Презентация "Искусство Батик"

Подписи к слайдам:

Искусство Батик

Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля.

Батик - batik - индонезийское слово.

Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»;

- ba - хлопчатобумажная ткань.

Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.

В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань.

Батик - технология окрашивания и украшения ткани.

1. Техника горячего батика

2. Техника холодного батика

3. Техника узелкового батика

4. Техника набивного батика

5. Техника монотипии по ткани

6. Техника свободной росписи

7. Техника травления с использованием

соли

Горячий батик

Свободная роспись

Узелковый батик

Техники батика

Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Композиция и цвет

По способу разведения ( спиртовые, водяные)

Не имеет запах , чистый цвет, высокая цветоустойчивость

По способу закрепления (с помощью утюга, пара)

Краска жидкая, сухая

Краски

Кисть – важный рабочий инструмент , от которого зависит качества работы.

По форме – круглая , плоская, веерная.

Материал из куньего, беличьего , колонкового меха.

Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Кисти и ткани

Воск – применяется в качестве резервирующего вещества.

Раздвижные рамы и подрамники

Стеклянная трубочка

Для нанесения на ткань резервирующего состава

Фен для ускорения процесса высыхания

Шаблон- четкий рисунок

Булавки для шелка

Инструменты и

приспособления:

Раздвижная рама:

  • Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине
  • Чем больше количество кнопок , тем ровнее ляжет материал.

Подрамник

  • Расстелить ткань и положить подрамник
  • Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить .

Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Последовательность выполнения:

Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины
  • Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины
  • Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск.
  • Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания.
  • Просушить ткань.
  • После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Горячий батик

Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне.
  • Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок - белый на цветном фоне.
  • Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают.
    • Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.
  • Самый сложный способ - воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом.
    • Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными.
  • Если нанести недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Три способа нанесения воска.

Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.
  • Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.
  • При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения.
  • Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Многоцветный горячий батик.

В технике холодного батика используют анилиновые красители.
  • В технике холодного батика используют анилиновые красители.
  • Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы.
  • Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Холодный батик.

Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась , тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Узелковый батик

Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы.

Завязывание по долевой нити

Завязывание по косой нити

Круг

Центрический круг

Узелки

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор.

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма.

Узоры

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Складывание

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе.

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой. Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошивание

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.
  • Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.
  • Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями.
  • Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Тишина. Елена Решетова

Ирина Шурыгина

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Свободная роспись.