Личностно ориентированное обучение и дифференцированный подход к обучающимся на уроках ИЗО

Методическая разработка по теме:
«Личностно ориентированное обучение и дифференцированный подход
к обучающимся на уроках ИЗО»
учитель ИЗО высшей категории Шишкина А.В, МБОУ Луховицкая СОШ № 2
Личностно ориентированное обучение и дифференцированный подход к обучающимся на уроках
ИЗО даёт ощутимый результат в развитии творческих способностей учеников на уроках
изобразительного искусства. Под дифференцированным обучением понимают форму организации
учебной деятельности школьника, обеспечивающую учителю специализацию учебного процесса для
различных групп учащихся, созданных с учетом наличия у них общих качеств, существенных для
учебной деятельности.
Дифференциация обучения создание разнообразных условий обучения для различных школ,
классов, групп с целью учета особенностей их контингента. Дифференцированное обучение
представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости
группы. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации
обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном
обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными
особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств.
Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики. Учитель вольно или
невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем
меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения.
Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и
фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и
ГСО (групповых способов обучения). Дифференцированный подход использую на всех этапах
обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным
положением методики дифференцированного обучения.
Чтобы урок изобразительного искусства с использованием дифференцированного подхода прошел
эффективно, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Четко определить вид работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое) и коррекционную
работу строить в зависимости от вида работы. Рисование с натуры – развитие процессов анализа,
синтеза, сравнения, абстрагирования. Урок декоративного рисования – формирование графических
навыков Уроки тематического рисования – закрепление в графической форме зрительных образов
тех или иных предметов, развитие у детей пространственной ориентировки.
2. При планировании урока необходимо сочетать учебные, коррекционно- развивающиеся и
воспитательные задачи. Параллельно решать много целей на одном уроке очень сложно, тем не
менее, важно заранее определить какие психические процессы (внимание, восприятие, память,
мышление, воображение) будут подвергаться в ходе урока наибольшему воздействию со стороны
учителя. Кроме этого, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющий нравственный,
эмоционально-эстетический характер. Не менее важно планировать цели для каждой группы,
которые направлены на преодоление инертности, безразличия, робости – у одних, двигательного
беспокойства, импульсивности – у других, агрессивности – у третьих. Если эти задачи не
предусматривать, то коррекционно-развивающие и воспитательные функции будут резко снижаться.
3. Необходимо правильно выбрать оптимальную структуру урока.
Например, рассмотрим 3 варианта структуры урока:
I вариант. Урок начинается с нового материала для всех учащихся, затем выделяются карточки-
задания группе. Во время наблюдения за работой группы даются индивидуальные советы группам.
Заканчивается урок анализом работ учащихся.
II вариант. Объявляются тема и задачи урока. Предлагается задание для самостоятельной работы
группам проводится индивидуальная работа с группой Заканчивается урок анализом работы.
III вариант. Учащиеся группы сразу после названия темы приступают к работе. С учащимися
группы проводится индивидуальная работа с выдачей карточек-заданий. В конце урока анализ
детских работ.
4. Рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. При этом
большая роль отводится предметно-практической деятельности учащихся, непосредственно
предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображения.
5. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно- материальных, эстетических
и морально-психологических условий для обучения. Особое внимание необходимо уделять
учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и
инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами,
гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.) Если у детей будут все
принадлежности и притом хорошего качества, они будут чувствовать себя увереннее. Если
принадлежности будут низкого качества, дети не смогут выполнить задание на должном уровне, они
будут раздражены, потеряют уверенность в своих силах. В результате коррекционно —
развивающий потенциал деятельности резко снизится.
Положительное воздействие оказывает и охранительный режим. На уроке учитель должен стараться,
чтобы была спокойная, деловая обстановка, четко организованный и привычный для детей порядок
работы. Нужно делать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы.
Стараться держать в поле зрения каждого ребенка, обращать внимание не только на то, как он
рисует, а главным образом, как он относится к самому процессу рисования весело ему или скучно,
интересно или безразлично. Если потребуется – пробудить утерянный интерес.
