План конспект "Знакомство с историей возникновения и развития выжигания по ткани «Гильоширование»" 5 класс

Стахеева Татьяна Андреевна, педагог дополнительного образования
МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО»
Объединение Мастерская «Творческих идей»
План-конспект открытого занятия по теме
«Знакомство с историей возникновения и развития выжигания
по ткани «Гильоширование».
Дата проведения занятия – 31 января 2019 года
Место проведения – МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО» (кабинет №18).
Вид занятия: Теоретическая и практическая часть.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Цель занятия Познакомить с новым видом декоративно - прикладного
творчества. Историей возникновения и развития гильоширования. Изготовить
декоративную салфетку в технике гильоширование с использованием прорезной
глади.
Задачи:
- воспитательные: трудовое и эстетическое воспитание, привитие навыков культуры
труда, воспитание усидчивости и трудолюбия;
- развивающие: развитие художественно-творческих способностей,
самостоятельности и способности решать творческие задачи;
- обучающие: обучение технологии гильоширования, безопасным способам и
приемам работы с электроприборами; формирование образного и пространственного
мышления.
Оборудование использование материалов интернет - ресурсов, стол с
подсветкой и стеклом, электровыжигатели по дереву с насадками по ткани, рисунки
- эскизы, синтетическая ткань разных цветов, утюг, шкурка, х/б ткань, образцы
готовых изделий.
Ход занятия:
1. Организационный момент – 3 мин.
Приветствие. Противопоказания к занятиям (аллергия на запах,
астма). Проверка готовности рабочего места. Объявление темы занятия.
2. Основная часть – 37 мин.
2.1 Введение в программу. Знакомство с новым видом рукоделия.
Художественное гильоширование. Салфетка (Аппликация).
Ребята, сегодня я познакомлю вас с новым видом декоративно-прикладного
творчества художественным гильошированием. Вы узнаете историю его
возникновения и выполните практическую работу в технике выжигания по ткани.
Что же такое «гильоширование»? Это слово французского происхождения,
изначальное значение которого совсем не имеет отношения к рукоделию.
У немецких мастеров во второй половине XV в начале XVI века получило
широкое распространение украшения карманных часов гильошированием, а в XIX
веке стали украшать оружие золотой насечкой в этой технике.
Для защиты от фальсификации на ценные бумаги с середины XIX века наносят
рисунок из множества тонких переплетенных линий. Если посмотреть на денежную
купюру, можно увидеть именно такой рисунок.
В ювелирном деле используют эту технику благодаря Карлу Фаберже,
знаменитому русскому ювелиру эпохи Возрождения, который довел до совершенства
создание тонкого, тщательно выгравированного узора, состоящего из прямых и
изогнутых линий.
И в нашем XXI веке современные европейские и российские дизайнерские
фирмы в создании мужских аксессуаров и женских украшений используют особый
метод гравировки металлических поверхностей – гильоше.
Искусство выжигания по натуральным материалам называется пирография и
в определенной степени перекликается с выжиганием по ткани.
Для изготовления изделий в технике гильоширование подходят только
синтетические ткани: подкладочные ткани, атлас, креп-сатин, капрон, нейлон,
плащевые ткани, кримплен, шелк и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не
горят, а плавятся и становятся клейкими.
Художественное гильоширование (выжигание по ткани) - порождение
современности. Примерно лет 20 назад, в конце ХХ века, в городе Рыбинске утюг
прожег дыру в новомодной в то время синтетической блузе.
Ее владелица Зинаида Петровна Котенкова несказанно расстроилась, но
делать нечего! стала выдумывать путь реставрации. Вырезала аппликацию и
обычной швейной иглой, нагретой на плите и зажатой в плоскогубцах, приварила ее
на часть дырки.
Заплаточка получилась очаровательная, а Зинаида Петровна разработала
замечательный метод работы с тканями. Назвала его
«Художественное гильоширование» и в 1990 году получила авторское
свидетельство за свою разработку.
Этот вид искусства требует аккуратности, точности выполнения рисунка,
определенного художественного вкуса, имеет интересные цветовые решения. И в то
же время все изделия выполняются гораздо быстрее, нежели в других видах
декоративно-прикладного искусства. В этой технике можно оформить кружевом или
аппликацией столовое белье и одежду, изготовить предметы интерьера, аксессуары и
сувениры (демонстрация дидактического материала).
