Открытый урок "Культура Древней Руси 14 – 15 веков" 10 класс

Открытый урок по истории в 10 классе.
Тема урока: Культура Древней Руси 14 – 15 веков.
Цели урока:
Выявить особенности развития художественной культуры Руси 14 – 15 вв.
Определить причины культурного подъема 14 15 вв. (Как события 14 15
вв повлияли на художественную культуру?)
Дать представление о наиболее значительных достижениях и видных
деятелях русской культуры 14 – 15 вв.
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать знания, сформированные на предыдущих занятиях по
темам: «Художественная культура Руси», «Мировая художественная
культура».
Выявить и охарактеризовать особенности архитектуры, живописи и
литературы Древней Руси в 14 – 15 веках.
Изучить творчество писателей, живописцев, архитекторов данного периода.
Рассмотреть тематику и особенности жанров произведений древнерусской
литературы.
Обеспечить усвоение:
достижений культуры 14 – 15 вв.;
причин культурного подъема изучаемого периода.
Выявить и осмыслить:
особенности развития художественной культуры Руси;
явления и события формирующие атмосферу, в которой создавались
выдающиеся произведения;
на основе анализа произведений подвести учащихся к пониманию роли
народа как творца истории.
Воспитательные:
1) Развивать у учащихся чувство любви и интереса к отечественной
литературе.
2) Продолжать развивать чувство патриотизма.
Развивающие:
1) Совершенствовать навыки учащихся:
самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему;
работать с документами и текстом учебника;
формулировать собственную точку зрения;
аргументировано отстаивать свои взгляды.
2) Способствовать совершенствованию навыков систематизации
пройденного
материала.
Форма урока: интегрированный урок (история, литература, МХК).
Жанр урока: урок – презентация.
1. Вступительное слово учителя.
Средневековый человек строил храмы для бога, изображал на иконах
«верхний», «горний» мир. Но только ли культовое предназначение имеют эти
древнерусские творения: храмы с фресками, иконами, музыкой. Я предлагаю
вам сегодня поразмышлять об этом.
Проблемные вопросы:
Является ли культура актуальной вечностью, единственной осуществленной
формой человеческого бессмертия?
Как влияет древнерусское искусство на современного человека?
2. Иконопись и монументальная живопись Древней Руси в 14 – 15 веках.
Расцвет иконописи в России приходится на 14 15 вв, когда Россия, еще
полностью не освободившись от монголо - татарского ига, старалась
преодолеть междуоусобную войну, стремясь к объединению. Строились
храмы в Москве, Новгороде, Пскове и других городах средневековой Руси. В
это время образовались два культурных центра: Новгород и Москва. Они
стали развивать самобытное искусство, отличающееся друг от друга, как
сами города и их уклад жизни.
1.клокова Новгород – боярско-купеческий город, более демократичный, а
значит, принимал всё новое, что появлялось в искусстве. Москва княжеско-
церковный, а значит, и искусство ей больше нравилось придворное и
утончённое. Конечно, это разделение условное и оно не сразу обозначилось.
Византийская иконопись прочно завоевала позиции в России. Иконы
писались художниками профессионалами по канонам, выработанным в
Византии.
Строительство храмов повлекло за собой необходимость украшать их. Стены
и столпы покрывались фресками, в алтарные стены – иконами.
Русские художники обретали свой собственный стиль, все более отходя от
византийского наследия и опираясь на местные традиции, усилившиеся
вместе с процессом феодального дробления. Так, новгородская школа с
присущими ей чертами суровой выразительности, энергичной манерой
письма, экспрессивной трактовкой образов сложилась уже в 12 13 веках, а
расцвета достигла в конце 14 15 веках. Характерная черта новгородской
иконописи заключается в сочетании христианских и фольклорных начал.
Ярким событием в развитии художественной жизни Новгорода второй
половины 15 века стало появление в этом городе византийского живописца
Феофана Грека, оставившего свой неизгладимый след прежде всего в
монументальной живописи Новгорода.
2.ягодзинская Феофан Грек (1340 – 1405) живописец, родом из Византии.