6. Систематический анализ эффективности работы при дифференцированном подходе. Такой
дифференцированный подход имеет большое образовательное воспитательное значения. Он создает
условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности. Работа
должна строиться так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявляли большое желание и
стремление учиться и не отставать от лучших учеников. Этот подход учит детей работать
самостоятельно с полной отдачей сил.
Методические рекомендации по применению современных технологий на уроках
изобразительного искусства.
Изобразительное искусство – это особый предмет. Освоение художественных техник не даѐт
гарантии создания гениального произведения. Искусство должно не только изучаться, но и
проживаться. Ребѐнок приходит на урок искусства не только для того, чтобы посмотреть слайды,
узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы почувствовать
себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-нравственный опыт,
который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Иными словами
ребѐнок учится делать оценку окружающей его действительности. А оценка это способность
человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и самому себе.
Использование современных технологий на уроках изобразительного искусства эффективно
влияет на развитие творческих способностей обучающихся. Художественные знания, умения и
навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Изобразительный,
декоративный и конструктивный способы художественного освоения действительности осваиваются
учащимися на протяжении всего обучения. Разнообразие видов восприятия, методов и приемов, а
также практической деятельности приводит учащихся к индивидуальным творческим открытиям.
Основой художественно-педагогической деятельности учителя является содержание
преподаваемого предмета, спецификой эстетическое восприятие окружающего мира через
изобразительно-выразительные средства пластических искусств, средством принципы и методы
художественной педагогики. В процессе преподавания педагог организует взаимную связь всех
видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Развитие технологии активного обучения привело к разработке системы форм, методов, средств
обучения и типов уроков, которые способствуют развитию творческих способностей учеников на
уроках изобразительного искусства. Классно-урочная форма является основной системой
организации обучения, поэтому учитель изыскивает возможности для дифференциации, применяя
индивидуально- групповые формы обучения. Особенностью изобразительной деятельности,
отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что ее
результат не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, т. е.
созданный детьми рисунок остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с раннее
созданным, совершенствовать. А использование коллективной деятельности не только влияет на
конечный общий результат работы, но и дает возможность выходу творчества каждому
участнику творческого процесса.
Сочетание парной, групповой и индивидуальной работы учащихся позволяют учителю в
организации трех основных форм коллективной деятельности: совместно-индивидуальной,
совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей.
1.В первом случае ребенок выполняет работу индивидуально, но его работа к концу урока
становится частью общей композиции. Примером такой деятельности может служить урок на тему
«Древнерусский город-крепость». Каждый ребенок конструирует постройку в технике
бумагопластики, а в конце урока все ребята составляют из своих работ макет древнерусского города.
2. Совместно-последовательная деятельность вовлекает в коллективную творческую деятельность
довольно большую группу детей. Класс делится на микрогруппы и выполняет коллективные
творческие работы. Примером может служить урок на тему «Праздничные народные гулянья»,
ребята выполняют вместе одно творческое панно.
Первой группой на листе ватмана выполняется рисунок фона пейзажа.
Вторая группа выполняет рисунки характерных атрибутов того или иного праздника и изображают
архитектуру, а вырезав присоединяются к первой группе.
Третья группа — изображает предметы народного быта и людей в костюмах, а продукт их
творчества наклеивается на тот же рисунок. Такой урок позволяет выявить индивидуальные
творческие способности каждого ученика, но уже в коллективной деятельности.
3. Совместно-взаимодействующая деятельность, в отличие от двух других, создает условия для
мобилизации творческих возможностей ребенка и требует их проявления в качестве необходимого
условия. Коллективная творческая деятельность школьников актуальна тем, что каждый ребенок
чувствует свою ответственность, сопричастность к полученной общей работе, получает
эмоциональное удовлетворение от конечного результата. Примером такой коллективной
деятельности являются «активные» методы обучения. Активные методы повышают развивающий
эффект обучения, создают атмосферу творческого поиска, вызывают у учащихся массу
положительных эмоций. Эти методы способствуют лучшему усвоению знаний и развитию
творческих способностей.