Конспект урока "Крещение Руси" 10 класс

Крещение Руси (10-й класс)
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – исследование
Цели урока:
Образовательные познакомить учащихся с причинами принятия
христианства по византийскому образцу, первой религиозной реформой,
событиями крещения Руси, методами крещения.
Развивающие - развитие творческих способностей, аналитического
мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи,
умения аргументировать свою точку зрения, способствовать формированию
умений работать с дополнительным текстом: извлекать информацию,
анализировать; обобщать полученный материал, самостоятельно делать
выводы; формировать умение составлять схемы.
Воспитательные - воспитание патриотизма, развитие коммуникативной
культуры, умения слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам,
мнению, бережное отношение к памятникам культуры.
Основные понятия: культура, религия, язычество, христианство,
православие.
Оборудование: карта Русь в IX XII вв.”; иллюстративный материал;
документы (отрывки из “Повести временных лет” и исторической
литературы).
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Учитель проводит опрос по понятиям, необходимым при изучении
новой темы: восточнославянские племена, язычество, христианство,
православие, католицизм, ислам, боги славян.
Вопросы к классу:
Что вы знаете о христианстве?
Откуда пришло христианство на Русь?
(ответы учащихся).
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
УРОКА.
Как христианство повлияло на историю Руси: положительно или
отрицательно?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Что такое культура и что она в себя включает?
Нарисуйте схему:
Разделите на две группы по какому-либо признаку
понятия: традиции, храмы, право, обычаи, книги, законы, религия,
идеи, теории, иконы, картины.
По каким признакам вы разбили группы? Итак, что
относится к материальной, а что к духовной культуре?
культура
материальная
духовная
Добавьте свои понятия в данные группы.
Учитель: Именно культура помогает передавать из поколения в
поколения опыт, знания, традиции, обычаи. А русская культура вся
пронизана христианством, которое впитало в себя лучшие традиции древних
славян. Образование межплеменных этнических общностей обычно
сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни
людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории
большинства европейских народов стало их приобщение к христианству.
Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских
элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. от
Р.Х стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и
духовно, т.е. религиозно. Медленное распространение христианства среде
варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально
крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на
Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии воина и купца в
то время очень часто совпадали).
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они
много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в
Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы,
сравнивали свои культы с христианской верой.
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на
непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых
сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с
особенностями местности, со специфическими занятиями населения.
Поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные
элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся
духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них,
переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую
восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть
общества: воины и купцы. Некоторые историки, как О.М Соловьев и А.В
Карташев, принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на
Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а
личный. Тем не менее, крещение отдельных влиятельных людей
способствовало знакомству всего населения с христианством. Часто
побуждением перехода в другую религию была победа христианского народа
над язычниками: "Чужо Бог" сильнее. Известны также и миссионерские
подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл.
Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя обряды любили и
совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, среди
которых было много христиан. Также много крещенных было среди
дружинников. В то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии
Пророка. Во 2-ой половине X в. Существовали православные храмы в
Новгороде, в других городах на пути из варяг в греки.
Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа,
приняла крещение. Мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга.
Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением
Константинополя (955 или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором
Константином. Однако в его подробных записках о крещении Ольги не
упоминается. Так или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом,
оставался языческим.
В X в. происходила очень медленная христианизация Руси. Этот
процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и
охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в
государстве, но не государственной. Распространение христианства в
княжеской и дружинной среде то время они в известной степени
совпадали) происходило, как я уже отмечал, быстрее.
Постепенно создавались предпосылки для официального признания
новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим
предпосылкам суждено было сбыться во времена правления св. Князя
Владимира - Красное Солнышко.
Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько
походов на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата,
на Юг и Юго-Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на
землях придунайских славян (болгар) и основал там свою, как бы военную
столицу - Переяславец.
Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским
князьям, Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему
достался киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В
дальний Новгород Святослав отправил еще одного сына, Владимира,
бывшего в глазах современников не совсем ровней Ярополку и Олегу
(очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а славянского рода, и
занимала невысокое положение ключницы и считалась не женой, а скорее
наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место). Владимира, еще
ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.
