Разработка мультимедийного урока "Культура Древней Руси. Древнерусское искусство X - XIII веков: иконопись, фресковая живопись, мозаика" 6 класс

Разработка мультимедийного урока истории
в шестом классе на тему:
Культура Древней Руси.
Древнерусское искусство X - XIII веков:
иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Автор:
Бычек Ирина Павловна,
учитель истории
МОУ СОШ № 29
ст.Новотитаровской,
Динского района
Краснодарского края
Тема урока:
«Культура Древней Руси.
Древнерусское искусство X - XIII веков:
иконопись, фресковая живопись, мозаика».
Используемый УМК:
Программа: История России с древности до конца XVI.в.
А.А.Данилов, Л.Г. Косулина М., «Просвещение», 2009
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 кл.,
М., «Просвещение», 2008-2010.
Цели и задачи урока:
1. Определить особенности древнерусского искусства X XIII вв.
2. Обогащать и активизировать историко-культурологический словарь учащихся.
3. Формировать представления учащихся о ценности иконы и фрески как
святынь для православных людей и исторической ценности для культуры России
и мировой культуры.
4. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие иконы и
фресковой живописи, уважение к духовным и художественно-эстетическим
традициям русского народа.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация (9 слайдов),
репродукции икон и фресок X- XIII вв., раздаточный материал (таблица
«Иконографические типы образа Богоматери»).
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока. СЛАЙД № 1.
III. Вступительное слово учителя:
Живопись, скульптура, музыка как виды искусства получили свое развитие
еще в языческой Руси, но имели свое особое народное выражение. Древние
резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры
языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ,
делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками;
музыканты, играя на струнных инструментах, увеселяли племенных вождей,
развлекали простой народ.
С принятием православного христианства древнерусское искусство пережило
ощутимые перемены. Если в языческом искусстве плоть торжествовала над
духом и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное
искусство воспевало победу духа над плотью, утверждало, высокие подвиги
человеческой души ради нравственных принципов христианства.
Церковное православное искусство подчинено высшей цели – воспеть Бога,
подвиги апостолов, святых, деятелей церкви.
Особенности православного искусства ярко выражены
в русской иконописи, фресковой живописи и мозаике.
IV. РАБОТА С ПОНЯТИЙНЫМ АППАРАТОМ
Икона (слово греческое, в переводе на русский язык означает образ,
изображение) – прообраз идеально человечества, она дает лишь символическое
его изображение.
V. ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Чем для верующего человека является икона и для чего она создается?
Ответы учащихся: Каждая православная икона есть произведение искусства
русских мастеров, а для православного верующего – это прежде всего святыня,
высший образец для духовного подражания. Она писалась для молитв. Русский
человек прибегал к ней в минуту болезни и утраты, просил защиты, благодарил
за помощь.
Учитель. Православная икона не является кумиром, идолом, то есть объектом, к
которому обращается молящийся. Икона есть окно в мир Божественного бытия.
Икона помогает верующим представить святых небожителей, которые
изображены на ней, и тем самым позволяет обращаться к ним с молитвой так,
как будто они находятся рядом с нами.
Учитель. Как и когда появилась первая икона?
VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА И ПРИДАНИЕ о появлении первой иконы
(выступление учащегося см. приложение № 1).
Учитель. Итак, мы узнали что, первое пожизненное изображение Христа
возникло в 30-е годы от Р.Х. чудесным образом.
СЛАЙД 2.
VII. РАБОТА СО СХЕМОЙ.
В православной иконописной традиции сложились два основных типа
Нерукотворного Образа Спасителя:
Нерукотворный образ спасителя
Спас на убрусе
(лик на фоне белого плата,
верхние концы которого
завязаны узлами,
подчеркнуты складки ткани,
а по нижнему его краю
пущена кайма)
Спас на чрепии
(на этих иконах нет
изображения плата, фон
ровный, а в некоторых
случаях имитирует фактуру
черепицы или каменной
кладки)
СЛАЙД 3.
Спас Нерукотворный.
VIII. ЗАДАНИЕ № 1. Какой тип Нерукотворного Образа Спасителя изображен
на слайде?
Учитель. Этот образ особо почитаем и распространен на Руси. Икона «Спас
Нерукотворный» как правило, была первой работой для начинающего
иконописца. Эта икона имеет обычно правильную квадратную форму, на ней
изображается только лик Иисуса Христа крупным планом с прядями волос,
расходящимися вправо и влево. Взор спасителя обращен прямо на стоящего
перед иконой.
Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно
ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера
соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали
иконы иноки. Работе мастера предшествовали строгий пост, усердные молитвы в
уединении, благословение духовного наставника. Труд иконописца
сопровождался непрестанными молитвами – не только личными, но и всего
монастыря, где создавалась икона.
IX. ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Что мы знаем о первых иконописцах на Руси?
Ответы учащихся: Первые храмы украшали, согласно летописям, приезжие
мастера – греки.
Зарождение русской иконописи связано с именем Алимпия Печерского (Алипия),
инока Киево-печерского монастыря (умер в 1114 г.) Про Алимпия рассказывали,
что иконописание было главным средством его существования. Но
заработанные средства он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал
все что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью
жертвовал в Печерский монастырь.
Учитель. В киевских росписях XI XII веков часты отступления от византийских
канонов (правил). Усиливаются славянские черты в типах лиц, костюмах, лепка
фигур цветом сменяется линейной проработкой, исчезают полутона, краски
светлеют.
Со временем на Руси сложились свои собственные очень строгие каноны
иконографии: устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные
схемы. В иконописной практике применялись образцы – рисунки, а позднее
прориси (контурные кальки). Они сохраняли иконопись от нарушения традиций
и уклонения в личные фантазии художников.
СЛАЙД 4.
Икона «Ангел Златые власы» XII в.
Учитель. Наиболее полно сохранились памятники новгородской живописи.
Ее характерными чертами стали идеи, реальность изображения, доступность. От
XII века до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона
«Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела
чувствуется трепетная и красивая человеческая душа.
СЛАЙД 5.
Спас Нерукотворный. Новгород XII век.
Учитель. На иконе «Спас Нерукотворный» Христос своим выразительным
изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода
К сожалению авторство новгородских икон установить не удалось.
X. ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Что изображалось на иконах? Что символизируют изображения?
Идейным и архитектурным центром иконы может быть Иисус Христос или
Богородица. Их образы символичны. Иисус олицетворяет гармонию, порядок,
Добро, Красоту, Истину, противостоящие раздорам и хаосу. Богородица
символ Любви, Добра, милующего сердца, защиты человечества от гнева
Господня. Пророки, апостолы, девы изображаемые на иконах олицетворяют
добродетели: мудрость, смирение, целомудрие, невинность, чистоту.
XI. Учитель. Образ Богородицы на Руси особенно почитаем, и в русской
иконописи сложилось большое количество Богородичных иконографических
сюжетов. При их разнообразии можно выделить несколько наиболее
распространенных типов иконописных композиций. Мы с вами рассмотрим три
из них: образ Умиление, Путеводительница, Молящаяся.
СЛАЙД 6.
Таблица «Иконографические типы образа Богоматери».
Тип иконописной
композиции
Особенности изображения.
«Оранта»
(что значит
«Молящаяся»
Строго фронтальное поясное изображение
Богородицы с воздетыми в молении руками,
ладонями к зрителю. Разновидностью типа
«Оранта» является «Великая Панагия», что
значит: «Всесвятая». Богоматерь изображается в
полный рост, на груди – в виде медальона
изображение Младенца Христа.
«Одигидрия»
(что значит
«Путеводительница»,
т.е. указывающая на
Христа как на путь
спасения.
Богородица изображена с Иисусом Христом на
руках: одной рукой она указывает на Сына, Иисус
не склоняется к щеке матери и не обнимает Ее, а
смотрит строго перед Собой и правой рукой
благословляет. В левой руке у него свиток, знак
Его учения.
«Умиление»
или милующая
Богоматерь и младенец изображаются
склоненными друг к другу. Иисус обнимает Мать
и прикасается к Ней щекой.
Данная таблица выводится на экран, а затем для самостоятельной работы
раздается на каждый стол учащихся.
СЛАЙД 7.
Иконы Пресвятой Богородицы.
XII. ЗАДАНИЕ № 2 Самостоятельная работа.
Рассмотрите внимательно предлагаемые репродукции икон Пресвятой
Богородицы. Определите, к какому иконографическому типу образа Богородицы
они относятся?
Взаимопроверка самостоятельной работы в парах.
СЛАЙД № 8.
Фресковая живопись древнерусского государства
XIII. РАБОТА С ПОНЯТИЙНЫМ АППАРАТОМ.
Учитель. В X-XIII вв. наряду с иконописью развивалась фресковая
живопись и мозаика. Вспомним: что такое фреска, мозаика.
