- ВВЕДЕНИЕ.
Тема 1. Цивилизационный
и формационный подходы
в изучении истории
- Учитель истории
и обществознания: Хрулева С.Н.
- В рамках предмета
- «Российская цивилизация»
1.Определения понятия «
цивилизация».
- 1.Определения понятия «цивилизация».
- 2.Основные понятия и категории цивилизационных концепций.
- 3. Основная идея цивилизационного подхода к истории.
- 4.Соотношение формационного и цивилизационного подходов в изучении истории.
объяснение причин изменений в развитии общества
- Эмпирическая основа подхода
- объяснение причин изменений в развитии общества
- Это – глобальные концепции
Циклизм – развитие общества идет по циклу – общество рождается , развивается, увядает, погибает.
- Циклизм – развитие общества идет по циклу – общество рождается , развивается, увядает, погибает.
- Идея циклизма – изначально одна из первых идей объяснения изменений в природе, обществе, человеке, т.к. Ее проявление эмпирически наблюдаемо
объяснение всемирно-исторического процесса, учитывающая всю многомерность,
- объяснение всемирно-исторического процесса, учитывающая всю многомерность,
- сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций,
- развитие человеческого общества в пространстве.
При таком подходе исторический процесс может быть рассмотрен во всем его многообразии,
- При таком подходе исторический процесс может быть рассмотрен во всем его многообразии,
- вариативности исторического развития,
- в направленности на плюралистический диалог культур
- и обоснование перспектив развития.
Цивилизация – (лат. – гражданский). Термин, имеющий нечеткие и подвижные смыслы.
- Определения понятия «цивилизация».
- Цивилизация – (лат. – гражданский). Термин, имеющий нечеткие и подвижные смыслы.
- В науке известны многочисленные варианты определения данного понятия:
устойчивое культурно-историческое сообщество людей,
- Определения понятия «цивилизация».
- устойчивое культурно-историческое сообщество людей,
- отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций,
- сходством материально-производственного и социально-политического развития,
- особенностями образа жизни и типа личности,
- наличием в большинстве случаев этнических признаков и соответствующих географических рамок.
цивилизация как определенная локальная культура;
- Определения понятия «цивилизация
- цивилизация как определенная локальная культура;
- цивилизация как некая реально-историческая единица;
- цивилизация как некая особособленность, уникальность, неповторимость культуры какого-либо общества или культуры;
цивилизация как определенная стадия развития, отделяющая общества, достигшие некоего уровня развития культуры от более примитивных;
- Определения понятия «цивилизация»
- цивилизация как определенная стадия развития, отделяющая общества, достигшие некоего уровня развития культуры от более примитивных;
- цивилизация как некий общечеловеческий рубеж развития;
цивилизация как синоним культуры, как особая стадия развития культуры;
- Определения понятия «цивилизация»
- цивилизация как синоним культуры, как особая стадия развития культуры;
- цивилизация как последовательные ступени развития человечества, как стадии исторического процесса;
цивилизация как результат исторического процесса, данный на сегодняшний день;
- Определения понятия «цивилизация»
- цивилизация как результат исторического процесса, данный на сегодняшний день;
- цивилизация как собственно социальная организация общества – социального организма (в этом плане особенно противопоставляют цивилизации и формации);
- цивилизация как пространственно-временные группировки обществ, взятые в аспекте культурно-идеологической (религиозной) близости
- -
Появление - теория общественно-экономических формаций
К. Маркса и Ф. Энгельса.
- Появление - теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса.
- «Общественно-экономическая формация» - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, соответствующей определенному уровню развития материального производства.
- Т.о., всемирная история рассматривается как совокупность историй множества социально-исторических организмов, каждый из которых должен «пройти» ряд общественно-экономических формаций (множество социальных систем – общественно-экономические формации, которые последовательно сменяют друг друга)
- первобытнообщинная;
- - первобытнообщинная;
- - рабовладельческая;
- - феодальная;
- - капиталистическая;
- - коммунистическая.
первичная, вторичная и третичная
- Три общественные формации (К. Маркс)
- первичная, вторичная и третичная
- (архаическая (первобытная), экономическая и коммунистическая)
- В экономическую формацию К. Маркс включал азиатский, античный, феодальный и современный капиталистический способ производства.
- Т.о., формация выступает как определенная ступень исторического прогресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.
