Презентация "Народные промыслы Подмосковья"

Подписи к слайдам:
Народные промыслы Подмосковья
  •  Цель проекта: продолжение изучения истории Московской области, знакомство с истоками ремесла в Подмосковье, его развитием и состоянием в настоящее время.
  • . Данный проект позволяет решить следующие задачи: Познакомить обучающихся с народными промыслами Подмосковья;
  • Расширить знания по истории родного края;

    Активизировать поисковую деятельность;

    Обучить организации выставок и ведению тематических экскурсий по созданной экспозиции.

Название

промысла

Время

возникновения

Наименование

выпускаемых

изделий

Сырье, для

изготовления

Примечание

Расписные

лаковые под-

носы Жостова

1836 г

лаковые подносы из

металла

металл для под-

носа, краски

для живописной

росписи

все изделия

народных про-

мыслов - ручная

работа

Федоскино

первые кус-тар-

ные мастерские

в 18 в.

Шкатулки

папье-маше

Павлово-

Посадские

платки

кустарные ма-

стерские в XVIII

веке, фабрика в

1812 г

платки, шали

шерсть

Набивка рисунка

на ткань прохо-

дит в несколько

этапов

Бело-голу-

бая Гжель

XVIII век

Посуда и керамиче-

ские изделия

местная белая

глина

продукция вы-

возится за гра-

ницу

Сергиево-

Посадская

игрушка

XV век игруш-

ки, матрешки с

17 века.

Матрешки

местная древе-

сина

Богород-

ская резьба

XVIII век

Игрушки, резьба по

дереву

местная древе-

сина

Абрамцево-

Кудринская

резьба

Конец ХV111

века

Резьба по дереву,-

предметы домашнего

обихода

местная древе-

сина

Расписные лаковые подносы Жостово

Черный лаковый поднос

Славу Жостову принес

Русский чай, да с пирогами

На подносах подавали

Не скупитесь, выбирайте

Весь товар наш покупайте.

Недалеко от Мытищ, на берегу канала им. Москвы, расположена

деревня Жостово. Впервые о селе упоминают в 1780 г. в связи с про-

изводством лакированных изделий из папье –маше. Жостовский художественный промысел декоративной росписи возник в 1825 году.Наряду с небольшими предметами в отдельных мастерских стали из-

готавливать и подносы. Материалом для них изначально служило так-же папье- маше. Изделия из папье- маше украшались декоративной

росписью, сам же материал скрывался под многочисленными слоями

грунта и лака. В 1830г. в Жостове было освоено производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос.

Федосково

Федоскинская лаковая миниатюра

Родиной художественных лаков является Китай, где они были

известны уже в глубокой древности. Первая мастерская по изготов-

лению лаковых изделий в Подмосковье основана в 1795 году куп-

цом Коробовым в Данилкове, части села Федоскина (современный

Мытищинский район). Начав с подражания «брауншвейгским лакам

Германии», русские мастера выработали самобытные приемы мини-

атюрного письма по изделиям из папье-маше. Особенностью федоскин-

ской лаковой миниатюры является живопись маслом в три- четыре слоя

(замалевоек, пропись, лессировка, бликовка), каждый слой лакируют.

Повлово-посадские платки

Искусства русского знаток

Узнает павловский платок

На нем прекрасные цветы

Необычайной красоты

Набросит девушка платок

И покорит весь городок

Павловские шали всем к лицу идут,

Павловские шали молодость дают.

Даже заграница, знающая толк,

И она стремится наш одеть платок.

На востоке Подмосковья издавна развивались текстильные ремесла. Одним из выдающихся явлений русской культуры стала многоцветная набойка Павловского Посада. Набойка издавна известна в России, в 19 веке стала известна во многих губерниях народным художественным промыслом. Украшали печатным рисунком льняной домотканый холст, шерстяные и льняные, а также шелковые ткани, с

появлением хлопка- хлопчатобумажные ткани. Ручная набойка – один из древнейших видов искусства художественного оформления тканей.

Бело-голубая гжель

В белой глине воплотили

Гжели русской мастерство

Синю птицу оживили

На Руси уже давно.

На сервизах эту птицу

Узнают и за границей.

Гжель - старинный, гончарный район Подмосковья. Когда здесь

начали заниматься гончарством, точно неизвестно. Но одна из тридцати деревень, давшая название всему району, впервые упоминается

в 1328 году. Подлинных же изделий гжельского производства старше последней трети 18 века не сохранилось. В истории Гжели, как центра народного гончарства, было 3 этапа развития. Первый связан с про-

изводством майолики в 1770-1790 годы. Изделия из цветной глины с

толстым пористым черенком покрывали непрозрачной белой эмалью,

по которой “по-сырому” делали многоцветную роспись эмалевыми же

красками.

Сергиево-Посадская игрушка

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой - будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную притертую-

И сумеешь ты найти куколку четвертую…

Прячется в ней пятая куколка пузатая,

А внутри шестая, в ней живет пустая…

В Сергиевом -Посаде промысел художественной обработки дере-

ва существовал еще в 17 веке. Игрушки, вырабатываемые народными умельцами Сергиева- Посада (ложки, потешные возки), забавляли русских царевичей. В конце 18 века промысел усиленно развивается, расширяется ассортимент игрушек, в том числе налаживается массовое изготовление деревянной точеной матрешки. Первая матрешка поя-

вилась в России в конце 19 века(1899г.)

Богородская резьба

Богородская резьба по дереву- яркий и своеобразный вид народного творчества. Возникновение кустарного промысела по изготовлению игрушек в селе Богородском (в 25 км от Сергиева-Посада) относится

к 16-17 вв., хотя первые исторические сведения о богородской резьбе уходят в далекое прошлое. Известно, что богородских «кузнецов»дарил своему сыну Петр 1. Наибольшего расцвета богородская художественная резьба получила в 18в. Материалом для изготовления богородских художественных изделий служит мягкая древесина осины,

ольхи, липы. Для изделий характерно сочетание тонкой орнаментальной резьбы,которая превосходно передает оперение птиц, шерсть животных.

Абрамцево-Кудринская резьба

Промысел абрамцево- кудринской резьбы зародился в конце 19 века. Организованная в 1884году столярная мастерская в Абрамцеве (Сергиево – Посадский район) объединила резчиков соседних деревень. Абрамцевские мастера вырезали изделия в технике трехгранно - выямчатой и плоскорельефной резьбы. Изготовляли мебель, шкатулки, полки, пеналы, декоративные тарелки. Изделия пользовались большим спросом во многих городах России.