Презентация "Батик" 7 класс
Подписи к слайдам:
- Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.
- Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).
- Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.
- Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.
- Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.
- В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.
- Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих.
- Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.
- Наибольшей известностью пользуются технологии росписи платков из натурального шелка с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки платка, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском и, впитываясь в ткань платка, защищают ее от краски. Подготовленный платок опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв), и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.
- Различают три основных вида батика: холодный, горячий, и свободная роспись
- Холодный батик. Главная особенность этого способа в том, что обязательный цветной контур придает рисунку платка четкий графический характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи платка, практически не ограниченно.
- В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки платка для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке платка возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет создавать более тонкие и разнообразные орнаментальные формы, в особенности цветочные.
- Свободная роспись платка, как правило, производится без применения резервирующих составов. Рисунок свободными мазками наносится на платок. И только окончательная отделка иногда производится при помощи холодного резерва. В этом способе присутствует больше творчества, чем в остальных. Свободная роспись имеет очень много самых разнообразных приемов.
- Все три технологии росписи платков постоянно совершенствуются. Художники находят все новые и новые творческие приемы, поэтому описанные здесь способы являются лишь основой, на которой строится искусство батика, и уж точно не могут считаться исчерпывающими.
- Для росписи платок накалывается на крючки рамы (пялец). Главное - качественно нанести замкнутый контур (графику) на платок. Малейший разрыв линии приводит к произвольному перетеканию красок, то есть - к браку.
- На платок контур наносят с помощью шелкографии. До этого электронный макет графики платка тщательно прорисовывается на компьютере.
- Через шаблон наносится резерв, платок пропитывается этим составом, а затем сохнет в течение суток Можно наносить резерв и вручную, однако это труднее, а вероятность брака увеличивается.
- Затем, художник кистью расписывает платок, и здесь результат зависит уже только от его мастерства. Впрочем, идеально расписанный платок может оказаться в браке из-за несоблюдения технологических особенностей батика (к примеру повышения концентрации краски). Самое обидное, что это проявится только на следующем этапе - закрепления красителя.
Кстати, для росписи платков из натурального шелка используются активные красители, которые после закрепления образуют стойкое химическое соединение. Здесь очень важно строго соблюдать рецепт их приготовления. |
Для придания устойчивости окраски, платок подвергается обработке перегретым водяным паром. Именно здесь результат всей творческой и технической работы становится очевидным. |
После паровой обработки следует промывка платка для удаления лишней краски, а затем сушка и утюжка. |
- Выполните эскиз батика.
- Что же касается замысла картины, её композиции, смысловой нагрузки - то это больше вопрос духовной зрелости автора, его внутренней чистоты. И роль художника я вижу не в том, чтобы просто раскрасить кусочек холста, ткани или бумаги; даже не том, чтобы нарисовать красивые "видочки". Важно из какого источника черпаются сюжеты, какой смысл вкладывается в содержание картины. Только звучание вашей души является камертоном для рождающегося образа.
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Презентация "Скопинская керамика" 5 класс
- Личностно ориентированное обучение и дифференцированный подход к обучающимся на уроках ИЗО
- Презентация "Пуантилизм. Оптическое смешивание цветов"
- Презентация "Цвет и эмоции"
- Конспект открытого урока "Декоративная переработка натюрморта с предметами быта и плодами"
- Презентация "Жизнь, как подвиг. Портрет героя"