Презентация "Батик"

Подписи к слайдам:
  • БАТИК
  • Подготовила: Зеличенко Л.Е.
  • Учитель ИЗО ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г. Москвы
Ткань, опьяненная собой,
  • Ткань, опьяненная собой,
  • Изнеженная лаской света,
  • Она испытывает лето,
  • Как бы не тронута зимой.
  • О. Мандельштам
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Батик - batik - индонезийское слово.
  • Батик - batik - индонезийское слово.
      • Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»;
      • - ba - хлопчатобумажная ткань.
      • Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
  • В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань.
  • Батик - технология окрашивания и украшения ткани.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Откуда к нам пришел батик?
  • Китайцы в 2500 году до нашей эры упоминали о том, что применялись красители для ткани.
  • На территории Египта были обнаружены древние образцы расписанных тканей. Ученые датируют эти находки V веком нашей эры.
  • Но принято считать, что зародился батик в Индонезии, на острове Ява, оттуда перенесен в другие страны Азии, а в новейшее время и в Европу.
  • В России батик появился примерно в 20-е годы XXв. вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», развивался, в основном, в больших городах: Москве, Ленинграде, Иваново.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
  • Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
  • На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска.
  • Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв.
  • Существует несколько видов батика —
          • горячий,
          • холодный,
          • узелковый,
          • свободная роспись.
  • Они отличаются способом резервирования ткани.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Горячий батик.
  • В качестве резерва в горячем батике используется воск.
  • Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, и ограничивают её распространение.
  • Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Затем ткань окрашивается, способом погружения в котлы с красителем.
  • Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
  • Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
  • чантинг
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Три способа нанесения воска.
  • Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне.
  • Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают.
    • Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.
  • Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом.
    • Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными.
  • Если нанести недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Многоцветный горячий батик.
  • Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.
  • При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения.
  • Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Техника сибори.
  • Эта техника имеет японские корни.
  • Результат достигается путём перевязывания ткани веревочками и резинками и дальнейшего окрашивания.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Техника («бандан»)
  • Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии.
  • Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Затем ткань окрашивали, нити удаляли, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
  • В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов.
  • При окрашивании сухой ткани можно получить резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы переходов цвета.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Холодный батик.
  • В технике холодного батика используют анилиновые красители.
  • Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы.
  • Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Свободная роспись.
  • Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.
  • Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями.
  • Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
  • Тишина. Елена Решетова
  • Ирина Шурыгина
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Несмотря на все разнообразие техник батика, существует множество эффектов, используя которые можно добавить работе большей выразительности и своеобразия.
  • Несмотря на все разнообразие техник батика, существует множество эффектов, используя которые можно добавить работе большей выразительности и своеобразия.
      • солевой эффект,
      • «кракелюр»,
      • использование мочевины
      • необычный эффект от спирта.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
Галерея.
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
  • Алекс Распопов, 4 класс
  • Лисеев Георгий, 4 класс
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
  • Вагнер Анна, 4 класс
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
  • Ле Ян, 4 класс
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
  • Дана Мокан, 4 класс
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва
  • Бодрова Елена, 11 класс
  • Конча Маша, 4 класс
  • Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва