Внеклассное мероприятие "Удивительные картины"
ОГБОУ «ШАЦКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
Подготовила и провела
учитель ИЗО
Маркушова Т.Е.
Цели:
- знакомство с ведущими музеями России, зарубежья, некоторых их картин;
- формировать понятия о важности их как хранилищ культурного наследия
человечества;
- рассказать об истории возникновения музеев, разнообразии экспозиций
музеев.
Оборудование:
Презентация по картинам русских художников, реквизит для
инсценирования стихотворения А. Усачева « Охотники на привале»
В 1997 году в Москве во время работы 11 конференции Международного
совета музеев был утвержден День Музеев, который празднуется 18 мая.
В этот день принято открывать специальные выставки, устраивать встречи
посетителей с руководителями музеев, организовывать праздничные
мероприятия. Вход в музеи в этот день свободен и бесплатен.
Если кто-то из вас когда-нибудь был в музее, любовался творениями великих
мастеров искусства или рассматривал предметы старого быта, то вы никогда
не задумывались о тех людях, которые собрали воедино и сохранили то, что
теперь составляет национальную гордость страны. Имена многих из них
давно забыты или затерялись в грудах архивных бумаг, а их дело продолжает
жить, растет племя коллекционеров, благодаря знаниям, любви к искусству
которых сохранены памятники культуры и науки.
Многие великие люди прошлого были страстными коллекционерами. На
основе их коллекций и были созданы всемирно известные музеи.
Установить время начала коллекционирования невозможно. Не так давно на
границе Польши, Словацкой и Чешской республик археологи открыли
пещерную стоянку первобытных людей, обитавших здесь несколько тысяч
лет назад. В пещере был найден набор белых камешков, не имевших,
вероятно, никакого практического значения, но собранных, очевидно, из-за
их красоты и яркости.
В древности коллекциями довольно часто занимались не сами
коллекционеры, а их рабы. Именно им поручалось изучать и
квалифицировать вещи. Рабы должны были знать и помнить, кем
изготовлены предметы коллекции хозяина и откуда они привезены.
Коллекционирование произведений искусства идет от императорского Рима.
Музеи стали создаваться только в 16-18 веках, правда и тогда не все они
были открыты для широкого посещения. С тех пор прошло много лет,
теперь существуют самые разные музеи.
Музей ( от греч. – храм муз)- это научно-исследовательское,
просветительское учреждение, которое осуществляет комплектование,
хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений
искусства, памятников, археологии, истории и т. д.
Музеи бывают самые разнообразные: музеи архитектуры под открытым
небом ( Кижи, пирамиды Египта, Акрополь в Греции), музей декоративно-
прикладного искусства, художественные музеи.
В России главными художественными музеями являются: Государственная
Третьяковская галерея в Москве, Государственный музей изобразительного
искусства имени А.С.Пушкина в Москве, Государственный Эрмитаж в
Санкт-Петербурге, а также в Москве- дом-музей В.Васнецова, усадьба
Кусково 18 века, Останкинский музей, Государственный музей искусств
народов Востока, Всероссийский музей декоративно-прикладного и
народного искусства. Музеи мира - музей Прадо в Мадриде, Лувр- в Париже,
Дрезденская галерея- в Германии, Британский музей изобразительного
искусства.
В Художественных музеях хранятся картины. Картины - это особый мир, это
окно в мир. А чтобы его выделять из окружения, картину одевают в раму.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир искусства, познакомимся с
некоторыми художниками и их удивительными картинами.
САМАЯ СЛАДКАЯ КАРТИНА.
Написал ее знаменитый русский художник-пейзажист Иван Иванович
Шишкин, а называется она « Утро в сосновм лесу».
Вы все, ребята, эту картину хорошо знаете. Ее издавна помещают на фантики
конфет « Мишка косолапый».
На картине три медвежонка лазают в дремучем лесу по стволу вывернутой с
корнем, разломившейся надвое старой сосны, а мама-медведица за ними
наблюдает.
