"Методы обобщения на уроках изобразительного искусства" 4 класс

МБОУ "Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №55 имени Александра Невского" г. Курска
Статья
"Методы обобщения на уроках изобразительного искусства"
Изобразительное искусство,4 класс.
подготовила
учитель изобразительного искусства,
Давыдова Елена Егоровна.
г. Курск 2015г.
Общие принципы преподавания области «Искусство» определены
концепцией: «Преподавание строится как органичное единство учения и
творчества. Учебные задачи не отделяются от творческих», «создание и
восприятие ребёнком художественного образа является целью, а
приобретение знаний, умений и навыков - необходимым средством её
достижения, не подменяющим собой цель». Художественный образ -
специфический, присущий искусству способ отражения действительности,
обобщения её с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной,
непосредственно воспринимаемой форме. Но в отличие от науки,
отражающей действительность в форме логических обобщений (отвлеченное
понятие, закон, категория), образ искусства воспроизводит общее в форме
конкретного, индивидуального.
Конкретно-чувственную форму художественного образа нельзя,
однако, смешивать с непосредственными ощущениями, восприятиями, в
которых отсутствует момент обобщения. Обобщение художественное,
реализующееся в образах искусства, отличается от научных обобщений, от
понятий тем, что в нем логический момент находится в единстве с
эмоциональным. Художественный образ- это чувствуемая мысль. В основе
художественного обобщения лежит способность человеческого сознания
данном случае сознания художника) познавать объективную
действительность, выявлять главное, существенное в отдельных фактах и
явлениях жизни путём сравнения, анализа, извлекать из них смысл. В любом
случае художественный образ индивидуализированное обобщение,
раскрывающее в индивидуальном и через индивидуальное, в конкретно-
чувственной форме существенное для ряда явлений. В искусстве каждое
изображаемое художником лицо тип, но вместе с тем и вполне
определенная личность «знакомый незнакомец». Типизация
художественное обобщение через индивидуализацию. Чтобы понять
художественный образ нужно знать язык данного вида искусства.
Рассмотрим это на примере интегрированного урока ИЗО и
окружающего мира «Культура Древней Греции» в 4-ом классе.
Одна из основных задач урока - обобщение и систематизация знаний об
особенностях культуры Древней Греции, формирование представлений о
своеобразной и цельной внутри себя культуре.
Данный урок проводится в форме воображаемого путешествия. Это
яркая, эмоциональная, игровая форма работы. Цели игры в данном уроке -
активация творческой активности детей, развитие эмоциональной сферы
ребенка. Игра направлена на переживание образного содержания урока, на
погружение в тему.
Она имеет свои отличительные особенности:
-наличие маршрута путешествия;
-в карте игры-путешествия отмечаются все остановки, где предстоит
побывать участникам;
-в путешествии включаются элементы ролевой игры (распределение
ролей: географ, путешественники, знатоки);
-учебные задания подаются в форме игровых конкурсов, кроссвордов;
- учащиеся разбиваются на команды, игра проводится с элементами
состязания.
Основные этапы урока.
Подготовительная работа
Поисковая работа по содержанию темы (чтение мифов, углубленное
изучение отдельных произведений искусства, природы, карты, собираются
работы предыдущих уроков).
1. Организационный этап.
2. Актуализация на основе сформированных знаний.
Вхождение в игровую ситуации начинается с путешествия по карте.
Здесь и в дальнейшем уделяется внимание особенностям природы Греции,
так как это важно для создания цельного образа культуры страны. При этом
обязательно наличие изобразительного, звукового, литературного ряда.
Основная часть заданий на уроке носит обобщающий характер.
Первые задания (вопросы к командирам или «Смысловая цепочка»)
касаются мифологического сознания древнего грека, как основы, фундамента
культуры.
Вопросы к учащимся:
-Где жили древнегреческие боги? (гора Олимп)
-Что в понимании грека-зло? (хаос)
-Что привнесли в мир боги? (порядок) и т.д.
В задании «Незавершенный рисунок» делается акцент на цельности
мифологического художественного образа, для которого нет случайных,
ненужных деталей. Задание: дорисовать важный, недостающий элемент
образа.
