре
- Архангела прекраснее всего.
- И мудрое сферическое зданье
- Народы и века переживет,
- И серафимов гулкое рыданье
- Не покоробит темных позолот.
- 1912 г.
- «Айя-София - здесь остановиться
- Судил Господь народам и царям!»
- Ее называли «чудом из чудес»
- «София» значит «Премудрость Божия»
- «Я превзошёл тебя, о, Соломон!»
- Торжественная закладка состоялась 24 февраля 532 г. Строили 6 лет.
- По легенде, план храма был передан Ангелом императору Юстиниану во сне.
- Архитекторы — Анфимий и Исидор.
- В строительстве участвовало 10 тысяч человек.
- В алтаре использовано 40 тысяч фунтов золота и серебра.
- В плане - прямоугольник со сторонами 70 и 75 метров.
- «Ведь купол твой, по слову очевидца,
- Как на цепи, подвешен к небесам»
- Высота купола 65 метров
- Диаметр купола 32 метра
- Внутреннее убранство храма
- Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего убранства здания. Стены галерей, подкупольных столбов облицованы ценными породами мрамора, аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, привезенные из храмов Малой Азии и Египта, в т.ч. из храма Артемиды в Эфесе.
- 107 колонн имеют магический смысл. Каждая носила имя одного из 107 патриархов, возглавлявших церковь до постройки храма.
- И всем векам - пример Юстиниана,
- Когда похитить для чужих богов
- Позволила Эфесская Диана
- Сто семь зеленых мраморных столбов.
- Внутреннее убранство храма
- Послушаем Прокопия Кесарийского о красоте колонн и мраморов, которые украшают храм: «Кажется, будто находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Можно ли остаться равнодушным перед пурпурной и изумрудной отделкой? Багровый цвет меняется белым, как солнце. Такое впечатление, что художником здесь была сама природа».
- Конструкция храма
- Сведущие в математике архитекторы рассчитали и воплотили конструкцию храма, разумную и прекрасную. Ребристый центральный купол с востока и с запада поддерживают две полусферы, каждая из которых поддерживается еще тремя полусферами, переходящими в ниши – мандельштамовские «апсиды и экседры». Каскад полусфер «гасит» распор купола и обеспечивает прочность конструкции.
- Но что же думал твой строитель щедрый,
- Когда, душой и помыслом высок,
- Расположил апсиды и экседры,
- Им указав на запад и восток?
- «Прекрасен храм,
- купающийся в мире»
- И вновь с нами говорит Прокопий Кесарийский: «Этот храм являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, — невероятным. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря... Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм».
- «И сорок окон - света торжество»
- Секрет парящего в небе купола Айя-Софии – лента из 40 окон, опоясывающая купол и словно отделяющая его от здания световым поясом. Размеры окон и промежутков между ними рассчитаны таким образом, что солнечный свет, проникая внутрь, словно отрезает купол. Возникает впечатление, что купол парит в воздухе.
- «На парусах, под куполом, четыре
- Архангела прекраснее всего»
- Паруса - треугольники, которые связывают окружность купола с опорой. Но изображены здесь не четыре архангела, а шестикрылые серафимы. Это единственные изображения в храме, которые не замазаны штукатуркой, когда храм был превращен в мечеть.
- В.Н. Лазарев написал: «Этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения». Не его ли под слоем штукатурки пророчески прозрел сквозь века Мандельштам?
- «И мудрое сферическое зданье
- Народы и века переживет»
- Храм простоял уже полтора тысячелетия: пережил и Византию, и нашествие крестоносцев, и турецкое владычество.
- Что нового внесли в архитектуру?
- Античный храм
- Дом для божества.
- Все праздники проходят снаружи, на площади.
- Важен наружный вид храма.
- Христианский храм
- Место для богослужений.
- Все действия происходят внутри храма.
- Важно внутреннее убранство храма.
- Виды христианских храмов
- Прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на 3, 5 и более продольных нефов, средний неф шире и выше боковых.
- Квадратные в плане здания; 4 столба делят внутреннее пространство на 9 ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол в центре. Купол символизирует небесный свод.
- Базилика
- Крестово-купольный
- Базилика - «царский дом»
- Базилика - «царский дом»
- Внутри храма было три нефа, преграда перед алтарем (произошел иконостас), сам алтарь и вестибюль-притвор. Алтарь ориентирован на восток, располагается в нише, символизирующей вифлеемскую пещеру, в которой родился Иисус Христос.