По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула
междоусобица. Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на
древлян. Поход закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе,
образовавшейся после отступления его войска (воины торопились укрыться
за стенами города Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь
постигла и Олега).
Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир
отправились в Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе
этого войска, пополненного жителями северных городов и селений,
Владимир двинулся на Юг, к Киеву. Предлогом для похода стали действия
Ярополка, приведшие к братоубийству. По дороге воины Владимира
покорили Полоцкую землю, а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк,
явившийся к победителю-брату, был убит. Усобица завершилась победой
Владимира.
Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве,
отличался веротерпимостью и даже благоволил сторонникам "греческой
веры", то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником.
После убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских
холмов языческое капище, где в 980 г. Были поставлены истуканы
племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.
Так в конце X в. в Киеве была предпринята попытка оживить
традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной
власти. Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились
человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением
воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в
предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты (по крайней
мере в Киеве).
Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от
язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих
подданных.
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была
подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни
политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир
руководствовался исключительно пониманием государственной пользы
христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления
собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не
смок бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая,
принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.
В любых отношениях с христианскими государствами языческая
страна неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем
Владимир не был согласен (обращение в христианство усилило присущее
ему чувство ответственности за государство, за его авторитет).
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять
крещение, на что получил ответ: де тебе любо". Тогда князь, собрав
войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться
город. Заняв его, Владимир послал послов к Василию и Константину с
предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном
случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь
крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив
сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю.
В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему,
если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ
совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения
Владимир тотчас же вылечился от слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным
императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение
этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз,
вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его
никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог
Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру
замуж за северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению
соглашения и, захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил
бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю,
перешли в христианство. По возвращении в Киев Владимир приступил к
крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали
обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир
рассматривал христианство как государственную религию; отказ от
крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к
чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись
к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с
иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси.
Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима
(991). В южных, западных городах и сельской местности языческие
верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся
религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было
настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева.
Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии
северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на
традиции и было безграничным. В сельской местности сопротивление
христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники,
поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в
этих духов с элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже
веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений
священнослужителей. Одной из проблем после формального
(насильственного) было просвещение подданных в христианском духе. Эту
задачу выполняли священники иностранцы, в основном, выходцы из
Болгарии, жители которой еще в IX в. приняли христианство. Болгарская
церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в
частности избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль
в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир
решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам.
Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария
пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному
русскому.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен
Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и
народностями.
3) Русь была признана как христианское государство, что определило
более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Учитель: – Почему Владимир одним из первый принял крещение?
Как приняла крещение знать?
Как народ встречал веление новой религии?
Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает прочитать отрывки
Н.М. Карамзина о язычестве среди древних славян и о роли христианской
религии принятая славянами в 988 году (отрывки на листах).
Текст №1
“Вера славян ужасала воображение могуществом разных богов, часто
между собой несогласованных, которые играли жребием людей, и нередко
увеселялись их кровию…..Славяне языческие, закоренелые в
идолопоклонстве, с великою упорностию в течение многих столетий
отвергали благодать Христову. Жрецы в присутствии и в глазах народа
совершали обряды Веры на сих величественных алтарях; но в течение
времени, желая еще сильней действовать на воображение людей, удаляться
во тьму заповедных лесов и соорудили там жертвенники. По введении
идолопоклонства надлежало укрыть обожаемые кумиры от дождя и снега….”
Задание: Почему язычество разъединяло людей, как оно влияло на
сознание человека?
Текст №2
“Христианство, представляя в едином невидимом Боге создателя и
правителя вселенной, нежного отца людей, снисходительного к их слабостям
и награждающего добрых здесь миром покоем совести, а там, за тьмою
временной смерти, блаженством вечной жизни, удовлетворяет всем
главным потребностям души человеческой……. Люди и народы, чувствуя
независимость и слабость свою, укрепляются…..мыслию силе Всевышнего,
которая может спасти их от ударов рока, неотвратимых никакую мудрость
человеческой, хранить добрых и наказывать тайные злодейства. Сверх того,
вера производит еще теснейшую связь между согражданами. Чтя одного Бога
и служа ему единообразно, они сближаются сердцами и духом”
Задание: Как автор описывает роль религии в жизни любого общества?