Идеологические
- Структура и основные элементы формации
- Идеологические
- (политические, правовые)
- совокупность идеологических отношений, с одинаковыми взглядами, теориями, представлениями, т.е. идеология различных социальных групп или общества в целом, организации и учреждения – государство, политические партии, общественные организации
- Обозначают – «надстройка»
- Материальные
- (производственные)
- возникают между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.
- Обозначают понятием «базис»
- Эти отношения являются первичными – фундаментом других отношений
переход от одной формации к другой осуществляется
через борьбу классов, а точнее, через её концентрированное выражение – социальную революцию, которая политическими средствами разрешает противоречия между базисом и надстройкой
- Концепция развития и смены общественно-экономических формаций
- переход от одной формации к другой осуществляется через борьбу классов, а точнее, через её концентрированное выражение – социальную революцию, которая политическими средствами разрешает противоречия между базисом и надстройкой
- (производительные силы, вышли на более высокий уровень, не соответствуют этому уровню, являются изжившими себя производственными отношениями)
НО это не соответствует реальности, т.к. исторический опыт человечества свидетельствует о многообразии и многовариантности развития мира, которые не укладываются в жёсткую формационную схему периодизации истории (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).
- История – как всеобщий однолинейный процесс (по ФП)
- НО это не соответствует реальности, т.к. исторический опыт человечества свидетельствует о многообразии и многовариантности развития мира, которые не укладываются в жёсткую формационную схему периодизации истории (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).
видение истории человечества как восходящего прогрессивного развития, в основе которого лежит развитие производительных сил, которые задают логику исторических изменений во всех остальных сферах человеческого общества.
- видение истории человечества как восходящего прогрессивного развития, в основе которого лежит развитие производительных сил, которые задают логику исторических изменений во всех остальных сферах человеческого общества.
- В этом смысле формационный подход выступает не как строго заданная последовательность формаций, а лишь как общий объяснительный принцип.
- Т.к. основным результатом истории считается не совершенствование человека и человеческого общества,
а приращение материальной базы
В работе «Россия и Запад» выделил культурно-исторический типы - это исторические индивиды
- Цивилизационные концепции.
Н.Я.Данилевский
- В работе «Россия и Запад» выделил культурно-исторический типы - это исторические индивиды
Все культурно-исторические типы (КИТ) проходят 3 этапа в развитии:
- Цивилизационные концепции.
Н.Я.Данилевский. «Россия и Европа»
- Все культурно-исторические типы (КИТ) проходят 3 этапа в развитии:
- ДРЕВНИЙ (этнографический) – заготовление запаса для будущей деятельности
- СРЕДНИЙ – государственный
- ПЕРИОД ЦИВИЛИЗАЦИИ – время растраты сил
Кроме культурно-исторических типов существуют ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – они добивают борющуюся со смертью цивилизацию (гунны, монголы, турки)
- Цивилизационные концепции.
Н.Я.Данилевский
- Кроме культурно-исторических типов существуют ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – они добивают борющуюся со смертью цивилизацию (гунны, монголы, турки)
Кроме КИТ и отрицательных деятелей - ПЛЕМЕНА, КОТОРЫМ НЕ ОТВОДИТСЯ НИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ, НИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ РОЛИ
- Цивилизационные концепции.
Н.Я.Данилевский
- Кроме КИТ и отрицательных деятелей - ПЛЕМЕНА, КОТОРЫМ НЕ ОТВОДИТСЯ НИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ, НИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ РОЛИ
- (например, финские племена)
Не существует никакой единой истории
- Цивилизационные концепции.
Н.Я.Данилевский
- Не существует никакой единой истории
- Деление на античную, средневековую, новую историю ТОЛЬКО для западной Европы
Культурно-исторические типы:
- Цивилизационные концепции.
Н.Я.Данилевский
- Культурно-исторические типы:
- Египетский
- Китайский
- Халдейский
- Индийский
- Иранский
- Еврейский
- Греческий
- Римский
- Аравийский
- европейский
Погибшие КИТ:
- Цивилизационные концепции.
Н.Я.Данилевский
- Погибшие КИТ:
- мексиканский
- перуанский
1 еще не расцветшая цивилизация - славянская
- Цивилизационные концепции.
Н.Я.Данилевский
- 1 еще не расцветшая цивилизация - славянская
только естественные науки могут называться науками. История — это не наука.
- Цивилизационные концепции.
