Презентация "Глиняная игрушка. Центры промысла игрушек"
Подписи к слайдам:
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
- Центры промысла игрушек
- Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.
- с.Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области.
- Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг.
- Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.
- В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер.
- Лучшими абашевскими мастерами оказывались как правило староверы.
- г.Вятка.
- Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы").
- Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни.
- Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
- деревни Жбанниково, Ромпино, Рыжухино и др. Городецкого района Нижегородской области.
- Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.
- Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур "серебрятся" с помощью алюминиевого порошка. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах.
- г.Каргополъ Архангельской области.
- Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда.
- В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.
- В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены.
- Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.
- д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.
- Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
- При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
- Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Презентация "Аппликация на уроках изобразительного искусства" 5-6 класс
- Конспект урока "Подводный мир" 2 класс
- Конспект урока "Узоры, которые создали люди" 1 класс
- Конспект урока "Реальность и фантазия в творчестве художника" 6 класс
- Внеклассное интегрированное мероприятие "Красота в математике и природе" 6 класс
- Презентация "Методика работы в технике «декупаж»"