Презентация "Пламенный патриот- Кайрат Рыскулбеков" 7 класс
Подписи к слайдам:
Классный час на тему:
«Мой Независимый Казахстан»
«Пламенный патриот- Кайрат Рыскулбеков»
Класс:7 «Б»
Подготовила: Тулеуова Г.К.
Цель: воспитание казахстанского патриотизма
Задачи:
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- развивать интерес к истории Казахстана;
- Рассказать о судьбе героя
Кайрата Рыскулбекова;
«Наше знамя-независимость
Наша цель- мир и благоденствие
В этом мире у нас есть лишь одна Родина- это Казахстан!
Нурсултан
Назарбаев
- Елімнің атын айтсам-Қазақстан,
- Жерімнің атын айтсам- Қазақстан.
- Қойнауы қазынаңа толған мекен,
- Байлығым атын айтсам -Қазақстан.
- Я стою на горе,
- Казахстан предо мной.
- Я смотрю,
- напрягая вниманье и зренье,
- И не в силах я скрыть своего изумленья
- Перед этой прекрасной, могучей страной.
- Кайрат Рыскулбеков
- Кайрат Рыскулбеков, павший жертвой репрессий, был одним из участников алма-атинских событий в декабре 1986 года.
- «Останься этот парень жив, он бы непременно стал пламенным поэтом или большим политическим деятелем. Тому свидетельство - его письма, дневники, публицистические сочинения, стихотворения, написанные в тюрьме». Так характеризует уроженца села Коктерек Мойынкумского района Жамбылской области Кайрата Рыскулбекова известный поэт, бывший Чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Кыргызстане Мухтар Шаханов
- Кайрат обвинялся в убийстве дружинника С.А. Савицкого на площади имени Л. И. Брежнева в Алма-Ате 18 декабря 1986 года, хотя и он, и свидетели доказывали, что он во время убийства находился совершенно в другом месте. Об этом вспоминает друг Кайрата Бауржан Кайранбеков, который в 1986 году учился в Алма-Атинском архитектурно-строительном институте на первом курсе с Кайратом Рыскулбековым на одном потоке, в параллельных группах. Жили вместе в общежитии, в комнате №1 17-ой секции. «Все это время мы с Кайратом были вместе. Его обвинили в убийстве сотрудника телевидения Савицкого, хотя этого не было. Во-первых, Савицкий был убит по улицам Мира-Сатпаева. А мы с Кайратом были в это время на улицах Фурманова-Сатпаева. Во-вторых, я сам видел и слышал, как перед проведением опознания одному солдату сказали заранее, на кого показывать. Все было подстроено».
- Вскоре обвиняемый Рыскулбеков судебной коллегией Верховного суда Казахской ССР приговаривается к высшей мере наказания - смертной казни. Это возмутило общественность цивилизованных стран мира. В Чехословакии, Польше, Венгрии, США и в других странах политические деятели, писатели, поэты, ученые писали письма-протесты на имя Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. А. Громыко с требованиями отмены смертной казни. Но об этом советская общественность и жители республики ничего не знали.
- А тем временем во всем мире усиливалось движение в защиту простого парня из Казахстана. По сообщениям агентства «АФП», в Чехословакии 77 членов группы «Хартер-77» по защите Прав человека два раза опубликовали обращение. Таких примеров много. И под давлением общественного мнения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1988 года Кайрат был помилован: смертный приговор был заменен на 20 лет тюрьмы особого режима. Но смерть была уже недалеко от него.
- Кайрат умер 21 мая 1988 года. По официальной версии, он покончил жизнь самоубийством. Но за день до смерти к нему в камеру был подселен шесть раз судимый рецидивист К. Власенко. По предварительным данным, его должны были направить в Свердловск, но он каким-то образом попал в Семипалатинск. И это остается загадкой. При проверке причин смерти Кайрата было допущено много нарушений. Так, в деле нет подписей тех, кто делал экспертизу. Да, Кайрата нет в живых. Загадочной остается его смерть. Но Кайрат не знал, что он – не последняя жертва. Он не знал, что на его похороны не допустят даже родных отца и мать, братьев.
- У нас любят ставить памятники безымянным героям. Только доколе им быть безымянными, этим юным героям кровавого в памяти народа Желтоксана, гордым буревестникам эпохальных перемен, положившим начало краху тоталитарной системы массового подавления?! Ведь именно им мы обязаны тем, что можем сегодня свободно выражать свое мнение и отстаивать свои гражданские права. Поэтому с болью в сердце возвращаюсь к тем дням, чтобы напомнить, чего стоила обретенная независимость.
- Хотелось бы в статье представить вам иного Кайрата - известного поэта, чьи стихи прозвучат на русском языке в переводе журналиста Серика Малеева.
- Вот что пишет Кайрат в те трагические дни о себе и уготовленной ему судьбе, и каким представляется ему судилище, устроенное над ним в те, от нас уже отдаленные, восьмидесятые годы:
- «Вождями» своими брошенный,
- В отступлении я оказался в плену.
- Те, кому верил, от меня открестились,
- Решив, что так будет вернее.
- Враг торжествует свою победу,
- Я же кляну судьбу.
- Тяжелым камнем легло на сердце
- Предательство бывших друзей.
- Я по молодости глупо верил
- В справедливость суда.
- Полную меру мне суд отмерил,
- Растоптав меня.
- Краплеными картами судьи играют,
- Мне козыри их нечем крыть.
- И призрачные мои надежды тают,
- Судьбу уже не изменить.
- Приговоренный к Высшей Мере,
- Стою в зале суда.
- И слышу лживое обвинение,
- Защита отводит глаза.
- Что делать теперь мне, раз карта бита?
- Кого мне в этом винить?
- И не остается иного исхода,
- И не о чем Бога молить.
- 14 декабря 1996 года в областном центре состоялся многочисленный митинг, посвященный открытию памятника Кайрату Рыскулбекову. Накануне Указом Президента Республики Казахстан Кайрату Рыскулбекову присвоено было самое высокое звание - «Халык кахарманы». А памятник этот архитекторами Салаватомс Дембаевым, Бахытом Мусаевым и скульптором Зиядой Тастековым поставлен у самого входа в городской парк, носящего имя Кайрата Рыскулбекова.
- Даметкен-апай - мать Кайрата в своей речи на митинге, посвященном открытию памятника сыну, она сказала «Мне очень трудно бывает от мысли, что Кайрат мой находится в земле далекого Семея, но я горжусь, что теперь Кайрат не только мой сын, а сын всего наше народа!».
- Теперь наша задача - как зеницу ока оберегать независимость, которая далась через жертвы и лишения, трудности. Наш священный долг перед памятью славных предков без потерь донести до будущих поколений оставленные ими в наследство бескрайние земли, неисчерпаемое духовное богатство.