Конспект открытого урока "Декоративная переработка натюрморта с предметами быта и плодами"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская художественная школа имени И.П. Тимошенко»
446001, ул. Советская 83, г. Сызрань Самарская область;
тел/факс (8464) 98-54-23, 98-61-73
Конспект открытого урока на тему:
«Декоративная переработка натюрморта
с предметами быта и плодами»
Автор: преподаватель МБУ ДО
ДХШ им. И.П. Тимошенко
Печенова Т.В.
г. о. Сызрань
2019-2020 гг..
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
2
Раздел 7: «Изучение приемов и способов декоративно-живописного
изображения натюрмортов»
Тема: «Декоративное решение натюрморта с предметами быта и плодами»
Цели урока: путем формирования понимания применения понятия декоративно-живописное
изображение, Задачей работы является обучение основам композиции и цветоведения, изучение
понятия «рефлекс», обучение техническим декоративным приемам передачи объема в гуашевой
работе. выполнить декоративный натюрморт.
Задачи урока:
Образовательные:
- углубить и расширить с помощью дидактических средств знания по теме «декоративный
натюрморт»;
- сформировать представление о видах декоративного натюрморта;
-сформировать у учащихся умения и навыки выполнения декоративного натюрморта.
Развивающие:
- развивать практические умения в создании декоративного натюрморта;
- развивать воображение и художественный вкус.
Воспитательные:
- создать условия для развития аккуратности при выполнении работ;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Практическая задача:
выполнить декоративный натюрморт
Оборудование:
Для учителя:
Наглядный материал: работы учащихся из фондов школы.
ТСО: компьютер..
Аудивизуальные средства обучения: презентация.
Для учащихся:
бумага ф. А2, гуашь, палитра, кисти, карандаш, баночка с водой.
Предварительная подготовка: создание преподавателем презентации по теме урока, подбор
работ из методического фонда школы.
Технологическая карта урока.
Тема урока, его место в целом программы:
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
3
«Декоративное решение натюрморта с предметами быта и плодами» - один из тем раздела
«Изучение приемов и способов декоративно-живописного изображения натюрмортов» в рамках
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-
прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» по предмету «Живопись» (5 лет
обучения. Возраст детей 10-17 лет). Урок, по данной теме, проводиться для учащихся 3-х классов
ДХШ. Возраст детей 12-14 лет.
План урока (40 мин):
I. Организационный момент – 1 мин;
II. Сообщение темы урока, целей - 1 мин;
III. Повторение пройденного материала – 2 мин;
IV. Углубление знаний по теме урока - 8 мин;
V. Практическая работа- 20 мин;
VI. Рефлексия- 6 мин;
VII. Задание на дом - 2 мин;
VIII. Заключительное слово учителя.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
На уроке используется фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся.
Основные понятия и термины: декоративный натюрморт.
Источники информации: презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, сообщение темы урока и цели урока, проверка посещаемости, проверка
готовности к уроку.
II. Сообщение темы, цели урока.
III. Повторение пройденного материала.
? Ребята, что такое композиция?
(Предполагаемый ответ: Композиция - от латинского compositio - расстановка, составление).
? Что такое декоративный натюрморт?
(Предполагаемый ответ: «Главная задача в декоративном натюрморте стилизация предметов, их
формы, цвета, тона. Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной
постановки»).
IV. Углубление знаний по теме урока.
Декоративная стилизация в натюрморте.
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
4
Жанр «натюрморт» наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков
декоративной стилизации. В нем работали многие большие мастера, и история мирового искусства
дает нам множество разнообразных по совей стилистике образцов декоративного натюрморта.
Натюрморт- жанр изобразительного искусства, показывающий различные предметы,
организованные в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание
художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их
пространственных соотношений.
Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работающие в декоративной манере. Автор
может создать в натюрморте сложный образ, имеющий определенное значение, как, например,
петроградские натюрморты Петрова–Водкина, обостренные по постановке и композиции,
включающие в себя философское осмысление современности.
Мастера фовизма (А.Маттисс, А.Дерен) шли по пути выявления декоративно-
экспрессионистических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных
цветов и сочные фактурные мазки.
Для натюрмортов А.Лентулова, Р. Фалька, Н. Гончаровой характерен культ единства формы и
цвета, прпоцесс интерпретации, стилизации натуры в их натюрмортах идет в этом направлении.
Представители кубизма (П. Пикассо, Ж. Брак) стремились утвердить новые методы передачи
пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их
простейщие геометрические объемы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах
кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объем,
придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. Пикассо
создавал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально
упрощая предметы. Он изобрел строго организованную систему плоских цветовых пятен,
взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых на плоскости холста. Использование
модификаций в виде фактурных пятен приводили к дополнительным цветовым эффектам.
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
5
Фовисты, протестуя против художественных традиций XIX., создавали колористические
контрасты интенсивных пятен и острые композиционные ритмы, часто обращаясь к
«примитивному», а также средневековому и восточному искусству. Натюрморты Матисса-одного
из лидеров фовизма- отличаются изысканной нарядностью чистотой цветовой гаммы,
музыкальностью линейных ритмов и полной композиционной и декоративной соподчиненностью
всех компонентов.
Декоративные натюрморты И. Машкова были созданы под влиянием кубистов и фовистов.