Феофан не только живописец, но и философ, сумел так глубоко понять и
выразить в своем искусстве то важное, что отвечало духовным и
художественным устремлениям русских людей той эпохи. Он настолько
сжился с русским народом, настолько крепко вошёл в русское искусство, что
его имя стало неотделимо от русской культуры. «Преславный мудрец,
философ зело хитрый… среди иконописцев отменный живописец», - говорил
о нем современник, русский церковный писатель Епифаний Премудрый.
В Новгороде он расписал церковь Спаса на Ильине улице, в Москве –
церковь Рождества Богородицы, Архангельский и вместе со старцем
Прохором с Городца и Андреем Рублевым Благовещенский соборы.
Сохранились от этих работ только фрагменты фресок новгородской
церкви и иконостас Благовещенского собора.
Манера письма Феофана Грека резка и лаконична. Темный фон, четкие белые
блики, вытянутые, угловатые фигуры, жесткие складки одежд. Каждому
образу свойственна мощная внутренняя энергия и что совершенно не
вписывалось в канон индивидуальная характеристика, точная и
неповторимая.
Стиль Феофана Грека ярче всего проявился во фресковой живописи церкви
Спаса Преображения – на Ильине. (Демонстрация фресок.)
Глядя на них, сразу вспоминаешь эпитет, которым часто награждают
иконописца искусствоведы неистовый Феофан. Таковы и образы из
деисусного чина для иконостаса Благовещенского собора. Феофаном были
написаны фигуры архангела Гавриила, апостола Павла, Василия Великого и
Иоанна Златоуста; а также центральная часть Деисуса с образами Христа,
Марии и Иоанна Предтечи.
Мастер нарушал иконографический канон. Показательна в этом отношении
фреска «Троица». Строгая симметрия, уравновешенность всех частей и
художественная целостность сообщают ей торжественную
монументальность. В «Троице» нет и следа христианской «благости». Она
воспринимается как возвышенное и грозное видение, напоминающее о
божественном могуществе.
А какие вы знаете произведения Феофана? 3.данилин Икона
«Преображение». Икона «Донская Богоматерь» (конец 14 века).
Считалось, что она приносит победу. С нею Иван Грозный шел в поход на
Казань, закончившийся присоединением к Русскому государству Казанского
ханства.
Андрей Рублёв крупнейший мастер московской художественной школы,
его иконы и фрески отличает глубокая человечность и одухотворенность
образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы.
Произведения Рублева проникнуты особой тишиной, задумчивостью, мягким
лиризмом. Вместо сумрачного, резкого, контрастного письма Феофана Грека
плавность линий, просветленный колорит, тонкая гармония ясных, звучных
цветов.
4.суков В 1425 1427 году Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным и
другими мастерами работал в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря
(росписи не сохранились) и написал несколько икон для его иконостаса, в
том числе знаменитую «Троицу». Рублеву принадлежат иконы
звенигородского чина: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», а
также деисусные и праздничные иконы из Успенского собора во Владимире.
Икона «Троица» - шедевр всей древнерусской живописи. Была создана по
поручению игумена Никона, давшего свой жизнью пример осуществления
нравственного идеала. Во времена смуты, раздора и всеобщего разъединения
Сергий Радонежский нашел вернейший для православного человека довод
против обособления от прочих это была идея единства, воплощенная в
образе Троицы. Рублев на языке живописи выразил то внутреннее соборное
объединение, которое, по мысли Сергия Радонежского, должно побеждать
разделение и вражду мира и человека. Художник обратился к известной
ветхозаветной истории, в которой рассказывается о посещении пристанища
Авраама тремя мужами и оказанном гостям радушном приеме. В
христианском богословии этот сюжет толковался как провозвестие
троичности Бога будто бы сам Бог в трех лицах, приняв облик ангелов,
явился Аврааму.
На иконе изображены три ангела, восседающие вокруг престола, в центре
которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего
новозаветного агнца Христа. Смысл этого изображения жертвенная
любовь, готовность Спасителя идти на смерть ради всех людей на земле.