Ответы учащихся: Фреска (итал. свежий, сырой)
фреска - это одна из техник стенных росписей, живопись по сырой штукатурке
красками разведенными на чистой или известковой воде.
Учитель. Вода при высыхании образует тончайшую, прозрачную пленку
карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.
Эта живописная техника традиционно используется для росписи
православных храмов. Правильно выполненная фреска десятки и даже сотни лет
украшает храмы.
СЛАЙД № 9.
Мозаичное искусство древнерусского государства.
Ответы учащихся: Мозаика изображение или узор, выполненный из
цветных камней, смальты, керамических плиток. Как и фреска, мозаика
применяется для оформления храмов.
Учитель. Это более трудоемкая и дорогостоящая техника, но более эффективная
и долговечная. Мозаики называют «мерцающей живописью». Их яркое сияние
подчеркивало грандиозность и пышность киевских храмов, прославляющих
торжество молодого христианского государства.
Каждое изображение в храме имеет глубокий смысл и свое место. Так, на
своде главного купола обычно помещается изображение Христа Вседержителя в
полный рост или по пояс.
В верхней части алтаря помещают Образ Богоматери Оранты. Такие
изображения встречались в римских катакомбах у первых христиан. Эту
традицию бережно сохранило православное искусство.
XIV. Вопросы для закрепления.
1. Чем для верующего человека является икона и для чего она создается?
2. Каковы особенности иконописного труда?
3. Какую икону начинающий иконописец пишет первой? Почему?
4. Что такое каноны и для чего они устанавливаются?
5. Что вы знаете о технике написания иконы?
6. Какие иконографические типы образа Богородицы вы сегодня узнали?
7. Кого признают первым иконописцем? Какие иконы он написал?
XV. Итог урока: Вывод делают учащиеся при помощи схемы.
СЛАЙД 10.
Выставление оценок активно работавшим учащимся.
XVI. Домашнее задание
Подготовить выступления об истории чудотворных икон Пресвятой
Богородицы.
Объяснить их название и рассказать - в каких событиях они оказали помощь.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Искусство древнерусских государственных образований IX-XIII
вв. вобрало в себя традиции восточных славян, культуру и
передовой опыт искусства Византии и Балканских стран
Строгое следование
канону
Обслуживание религиозных
потребностей общества
Отличалось
имперсональностью
(«безымянностью»)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Сообщение учащегося. Придание о первой иконе.
Спас Нерукотворный это образ особо почитаемый и распространенный
на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа.
В те далекие времена, когда Иисус Христос ходил по Земле, учил народ и
совершал многочисленные чудеса, жил неподалеку от Палестины царь Авгарь,
который страдал неизлечимой болезнью. Врачи не могли ему помочь. Царь
верил, что только Иисус Христос может исцелить его. Но из-за болезни он не
мог прийти к Нему. Тогда царь велел своему придворному художнику
нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник долго
путешествовал, до тех пор, пока не отыскал Спасителя. Но выполнить поручение
своего царя художник не смог. От лица Господа исходило такое сияние, что
кисть мастера не смогла передать Его Божественный Свет. Как не старался
художник, все было напрасно. Видя его бессилие, Иисус Христос умыл лицо и
отерся чистым платом (убрусом). Непостижимым образом вода, пропитавшая
ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного
лика. Этот образ был прибит на «доску не гниющую» и помещен над городскими
воротами города Эдессы.
При последующем правителе-язычнике образ пришлось скрыть
замуровать в нише стены. За четыре столетия о нем забыли. В 545 году
эдесскому епископу Евласию было дано откровение о местонахождении
Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители
увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток лика на
керамиде – глиняной доске, закрывающей Святой убрус.
В 944 году оба Образа с большими почестями перенесли в
Константинополь, но после разорения города крестоносцами в 1204 году
исчезли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной
культуры: учебное пособие для основной и старшей школы. / А.В. Бородина.
Изд. 5-е М.: Основы православной культуры, 2006.
2. Варламова В. Икона и фреска. // Духовно-нравственное воспитание. 2007, №4
3. История России с древнейших времен до конца XVII века: Хрестоматия
/Авторы-составители Л.Е. Морозова, Е.В. Пчелов. Под редакцией член-
корреспондента РАН А.Н. Сахарова. – М.: «Вербум-М», 2003.
4. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 1996.
5.Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца
XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.
Сахарова.- М.: Просвещение, 2009.
6. Танко Н. Иконография образа пресвятой Богородицы // Педагогический
вестник Кубани, 2006, №3