- Крестово-купольный храм
- или храм на 4-х опорах
- неф
- абсиды
- притвор
- алтарь
- Одним из достижений
- архитектуры Византии стали купольные композиции храмов. Вместо вытянутого прямоугольного здания
- в плане храма основу составляет квадрат - крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный неф увенчан куполом, который опирается на барабан.
- Притвор – помещение у западного главного входа.
- Неф – вытянутая основа храма, где собирались верующие для молитвы.
- Алтарь – место, куда могли входить только духовные лица.
- Абсида – полукруглая сводчатая ниша, которая выступала наружу.
- Купол - полукруглое завершение храма.
- Барабан - основание, на которое опирается купол.
- Запиши термины!
- В плане храма лежит крест — главный символ христианства, означающий искупительную жертву Христа во имя всего человечества.
- Символика храма
- В средней части храма - земной мир - стоят верные.
- Алтарь — царствие небесное.
- Небо и земля находятся во взаимодействии.
- Притвор - это символ греховного мира, поэтому вход в церковь всегда располагается с западной стороны.
- Зайдем внутрь храма!
- Символика частей храма
- Количество глав раскрывает иерархию устроения Церкви небесной.
- 1 глава — единство Церкви;
- 2 главы — единство земной сущности Христа и Христа Богочеловека;
- 3 главы — символ Святой Троицы;
- 4 главы — 4 евангелиста и распространение христианства по 4 сторонам света;
- 5 глав — Христос и 4 евангелиста;
- Символика храма
- 7 глав — 7 святых даров,
- 7 таинств, 7 Вселенских соборов;
- 9 глав — воплощение образа Церкви небесной, 9 чинов ангелов и 9 чинов праведников;
- 13 глав — Христос и 12 апостолов;
- Число глав может доходить до 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.
- Символика храма
- Алтарь (восточная часть) символизирует рай, духовный мир, Божественное. По традиции, ориентация на восток, где восходит Солнце правды. Восток для христиан – символ добра, а запад - зла и греха.
- Алтарь — священное место в храме
- Система росписи храма
- Архитектурный
- элемент
- Сюжет
- Купол Святые
- Барабан Сцены земной жизни Христа
- Паруса Евангелисты
- Колонны Христос
- Стены Богоматерь
- Алтарь Пророки и апостолы
- Главный смысл — показать единство
- Церкви земной и Небесной
- Монументально-декоративная
- живопись
- Мозаика.
- Христос Пантократор
- В Византии для украшения стен храмов использовали мозаику – изображения из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты, которую укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке.
- Фреска — живопись по сырой штукатурке.
- Символы евангелистов
- Видение таинственных животных было св. апостолу Иоанну Богослову: «...и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6-7).
- Матфей в образе ангела, Марк - льва, Лука - тельца, Иоанн - орла.
- 12 христианских праздников
- В XI-XII веках сложилась обязательная схема 12 главных христианских праздников, связанных с событиями жизни Христа. Они раскрываются в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. Это Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие св. Духа на апостолов, Успение Богородицы.
- Иконопись
- Икона — в переводе с греческого означает «образ».
- В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии.
- Одна из наиболее почитаемых икон XII века - икона «Владимирской Богоматери» - привезена на Русь из Византии.
- Чем картина отличается от иконы?
- Картина
- Икона
- Творческий образ, созданный фантазией художника.
- Ей присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная манера живописи.
- Откровение Божие.
- Она вне времени, символизирует инобытие нашего времени.
- Авторство иконописца скрывается, так как икона – творение соборное.
- Ответьте на вопрос:
- Какие главные черты можно
- отметить в искусстве Византии?
- Традиционализм — раз и навсегда
- найденное закрепляется
- в одних и тех же сюжетах
- Каноничность — следование
- неизменным образцам
- Синтез — сочетание античных
- и восточных традиций
- 1. Восстановите последовательность событий:
- перенос столицы Римской империи в Константинополь
- строительство храма Святой Софии в Константинополе
- раздел Римской империи на Западную и Восточную
- 2. С какими видами искусства встречались верующие, приходя в храм?
- 3. Как в конструктивных особенностях византийского храма отражались основные принципы христианства?
- Ответь на вопросы
- Запомни!
- Три великих Софии
- 1. Все средства искусства призваны выразить сущность христианства.