(работа в парах).
Текст №3
Работа учащихся в группах с отрывком из «Повести временных лет»:
В 988 г. пошел Владимир с воинами на Корунь Крыму), город
греческий, и взял его. Тогда князь послал греческим императорам, что если
они не выдадут за него сестры своей Анны, то и с Константинополем будет
тоже, что и с Корсунем. Анну долго уговаривали, но она боялась и плакала,
говорила, что ни за что не пойдёт за язычника. Владимир, по поставленному
условию, должен креститься. Князь велел объявить, что он и сам решил
креститься, ждёт только царевны и священников. Анна прибыла в Корсунь.
У Владимира в это время разболелись глаза, так, что он не мог ничего видеть.
Царевна посоветовала ему для излечения поскорее креститься. А после
совершения над ним таинства крещения глаза его выздоровели. Примеру
князя последовали многие из дружины его. Вслед за этим Владимир вступил
в брак с царевной и возвратился в Киев, взяв с собой священников, мощи,
иконы.
Владимир пришел в Киев, крестил всех близких людей; тотчас велел
ниспровергать кумиров: одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна
повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы в ручей (Почайну) и
приставил 12 мужей толкать Перуна шестами… Когда влекли Перуна по
ручью к Днепру, многие на берегу плакали, кричали: “Нашего князя
околдовали греки”, “Не отдадим на поруганье богов”, “Всплывай, всплывай,
светлый бог!”.
…Священники ходили по городу и учили народ вере христианской…
После этого Владимир послал по всему городу со словами: “Кого не
окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт
против меня”.
На следующее утро на Днепре собралось много народу. Люди садились
на землю, снимали обувь, входили в воду, священники совершали молитву.
Но многие были недовольны, не понимая, что с ними происходит. Так
совершалось крещение.
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли
идолы. На том месте, где стоял идол Перун, Владимир поставил храм в честь
своего ангела (святого Василия).
И начал Владимир строить по городам церкви, а людей заставлял
креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у знатных людей их детей
и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым
..А новгородцы долго отстаивали своих языческих богов. Только когда
город был взят тысяцким Путятой и Добрыней, дядей Владимира, они
согласились креститься. Но и после этого многих воины силой тащили в
Волхов для крещения, а многие прибегали к обману и разным хитростям.
Вопросы к тексту:
Какое имя получил князь в крещении?
Зачем летописцу рассказ о слепоте князя?
Где и когда крестились киевляне?
Как отнеслись киевляне к идее крещения?
Как крестили жителей Новгорода?
Ответы обсуждаются
4.4. Ученики делают выводы и записывают в тетрадь:
ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА ИСТОРИЮ РУСИ:
способствовало объединению страны;
способствовало преодолению международной изоляции;
могло объяснить социальное неравенство (нет власти не от бога);
православие было известно на Руси;
Русь имела давние связи с Византией;
религия более могущественного государства могла способствовать
авторитету Руси;
особая церковная организация (не противоречит обычаям, утверждает
государственную власть).
Учитель формулирует домашнее задание: зная причины принятия
христианства, самостоятельно исследовать результаты крещения; написать
мини эссе о роли православия в вашей семье.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Эвристическая беседа о методах крещения: насильственный и мирный
(строить церкви, приглашать священников, распространять церковную
литературу; двоеверие слияние традиций христианства и язычества);
вспомнить христианские заповеди, сравнить с языческими традициями
(использовать полученную информацию для подготовки домашнего
задания).
Учащиеся в ходе беседы заполняют таблицу-обобщение.
Методы крещения (обобщение).
Время
Кто
Как
V. ИТОГ УРОКА.
В ходе урока рассмотрены основные этапы становления христианской
религии на Руси, а также её решающее и основополагающее влияние на
становление государственности в IX – X вв.