Освальд Шпенглер. «Закат Европы». 1918г.
- только естественные науки могут называться науками. История — это не наука.
Шпенглер отказывается воспринимать историю линейно. «Древний мир — Средние века — Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема».
- Цивилизационные концепции.
Освальд Шпенглер. «Закат Европы»
- Шпенглер отказывается воспринимать историю линейно. «Древний мир — Средние века — Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема».
- Альтернативой линейной истории он называет «морфологию мировой истории как описание отдельных культур».
Культура — главное содержание истории.
- Цивилизационные концепции.
Освальд Шпенглер
- Культура — главное содержание истории.
- «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость»
- Культура — «человеческая индивидуальность высшего порядка»
- «Каждая новая культура пробуждается с неким новым мировоззрением»
- «У каждой культуры есть своя собственная цивилизация»
Египетская культура
- Цивилизационные концепции.
Освальд Шпенглер
- Египетская культура
- Вавилонская культура
- Китайская культура
- Мексиканская культура
- Античная культура — культура тела.
- Арабская культура — культура Ближнего Востока, начало которой Шпенглер связывает с ранним христианством.
- Фаустовская культура — европейская культура воли, появившаяся в 1000 и символом которой является Фауст. Она прошла ряд стадий - романика, готика, ренессанс, барокко, рококо - прежде чем умерла в цивилизации XIX века.
12 томов «Постижение истории» 1956 г.
- Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби
- 12 томов «Постижение истории» 1956 г.
- (Концепция «Вызов-Ответ»)
Список цивилизаций по Тойнби:
- Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби
- Список цивилизаций по Тойнби:
- Шумеро-аккадская
- Вавилонская
- Древнеегипетская
- Хеттская
- Сирийская
- Персидская (иранская)
- Арабоисламская цивилизация
- Минойская цивилизация
- Эллинская (греко-римская)
Западная цивилизация
- Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби
- Западная цивилизация
- Православная (основной массив) — Византия, южные славяне
- Православная русская
- Древнекитайская
- Дальневосточная китайская
- Дальневосточная японско-корейская
- Индская
- Индуистская
- Майянская
- Мексиканская
- Юкатанская
- Андская
Концепция «Вызов-Ответ»
- Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби
- Концепция «Вызов-Ответ»
- При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни.
- общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ.
Эта горстка энтузиастов (творческое меньшинство) — пророков, жрецов, философов, ученых, политиков — примером собственного бескорыстного служения
увлекает за собой косную массу,
и общество переходит на новые рельсы.
- Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби
- Эта горстка энтузиастов (творческое меньшинство) — пророков, жрецов, философов, ученых, политиков — примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы.
- Начинается формирование дочерней цивилизации
культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации (застоя).
- Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби
- культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации (застоя).
- Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.
Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым.
- Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби
- Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым.
- В первом случае не последует активного ответа, а во втором — непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.
- примеры «вызовов»: иссушение или заболачивание почв, наступление враждебных племен,
вынужденное изменение места жительства.
- «ответы»: переход к новому типу хозяйствования,
создание ирригационных систем,
формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества,
создание новой религии, науки, техники
Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение.
- Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби
- Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение.
- Развивается культура до тех пор, пока не прервется цепочка «вызов — ответ».
Внимание к
культуре как
уникальному,
неповторимому явлению
- Отличительные черты цивилизационного подхода
- Внимание к культуре как уникальному, неповторимому явлению
- Признание многообразия культур
Абсолютизация уникального, неповторимого
- Абсолютизация уникального, неповторимого
- Признание независимого развития цивилизаций
- Отсутствие разработанного понятийного аппарата
- Сопоставление формационного и цивилизационного подходов
|
- Первобытнообщинная формация
|
|
- Рабовладельческая формация
|
|
- Капиталистическая формация
|
- Коммунистическая формация
|
|
|
|
|
|
- Индустриальная цивилизация
|
- Постиндустриальная цивилизация
|
|
|
|
|
|
|
|
Привести несколько примеров из истории, касающихся данных выше определений цивилизации
- Домашнее задание
для закрепления материала
- Привести несколько примеров из истории, касающихся данных выше определений цивилизации
- В чем проявлялась уникальность этих цивилизаций?
Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в.: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2003.
- Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в.: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2003.
- Ионов И.Н., Клокова Г.В. Поурочные разработки по курсу «Российская цивилизация IX – начало XX века» / книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.