- 2. Главные виды изобразительного искусства связаны с архитектурой и существуют в единстве (синтез).
- 3. Складывается и закрепляется система строительства и росписи храма, где каждый элемент имеет строго определенное место.
- 4. Утверждается иконография главных образов Христа и Богоматери — канон - отступление от которого строго запрещено.
- 5. Икона — выражение Божественной сущности.
- Итоги и выводы
- Государства, принявшие христианство от Византии – Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной мере испытали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с национальными традициями.
- Значение Византии
- в мировом процессе
- Спасибо за внимание
- Ссылки на изображения
- Журнал «Введенская сторона» (Старая Русса) № 2, 2013. - режим доступа: http://marinagra.livejournal.com/66619.html
- http://waking-up.org/wp-content/uploads/2013/03/parfenon-afini.jpg
- http://mtdata.ru/u25/photo092C/20131394168-0/big.jpeg
- http://architector.ua/images/articles/serg_x/main_pic_big/pic_1341313827.jpg
- http://usingpeople.net/wp-content/uploads/2014/05/tr-Istanbul-hagia_sophia-03.jpg
- http://1-rs.com/article/arhitektura-vizantii.html
- http://img-fotki.yandex.ru/get/5907/art-batov.e/0_68e00_1f3233b2_L.jpg
- http://ukrmap.su/program2009/wh7/04/09.jpg
- http://rossiyanavsegda.ru/uploads/news_ico_small/2013/05/31/f8d79e34a15e003ce07e16760dab32a3.jpg
- http://kultprivet.ru/pictures/613/.jpg
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5228/%D0%92%D0%98%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
- http://myrt.ru/interestingly/1219-ajjja-sofija-konstantinopolskaja.html
- http://www.bogoslov.ru/data/812/215/1234/255091_57.jpg
- http://www.bogoslov.ru/data/2014/02/07/1236256234/2att-497266467dc8ecopy.jpg
- http://znichka.com/post111270734/
- http://allday2.com/index.php?newsid=104158
- http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/i_555.jpg
- http://www.ierei-korenev.ru/list/pic/symbol1.jpg
- http://www.playcast.ru/uploads/2016/03/08/17734016.png
- http://periskop.livejournal.com/844250.html
- http://russkiymir.md/4klu4enik5.html
- http://azbyka.ru/znakomstva/skolko-glav-mozhet-byt-u-pravoslavnogo-hrama-i-cht-d41526.htm
- http://www.artgide.com/uploads/posts/ref/file-3666978-YUvelirnoe-iskusstvo.-Doromanskaya-epoha.-Vizantiya..jpg
- http://cp12.nevsepic.com.ua/67-7/1354817780-0289948-www.nevsepic.com.ua.jpg
- http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/vizant/img_vizant/blagovest_monastyr_Dafny.jpg
- http://www.bogoslov.ru/data/2012/09/14/1237121645/12.jpg
- http://story-discuss.livejournal.com/188307.html
- http://www.bellabs.ru/Italia/Italia2008_17_Ravenna.html#1
- http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post212838501/
- http://www.nsad.ru/articles/zhivotnye-v-cerkovnom-iskusstve
- http://www.pravenc.ru/text/209475.html
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/259/89259047_4112371_simvoli_1_.jpg
- http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100487/48771.b.jpg
- http://богородица.рф/wp-content/uploads/2011/04/dvunadesyatie_prazdniki_ikona1.jpg
- http://getmanat.org/ru/sobor_sofii_ru/
- http://relig.info/evangelist
- http://art-house.cv.ua/icon/virgin/1015%20%D0%90%D1%85%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%91%D0%9C.png
- http://fotki.yandex.ru/users/zomka/album/108210?&p=3
- http://fotki.yandex.ru/users/zomka/album/103409/?&p=18
- http://fotki.yandex.ru/users/zomka/album/108210/
- Подготовила учитель русского языка и литературы ГУ «Мичуринская средняя школа» Тихонова Надежда Андреевна
МХК - еще материалы к урокам:
- Презентация "Актеры советского кино"
- Презентация "Экранизации классических произведений русской литературы"
- Презентация "Культурные традиции народов Севера. Праздники тундры и тайги"
- Презентация "«Кинорежиссер-сказочник» к 110 летию Александра РОУ"
- Презентация "Люди и маски"
- Презентация "Природа в русском кинематографе"