Ангелы подобны, в их образах царит гармония абсолютного родства
именно единство ипостасей подчеркивает Рублев. Плодом постижения
великой гармонии трех лиц должна быть уверенность в возможности
обретения некоего сходного единства и между людьми, ведь люди созданы
по образу и подобию Бога. Всем строем иконы живописец дает понять, что
явлены три собеседника в самый трагический и высокий момент между
ними принято решение о нисхождении Бога-Сына на землю, чтобы
пострадать за людей и принять смерть. Призыв к согласию у живописца
сливается с проповедью самозабвенной любви одного без другого не
существует.
О рублевской «Троице» можно много рассказывать, но все слова в данном
случае лишние: на неё надо просто смотреть. Здесь тайна, недоступная
разуму, но с такой изумительной глубиной и точностью угаданная кистью
гениального иконописца.
В чём отличие икон Андрея Рублева от икон Феофана Грека?
5.данилин В противоположность Феофану Греку, его мятежному и
энергичному письму со скрытой внутренней силой, Андрей Рублев создает
образы проникновенные, лиричные, умиротворенные. Этому способствует и
светлая палитра красок, но самое главное это тонкий психологизм,
присущий и образу «Троицы», и «Спасу», и другим его произведениям.
3. Архитектурный облик Древней Руси.
Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают
мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной
техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм,
оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней
отделки.
В русской культуре эпохи феодальной раздробленности формируются
региональные архитектурные школы. Процесс этот начинается ещё в эпоху
Киевской Руси.
Архитектуре свойственна в целом особая полнокровность, конкретность,
энергичный лаконизм стиля.
Появляется трехлопастное завершение фасадов (церковь Успения на
Волотовом поле), широко используются различные декоративные элементы
(церковь Спаса на Ильине).
К 14 веку сложился почти каноничный тип новгородского храма (запись)
четырехстопная одноглавая постройка с одной апсидой (аспиды алтарные
помещения, полукружиями выступающие на внешней стороне).
В 14 веке из новгородского зодчества выделилась самостоятельная ветвь
Псковская архитектура (запись). Близка новгородскому типу
храмостроительства церковь Архангела Михаила в Городце (1339 г.),
представляющая собой четырехстолпную постройку с одной апсидой.
Характерная особенность здания ступенчато повышающаяся конструкция
сводов.
В 14 первой половине 15 века закладываются основы московской школы
зодчества (запись), пышный рассвет которого приходится на последующие
столетия. Успенский собор Московского Кремля. Собор был построен в 1479
году. С 1900 года в Успенском соборе Московского Кремля регулярно
совершаются богослужения.
Расписывать деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей
Рублев, Феофан Грек и Прохор из Городца.
6.данилин Множество легенд связано с Благовещенским собором, много
православных святынь там хранилось, именно отсюда начиналась история
кремлевских курантов. Собор сильно пострадал в ноябре 1917 года, а в 1918
году был закрыт большевистским правительством. Ныне Благовещенский
храм действует как музей. Сегодня, когда многие наши святыни оказались
разрушенными, именно храмы рождают в нашей душе чувства восхищения,
просветления, радости и, конечно, гордости за наш великий народ
4. Литература (пар. 24, стр. 160-161).
Зарождение и развитие московской литературы было обусловлено
политическим возвышением Москвы.
- Назовите крупнейшие произведения Древней Руси 14 – 15 веков.
- Какова их главная тематика?
5. Заключительный этап урока.
- Какое же предназначение имеют эти древнерусские творения: храмы,
фрески, иконы?
В храме русский народ видит величие русского духа, величие нации.
Храм – национальная святыня, символ единства русской земли.
Главная идея – единение Руси и ее независимость.
Главные темы фресок и мозаик прославление небесной и земной церкви,
божественной княжеской власти.
- Только ли культовое назначение имеет древнерусская культура?
Понимать русскую культуру вне её духовной основы нельзя. Духовная
культура помогает осмыслить мир не только в широком смысле, но и как
эстетической ценности, то есть в формах красоты. Красота не существует в
мире вне человека. Человек не только создает красоту, но и придает ей
смысл. Через искусство мы можем заглянуть в свою душу и подумать: чем
она заполнена? А через содержание совершенной красоты можно прийти к
постижению смысла и сущности бытия.
Связывая воедино прошлое, настоящее и будущее, культура оказывается
актуальной вечностью, единой осуществленной формой человеческого
бессмертия.
6. Итог урока (оценка работы обучающихся).