Художник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластическую жизнь
предмета в среде, преувеличивает размеры объектов для достижения эффекта зрелости, тяжести
цветового, пользуется экспрессией контурного рисунка и сочной манерой письма.
Как и Машков, для утверждения декоративности Б. Кустодиев использует в натюрмортах
сочетания чистых открытых цветов: желтого, красного, синего, зеленого. Он писал: «Если меня
что и превлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанная не натурально, а
условно- красиво».
Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М. Сарьяна, находившегося под
влиянием А. Матисса и П. Гогена. «Необходимо побороть в себе школу, серую и навязчивую, и
найти свою собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать прочные простые форма и
краски для передачи живописного существа действительности. Моя цель- простыми средствами,
избегая всякой нагроможденности, достигнуть наибольшей выразительности, в частности,
избавится от компромиссных полутонов».
Рассмотрим некоторые способы трансформации формы:
1. Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить
характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до максимальной остроты,
например, предельно округлить пузатенький кувшин, активно вытянуть удлиненную форму
груши, подчеркнув пластику предметов нанесением декоративного рисунка. Важно при этом
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
6
исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круглую форму
заменять на квадратную и наоборот.
2. Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между
несколькими.
3. Допускаются различного рода условности: предметы можно подвешивать в воздухе, преломляя
их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мнимой, условной плоскости. Один и
тот же объект в композиции может восприниматься с нескольких точек зрения, например,
основание кувшина изображается фронтально, а горлышко- развернуть, как будто на него смотрят
сверху, или блюдо с фруктами одновременно показано и сбоку (передняя половина), И СВЕРХУ
(дальняя половина), что дает возможность увидеть лежащие на блюде фрукты.
4. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно.
Избегая выхваченных из действительности натуральных ракурсов нужно превращать их в
оправданные, композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы должны работать на
выявление выразительности композиции и предметов в ней.
5. Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать
их количество, вводить дополнительные объекты, добавлять недостающие драпировки или
фрукты для заполнения пространства, но главное- сохранить суть и узнаваемость постановки.
6. К поиску цветовых вариантов следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит
данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь тональные отношения; можно
также значительно дополнить его новыми сочетаниями. Нецелесообразно совсем отказаться от
цветовых тонов, которые предлагаются, так как при составлении натюрморта предметы
подбираются по цвету, и это нужно использовать.
Применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания зависит от пластического хода
постановки. Динамический ритм «рубленых» плоскостей имеет смысл подчеркнуть тональными и
цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов. В мягкой пластике изгибающихся форм
существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных сочетаний или введением
орнаментальных рисунков.
Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приемы должны работать на
выявление идеи, быть обдуманы, взвешены и отвечать одной самой главной задаче декоративной
выразительности, ибо «декор» означает «украшение», следовательно, стилизованный натюрморт
должен служить украшением любого интерьера, дополняя его и не внося диссонанса в
сложившийся ансамбль.
Для того, чтобы стилизованный натюрморт был выполнен правильно, кроме поиска
композиционного и цветового решений, необходимо работать и над рядом других задач и
проблем, которые были рассмотрены ранее.
В первую очередь, любой натюрморт, в том числе и стилизованный, должен быть
уравновешенным.
При организации равновесия в стилизованном натюрморте необходимо решить, в какомслучае
отдать предпочтение статике, а в каком- динамике.
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
7
Если композиция выполняется из форм, тяготеющих к наклонным линиям или острым углам, то
имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив общую идею движения и в
цветовом колорите, используя активные цветовые и тональные контрасты взаимодополнительных
цветов. Возможно также членение плоскости на неравные части.
Если в композиции участвуют формы строгих очертаний, лучше использовать статику,
симметрию, с использованием спокойного, нежного колорита родственных цветов, малоактивных
контрастов и если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части.
Любая стилизованная композиция во избежание вялости должна иметь композиционный центр
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
8
или доминанту. В натюрморте это может быть предмет, группа предметов или цветовое пятно, тно
желательно отдать предпочтение предметам.
При работе над стилизованной композицией важно обращать внимание на пластику форм, их
выразительность и декоративность, не забывая при этом об основных принципах построений,
постоянно заботясь о правильном размещении предметов на плоскости, что впоследствии
отрабатывается до автоматизма и войдет в профессиональную привычку.
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
9
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
10
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
11
Открытый урок по предмету «Живопись»
преподавателя МБУ ДО «ДХШ им. И.П.Тимошенко» Печеновой Т.В.
12
V. Практическая работа.
Выполняется декоративное решение натюрморта.
VI. Рефлексия.
Проводится просмотр выполненных работ. Обучающиеся сами определяют ошибки в своих
работах и методы их устранения.
VII. Задание на дом:
Посредством работы с сетью интернет ознакомиться с видами декоративного натюрморта и
формами работы с ними.
VII. Заключительное слово учителя.
Учитель благодарит ребят за работу на уроке, прощается с ними.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1.Голубева О.Л. Основы композиции (учебник) «Изобразительное искусство», 2001.
2. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-
144 с.;
3. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства/ Р. Паранюшкин
Изд.2-е. Ростов/нД: Феникс, 2005 г.
4. Шорохов В. «Композиция», Издательство «Просвещение», 2012 г.
5. www.coposic.ru;
6. www.liveinternet.ru;
7. www.festival.1september.ru;