Подводя итог, можно сказать: несмотря на франко-германское
происхождение, данный вид декоративно-прикладного творчества родом из России.
Искусство это молодое, современное, шагающее в ногу с нашим временем и
позволяющее, сохраняя старинные традиции рукоделия, создавать модные и
красивые вещи.
Сегодня мы в технике гильоширование изготовим небольшую салфетку, и
главной деталью в этой салфетке будет аппликация.
Я уверена, вы сможете ответить на вопросы: что такое «гильоширование» и
где оно используется? (ответы детей). Совершенно верно, молодцы!
Если заглянуть в современный словарь иностранных слов, можно узнать, что
«гильоширование» происходит от французского «guilloshis», которое переводится
как «узор».
2.2 Практическая часть. Правила техники безопасности при работе с
электровыжигателем. Алгоритм выполнения работы. Технология выжигания.
Прежде чем приступить к работе, я ознакомлю вас с правилами техники
безопасности.
Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем
1. Включать аппарат можно, если он исправен, нет оголенных проводов и сухие руки.
2. Не трогать иглу голыми руками при включенном аппарате.
3. Класть ручку с иглой только на стекло или подставку; следить, чтобы игла не
касалась провода.
4. После работы э/выжигатель отключить, дать игле остыть, сложить аппарат в
коробку, убрать рабочее место.
Существует определенный порядок работы выполнения изделия. Но
сегодня, ввиду ограниченного времени, вы будете выполнять сокращенный вариант.
На ваших столах лежат уже подготовленные рисунки, а также необходимые
материалы для выполнения салфетки. Чтобы изделие получилось красивым, нужно
соблюдать следующие правила:
1. Вырезать все необходимые элементы.
2. Разложить детали на основе салфетки, закрепить точками.
3. Ручку э/выжигателя необходимо держать строго вертикально.
4. Работа выполняется между указательным и средним пальцем левой руки,
придерживающей ткань на стекле.
5. Все детали последовательно прижигаются к основе методом «сварки в точку и
пунктиром». (Педагог показывает детям, как правильно это сделать. Дети
повторяют действия за педагогом).
6. По желанию можно декорировать салфетку элементами пирографии.
Начинайте работу. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, поднимите руку,
я к вам подойду. А пока вы работаете, мне бы хотелось рассказать вам по - больше
истории и видах гильоширования и его авторе.
3. Подведение итогов. (Рефлексия) – 5 мин.
Время нашего занятия подходит к концу. Заканчиваем работу. Отключите,
пожалуйста, электроприборы. Будьте внимательны, не обожгитесь, и проследите,
чтобы игла э/выжигателя лежала на стекле.
А теперь вы можете разложить все свои работы и посмотреть, что у кого
получилось.
Ребята, попробуйте ответить на вопросы:
Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? (ответы детей)
А нравится ли вам ваша авторская работа? (ответы детей)
Сложно ли было её выполнить? (ответы детей)
Хотели бы вы заниматься этим видом рукоделия? (ответы детей)
Используя технику выжигание по ткани, можно сделать множество
уникальных вещей - от изящного декоративного платочка и оригинальной открытки
с объемными цветами до крупных изделий с ажурным или многоцветным орнаментом
(Изготовить предметы интерьера: оформить кружевом или аппликацией
скатерти, салфетки, шторы, занавески, ламбрекены, панно, сувениры. Изготовить
или украсить одежду своими руками различными аксессуарами и украшениями:
блузки, жилеты, воротники, колье, броши, серьги и т.д.).
Большое вам спасибо за работу. Я думаю, что вы уйдёте с сегодняшнего
занятия с хорошим настроением, которое подарит вам замечательная салфетка с
аппликацией!
4. Уборка рабочего места.
5. Список использованных источников
1. Азеева М.И., «Выжигание по ткани из химических волокон» - Я.: ЦДЮ, 2003г
2. Андрианова Т.Н., Макарова О.Н., «Декоративное выжигание по ткани» - СПб:
Питер, 2005г
3.Котенкова З.П. «Выжигание по ткани», Ярославль. Академия Холдинг, 2002г.