Шишкин никогда не писал картин специально для детей. И в этот раз он
сначала хотел написать обычный пейзаж, показать, как выглядит лесная
глушь в часы пробуждения, когда лучи солнца касаются верхушек деревьев,
а внизу, под сомкнутыми кронами еще царят полумрак и легкий туман.
Шишкин окончил картину в 1889 году и никаких медведей на ней пока не
было. Но однажды работу Шишкина увидел его давний друг Константин
Аполлонович Савицкий, тоже художник. Картина Савицкому понравилась,
но он предложил еще и написать медвежье семейство. И сам добавил в
картину косолапых персонажей. Шишкин работу друга одобрил и заставил
его расписаться на картине.
В наши дни картина « Утро в сосновом лесу» находится в Москве, в
Третьяковской галерее.
Вскоре появления на свет, картина приглянулась изготовителям конфет.
Шоколадные конфеты» Мишка косолапый» появились еще при жизни
художника.
САМАЯ ЧАЙНАЯ КАРТИНА
Называется эта картина « Купчиха за чаем». Написал картину выдающийся
русский художник Борис Михайлович Кустодиев.
На картине молодая купчиха - молодая, пышнотелая. Она сидит за столом на
веранде в саду, над ней голубое небо с мелкими облаками. Наверное, ни о
чем серьезная купчиха и не думает; она просто отдыхает и пьет чай. Сытый
кот трется об ее плечо.
На столе сверкает пузатый самовар, макушку которого венчает чайник;
вазочка с вареньем, хлебная тарелка со сдобой; чаши- одна с арбузом, другая
– с виноградом и яблоками. Поодаль видны церкви, веранда соседей.
Эту картину Кустодиев написал в 1918 году. И то, что он изобразил на
полотне, ни капельки не вязалось с тем, что происходило тогда в России.
Произошла революция, громыхала Гражданская война. Русские люди,
разделившись на «красных» и «белых» , убивали друг друга; в стране царили
голод и болезни, фруктовые сады засыхали, поля не пахались, церкви
грабили и разрушали.
А у художника на картине все хорошо: тишина, мир, купцы пьют чай, сады
цветут, белеют церкви.
Борису Михайловичу Кустодиеву в 1918 году исполнилось 40 лет; у него
были парализованы ноги. Художник передвигался по своей мастерской, сидя
в коляске, так и работал у холста.
Почему же художник решился написать такую картину? Купечество было
здоровой и деятельной частью русского общества. Потому и решил писать
купчиху и именно за чаем с самоваром. Самовар тогда был в каждом доме: у
крестьянина, купца, министра. Пили чай везде: дома, в гостях, в трактирах, в
чайных. Чай, самовар на столе были символами покоя, благополучия,
прочности жизни.
И художник как-бы говорил: вот, она, тихая, спокойная жизнь и не надо
воевать друг с другом.
В наши дни « Купчиха за чаем» находится в Русском музее Санкт-
Петербурга. В 1998 году Русский музей праздновал свое 100-летие и в честь
своего юбилея выпустил серебряные монеты, на которых была запечатлена
картина « Купчиха за чаем».
САМАЯ ОХОТНИЧЬЯ КАРТИНА
Это, конечно же, картина « Охотники на привале». Художник Василий
Григорьевич Перов написал ее в 1871 году, ему уже было 37 лет и он был
знаменитым.
Прежде Перов изображал в своих работах сцены из тяжелой жизни крестьян
( « Тройка», « Проводы покойника»), многие из его репродукций вошли в
школьные учебники. Еще он писал портреты своих знаменитых
современников. Несколько полотен с изображением рыболова, птицелова,
охотником он писал как - бы между делом.
Когда картинаики на привале» появилась на выставке, многие знатоки
живописи были разочарованы. Сразу заговорили, что охотники на картине не
настоящие. Почему? Ружья брошены как попало, ружье рассказчика
болтается у него за спиной, утки летают над головами.
Художник показал на картине людей, для которых охота не столь важна.
Гораздо важнее – выбраться из Москвы на простор, на природу, подышать
свежим воздухом. Это и было самым желанным для охотников.
