Конспект урока "Цвет - основа языка живописи"

Тема: ЦВЕТ- ОСНОВА ЯЗЫКА ЖИВОПИСИ
Цели:
- познакомить учащихся со свойствами цвета ;
- дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета;
- холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
- развивать творческую фантазию. формировать умения наносить цветовые пятна,
путем
оттиска различных подручных средств.
- развивать умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать
форму;
логическое мышление; внимание; аккуратность.
- научить получать новые цвета через смешивание красок;
- воспитывать художественный вкус;
Оборудование: проектор, презентация к уроку,
корзина картошки, спичечные коробки, листы бумаги, зубная щетка, рисунок с
композицией, кисточка, краски, словарные слова, баночки с водой,
Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и
теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
- Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-
белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как
много в нашей жизни значит цвет!
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
- Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне
цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на
восприятие окружающего мира.
- Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни?
2. Проверка г о т о в н о с т и учащихся к уроку.
3.С м а ч и в а н и е к р а с о к .
II. Сообщение темы урока.
- Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов?
Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?
Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые
озаряют все на своем пути.
- В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или
электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.
Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на
чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось
естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях
есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный
цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью,
красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни.
Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать
покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения
физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное»,
недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
Для живописца объект видится сквозь призму цвета, при несомненной важности
линии, объема. Дома, люди, деревья. Пластика цвета оказывается способной выразить все
многообразие явлений. В ней он ощущает особенности пространства мира и место
человека в нем, через нее художник выражает тончайшие движения чувств, часто с
трудом поддающиеся расшифровке словами.
Велики гибкость и сила воздействия живописи, полнота ее эмоциональных
переживаний. Они связаны с органической тягой человека к цвету. Цвет в окружающей
нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов мира. Цвет в
искусстве тоже поначалу играл только эту роль, он появился намного раньше
возникновения собственно станковой живописи в современном смысле слова. Из
вспомогательного средства, из окраски предметов цвет перешел сначала в стенную
роспись. Лишь много веков спустя произошло рождение картины, «предмета», явно не
практичного по сравнению с архитектурой, керамикой или даже скульптурой. Ведь и
скульптура долго была лишь необходимой вещью в системе культовых обрядов.
Сформировавшись как самостоятельный вид художественного ремесла, живопись
отвечала уже и новым общественным потребностям. То есть, строго говоря, ее
бесполезность была мнимой. Живописец, давая предметное изображение мира, как бы
заново объяснял его, «шлифовал» чувства зрителя. И тут оказалось, что сама по себе
краска прежде всего лишь средство работы над цветом, часто еще «сырой материал».
Чтобы он стал эмоциональным, раскрывал смысл произведения, нужно было понять его
природу. Художник в воздействии цветом открывал особенности нового вида искусства.
Постепенно цвет разрывает свои прочные узы с предметом и начинает жить
самостоятельной жизнью. Он может звучать по контрасту к бытовой функции этого
предмета. Он может выявлять его глубинную символическую сущность, преобразовывать
и ломать его привычную структуру и связи.
Цвет, как и пространство, - объективные координаты предметов. Потому и в живописи
возможна работа на строгих научных, оптических началах. Но она всегда несет момент
эмоционального преображения мира. Здесь живописец находится как бы в постоянных
поисках гармонии мира. Таким художником был Леонардо да Винчи (1452-1519). В
нашем веке многие из искателей в этом направлении логически переходили от
живописных опытов к опытам пространственных проектов, стремясь отыскать гармонию
не только на холсте, но и утвердить ее в пространстве всей земли.
Обычно, если мы вглядимся в какой-либо холст, то заметим определенную
закономерность в его цветовом строе. Одни цвета будут «солировать», другие
акцентировать их звучание, как в симфоническом оркестре, вместе создавая единое
цельное впечатление. Взаимоотношения цвета в пределах одной картины и будут тем, что
мы называем колоритом.
Мы говорим о теплом и холодном колорите, тем самым как бы определяем характер
своих ощущений. Говорим о колорите того или иного мастера как о любимых сочетаниях
цвета, выражающих чувства художника. В известной степени можно говорить о колорите,
колористическом решении картины как одном из главных этапов в ее написании.
Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его
замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения. Как он этого до-
бивается, узнаем из материала урока.
III. Изучение нового материала.
1.С в е д е н и я о ц в е т о в е д е н и и .
- Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть
знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый»
солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При
прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя
так называемый спектр, то есть беспрерывный ряд цветов, где они располагаются в таком
порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой,
синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто-зеленый незаметно переходит
в зеленый и т. д.
2.С в о й с т в а цвета.
- Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только
какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и
поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением.
Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи
поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам
черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые
лучи (а остальные были поглощены самим телом).
Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре пурпурные
(промежуточные между крайними красными и фиолетовым) составляют так называемую
хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а
черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать
их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до
черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»).
3. О с н о в н ы е п о н я т и я в цветоведении.
- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по
светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по
светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и
насыщенностью.
Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся
желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и
холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня,
другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета
занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости
от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.
Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят
один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, потому что, как уже
отмечалось, между крайними цветами - красными и фиолетовыми — недостает пере-
ходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой
цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.
Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому
цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический
цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными.
Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому -
пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом
круге лежат диаметрально противоположно.
4. Основные и составные ц в е т а .
- В изобразительном искусстве' три цвета: желтый, красный и синий - принято
считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и
берлинская лазурь.
Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и
синий дадут зеленый (дополнительный к красному), синий и красный - фиолетовый
(дополнительный к желтому), красный и желтый - оранжевый (дополнительный к
синему).
Цвета, составленные из основных, называются составными.
5.Понятие о ц в е т о в о м к о н т р а с т е .
- Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном
(например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в
данном случае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу,
всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет
возникающего хроматического оттенка на сером) называются контрастными. В
цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до-
полнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно
пренебречь.
Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве, зрительно усиливают
друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к
данному цвету добавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахромати-
ческому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось
розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого.
Резко снижает контрастное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее
четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.
При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-
зеленого, зеленого и зелено-голубого, возникает, наоборот, впечатление уменьшения
насыщенности обоих.
Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там,
где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и изменять оттенок любого
хроматического цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.
6. Как вы считаете как можно назвать мастера который работает в живописи?
Сегодня мы познакомимся с творчеством известного живописца.
Шишкин Иван Иванович ( презентация)
IV. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня на уроке наша задача стать настоящими живописцами, но в отличии от
художников мы будем рисовать различными предметами, но только не кисточкой.
V. Практическая работа.
1) рисование картошкой
учитель берет из корзинки картошку.
какой странный предмет лежит в корзине? он нам совсем не нужен.
попробуйте угадать:
кругла, рассыпчата, бела.
на стол она с полей пришла.
ты посоли её немножко
ведь правда вкусная …..(картошка)?
следует говорить : картофель.– попробуйте сами оставить след на бумаге с помощью
половинки картофеля. (дети с помощью кисти и палитры наносят на срез картофеля
краску и делают оттиски на бумаге.)
2) рисование спичечными коробками
учитель достает из корзинки спичечный коробок. (удивляется.)
а для чего он нужен? да еще пустой. почему карандаш убрал из него спички?
(повторение правил пожарной безопасности.)
как вы думаете, что нужно для рисования спичечным коробком?
(палитра , развести 1 цвет.)
как будете им рисовать?
кто хочет попробовать? (ученик по желанию выходит к доске.)
какие геометрические фигуры вы обнаружили, заметили?
(несколько учеников показывают варианты штампов.)
все пробуют выполнить несколько вариантов штампов.
3) рисование смятой бумагой.
возьмите лист бумаги. сожмите в кулачок. попробуйте сделать оттиск смятой бумагой.
вывод: какими же предметами можно рисовать?
логическое упражнение:
(загадка от карандаша.)
учитель показывает лист с композицией оттисков.
от каких предметов остались следы.
и так, корзинка почти пуста.
З а д а н и е з а в е р ш и т ь р а б о т у н а д п е й з а ж е м .
Во время работы следить за правильностью смешивания красок
VI. Итог урока.
1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить
полученные знания.