Затем внимание учащихся переводится на образы древнегреческой
архитектуры и скульптуры. В сюжете игры ключом, открывающим вход в
мир греческой архитектуры и скульптуры, служит кроссворд.
Образовательная задача-воспроизведение , повторение опорных знаний,
расширение границ изучаемого материала, акцентирование внимания детей
на законах мерных числовых отношений (канон, ордер), так как для грека-
это были законы Космоса и Разума ( божественные законы, лежащие в
основе бытия).
Для создания цельного образа культуры Древней Греции прокладываем
маршрут путешествия на Акрополь храмовый архитектурный ансамбль
Афин, следуем по нему вместе с праздничной процессией древних греков на
празднике Панафенеи. Так культура Древней Греции раскрывает себя в
единстве религии, изобразительных видов искусств, театра и др.
Учащиеся (знатоки) выступают со своими сообщениями о
произведениях архитектуры и скульптуры. Знатокам предварительно дается
задание: разгадать некие скрытые смыслы и законы каждого произведения.
Детское восприятие художественного образа необычайно продуктивно, так
как дети мыслят образами. Их мировосприятие можно сопоставить с
художественной фантазией. Чем свободнее будут рассуждения по поводу
художественного образа, тем более глубоким, ценностным станет отношение
ребенка к нему. При этом надо помнить, что свобода смыслоизъяснения
ограничена авторским замыслом. Главная задача урока приблизиться к её
раскрытию. Поэтому в рассуждениях не следует удаляться от произведения,
все детские предположения, несмотря на их чувственный, эмоциональный
характер должны быть проверены, аргументированы самим языком
изобразительного искусства. Это обязательное условие раскрытия
художественного образа.
Здесь уместно направлять движения эмоций, чувств и мыслей:
-Какие чувства, эмоции вызывает храм?
-Какое впечатление производит размер, порядок расположения частей,
детали храма?
-С чем можно сравнить колонну дорического ордена? (метафора)
-Для какого бога построен храм? (прием антропоморфизма).
В результате проявляются существенные, типичные признаки
греческого искусства.
В архитектуре это сакральность: храм-жилище богов, мера,
симметрия и ритм, ордер как выражение высшей гармонии.
В скульптуре - это также разумная мерность, выраженная в каноне,
возвышенность и идеализм.
Следующее задание: познавательная игра «Акропольский музей».
Командам раздаются изображения скульптур разных эпох.
-Помогите сотрудникам Акропольского музея отобрать скульптуры
греческих мастеров для выставки.
Овладеть понятием - значит оперировать им, то есть опознание
единичных предметов как принадлежащих к определенному роду, классу.
Это, по сути - задача задания: имея понятие мерности, красоты,
возвышенности отобрать скульптуры, выражающие эти понятия.
3. Этап осмысления, обобщения и систематизации.
Движение от восприятия к понятию, от чувственного к абстрактному
прослеживается в течение всего урока. На этом этапе в форме эвристической
беседы команды пытаются выделить основные черты культуры Древней
Греции.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какая цель древнегреческого искусства? (Цель - наслаждение
прекрасным).
-Как изображается человек в древнегреческом искусстве? (Человек в
греческом искусстве изображается в его физическом и моральном
совершенстве).
-Каковы основные черты культуры Древней Греции? (Стремление к
красоте, порядок, как мера красоты, возвышенность, цельность).
4. Выполнение практической работы.
Практическая работа на уроке - коллективное панно «Олимпийские
игры». Учащиеся вовлечены в создание целостного мира греческой
культуры. Для построения выразительной композиции детям предлагается
роль «режиссера» праздника. Инструктаж к работе проводится при помощи
частично-поискового метода в форме беседы:
- Кто главные герои действия? (спортсмены)
- Как это показать в композиции? (изображение на переднем плане).
- Как выразить дух состязания, определенного праздничного порядка в
композиции? (использование композиционного правила группировки,
ритма)
5. Итоги урока. Рефлексия. Выставка работ обучающихся.
Список использованной литературы
1.Выготский Л.В. "Психология искусства" - М.1965 г.
2.Якобсон П.М. "Психология художественного искусства"- М.1964 г.
3.Мелик-Пашаев А.А. "Педагогика искусства и творческих
способностей" - М.1981 г.