Сразу складывается впечатление, что охотники ведут беседу именно об
охоте. Что человек, сидящий на картине слева, рассказывает небылицу об
охоте, а его молодой слушатель верит каждому его слову, но зато охотник в
центре картины слушает с иронией, не влезает в разговор.
Художник Перов изобразил на своей картине своих друзей. Охотник-
рассказчик – врач Дмитрий Павлович Кувшинников; доверчивый
слушатель – член Московской городской управы Николай Михайлович
Нагорнов, третий охотник (в центре) – врач и немного писатель, немного
художник – Василий Владимирович Бессонов.
Зрители спорили, а охотники по всей России признали картину своей.
Судьба героев картины сложилась успешно. Врач Д.П.Кувшинников, в год
появления картины на выставке встретился со своей женой. Их дом был
местом встреч писателей, художников.
26- летний Н.М. Нагорнов через год после написания картины женился на
родственнице Льва Толстого.
Врач В. В. Бессонов сделался знаменитым еще до « Охотников на привале».
Перов написал его портрет, который был отмечен медалью и помещен в
Третьяковскую галерею.
Эта картина вдохновила поэта Андрея Усачева и он написал к ней
стихотворение « Охотники на привале»
( Инсценировка стихотворения « Охотники на привале)
ОХОТНИКИ НА ПРИВАЛЕ
Нету радости в болоте,
Если нет в болоте уток.
Нету прелести в охоте
Без историй, баек, шуток.
Нету времени чудесней,
Чем рассказы на привале.
А рассказа нету, если
Вы немного не приврали.
- Помню, как-то шёл я лесом.
Весь продрог, промок насквозь,
Я штаны сушить повесил,
И ружье на сук повесил,
Всё на дерево повесил...
А оно как понеслось!
Оказалось, это лось.
И домой вернулся я
Без штанов и без ружья!
- А со мной такой был случай:
Стал я целить в русака,
Вдруг орёл летит из тучи,
Зайца хвать - и в облака!
Утки рядом вдруг вспорхнули.
Я подумал: - Вот, дела!
И подбил одною пулей
Утку, зайца и орла...
Нету времени чудесней,
Чем рассказы на привале.
А рассказа нету, если
Вы немного не приврали.
Андрей Усачёв
САМАЯ БОЛЬШАЯ КАРТИНА
О ее существовании, признаться, в наши дни позабыли. Называется эта
картина « Великий Сибирский путь», и написал ее замечательный врач,
ученый и художник П.Я Пясецкий. Автор работал долго – с 1894 по 1900
годы, в результате из-под его кисти вышла картина – панорама
впечатляющей длины – целых 942 метра.
Согласитесь, нелегко представить себе картину длиной почти в километр. Да
еще написана она была не масляными , а капризными акварельными
красками на бумаге, а для придания полотну прочности художник наклеивал
листы на холст.
О чем же эта картина? Дело в том, что событие, отраженное на картине, тоже
было необычным. Великий Сибирский путь – это Транссибирская железная
дорога, ее строительство как раз шло в то время в России, когда художник
начал писать картину – панораму; строительство Западно – Сибирского
участка дороги ( От Урала до будущего Новосибирска) уже заканчивалось.
Художник быстро создал полотно длиной 200 метров и представил его на
одном из заседаний по сооружению железной дороги.
Председатель комитета Николай II пришел в восторг и попросил живописца
продолжать работу, чтобы отразить весь сибирский путь до самого Тихого
океана, до Владивостока.
В 1900 году полотно было завершено и тут же отправилось на выставку в
Париж. Успех был грандиозным. Жюри отметило картину Большой золотой
медалью, а создателя – французским орденом Почетного легиона.
В России художника тоже не обошли почестями и наградили. Создание
полотна обошлось казне недешево: 59.000 рублей, но картина того стоила.
Благодаря картине мы и сегодня можем представить, как выглядела Сибирь
больше века назад. На картине изображены станции: Омск, Курган,
Обь(крохотное село, а теперь Новосибирск), Красноярск, Иркутск, Чита,
Владивосток. Там есть и таежные просторы, и дикие степи, и горы, и мосты
через реки.
Картина сохранилась до нашего времени и сейчас находится в Эрмитаже.