Презентация "Русь в 9-начале 12 века"

Подписи к слайдам:
Русь в 9-начале 12 века Составитель: Грибанов Александр Сергеевич Точки зрения историков на возникновение государства у восточных славян. Норманнская теория. Древнерусское государство создано норманнами (варягами), с добровольного согласия восточных славян. Норманнская теория. Древнерусское государство создано норманнами (варягами), с добровольного согласия восточных славян. Центристская теория. Древнерусское государство возникло, как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов. Славянская теория. Возникновения славянских государств сложилось до прихода Варяг

Основные предпосылки

формирование государственности

у восточных славян

Этапы формирования государственности у восточных славян

Процесс вызревания государственности у восточных славян прошел ряд этапов. Первым из них можно считать появление уже упомянутых выше союзов племен. Выполняя прежде всего военные функции, эти объединения возвышают статус и возводят на вершины власти военную верхушку – князя и его дружину. Впоследствии именно они возглавят государство.

Вторым шагом на пути становления государственности становится появление племенных княжений. В них власть князя усиливается, становится наследственной и распространяется, кроме военной, и на другие сферы общественной жизни. Летописная традиция донесла до нас имена некоторых из племенных князей – легендарных (Кий, Радим, Вятко) и исторических (древлянский князь Мал).

Третий этап связан со сложением у восточных славян собственно ранних государств. Одно из них возникает в Среднем Поднепровье, на территории полян и их соседей. Историки называют его по-разному – каганат руссов, Русская земля. Его центром был Киев. Титул правителя этой страны – каган – по политической значимости соотносится с титулатурой властителей сильного соседнего государства хазар. Об истории днепровской восточнославянской державы мы почти не имеем достоверных сведений. Есть данные о походах русских каганов на Византию в IX в., например, в 860 г. Также известны имена ее последних правителей – Аскольда и Дира. Имя первого из них определенно указывает на его скандинавское происхождение.

Другое раннегосударственное образование формируется на севере Восточной Европы, вокруг Ладоги и, позже, Новгорода, и соотносится с упоминаемой в различных источниках Славией или Верхней Русью. Оно объединяло ильменских словен и кривичей, а также неславянские племена чуди и мери. Первым известным по летописи эпизодом его истории было «призвание варягов» в середине IX в. Ему предшествовал конфликт, возникший, вероятнее всего, на почве борьбы за власть между старейшинами различных племенных объединений. Однако внешняя угроза заставила их искать «князя, который бы владел» их землей «и судил по праву». В 862 г. на княжение в Верхнюю Русь прибыл один из предводителей викингов Рюрик со своими родственниками и дружиной. Некоторые ученые считают этот сюжет легендарным, другие же полагают, что первый русский князь существовал в действительности и отождествляют его с известным по североевропейским источникам датским конунгом Рёриком Ютландским.

Далее летопись повествует о том, что, прибыв на место, сам Рюрик обосновался в Ладоге, а в важнейшие городские центры княжества (Полоцк, Изборск, Белоозеро и др.) направил своих приближенных. Около 879 г. Рюрик умер. Его сын Игорь был еще мал, и власть перешла к родичу и соратнику князя Олегу. С именем последнего связан завершающий этап формирования Древнерусского государства.

В 882 г. Олег направился на юг, по пути захватывая города и оставляя там своих наместников. Подойдя к Киеву, он обманом выманил Аскольда и Дира и убил их под предлогом того, что они не были княжеского рода. Власть в столице полян досталась Олегу. Так образовалось Древнерусское государство, которое историки назвали Киевской Русью.

Таким образом, следует констатировать, что на пути к государственности восточные славяне прошли длинный путь, который завершился при участии приглашенных скандинавов-викингов, собравших воедино славянские земли вдоль торгового пути «из варяг в греки». Отношения между центром и племенной периферией строились на принципах данничества, сбор дани киевский князь осуществлял в ходе полюдья, каждый год объезжая подвластные ему земли.

Древнерусские князья

и их политика

Оставшись править в Киеве, Олег (882-912) продолжил покорение соседних славянских племен, подчинив своей власти древлян, северян и радимичей. В 907 и 911 гг. он совершил два похода на Константинополь, результатом которых стало заключение последовательно двух договоров с византийцами, весьма выгодных для Руси. Согласно им, император выплачивал русской дружине дань, а русские купцы получали значительные торговые льготы. Князь Олег погиб в 912 г., согласно легенде его ужалила змея, выползшая из черепа его мертвого коня.

На киевский стол взошел возмужавший сын Рюрика Игорь (912-945). Деятельность этого князя была менее удачной, чем его предшественника. В походе на Византию в 941 г. дружина Игоря потерпела поражение. Поход 944 г. был успешен, однако заключенный с императором новый договор был менее выгоден, чем предыдущие. В конце концов, в 945 г. князь Игорь погиб то рук древлян, которые воспротивились его попытке повторно взять с них дань.

После убийства Игоря править в Киеве стала его жена Ольга (945-964), поскольку их сын Святослав был еще мал. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, уничтожив их племенную верхушку и предав огню их столицу Искоростень. Однако полюдье Ольга отменила, а сбор дани при ней стал осуществляться через княжеские опорные пункты в землях подвластных племен – погосты. Размер дани – урок – стал фиксированным. Ольга не воевала с Византией, в 957 г. она отправилась в Константинополь с дипломатическим визитом, в ходе которого приняла крещение. Вернувшись, княгиня способствовала распространению христианства на Руси и уговаривала креститься своего сына.

Возмужав, Святослав стал править сначала вместе с матерью, а затем и самостоятельно (964-972). Внутренние дела государства князя интересовали мало, основная его деятельность была направлена на расширение внешних границ и войны с соседями. Он предпринял поход на вятичей, воевал с волжскими булгарами и кавказскими племенами ясов и касогов (предков современных осетин и адыгов). В 964 г. он разгромил Хазарский каганат, разрушил его главные города Саркел и Итиль. После этих событий держава хазар пришла в упадок, что, с одной стороны, избавило Русь от извечного противника, но с другой, открыла путь в южнорусские степи новой волне диких и опасных кочевников – печенегов.

По договоренности с Византией в 967 г. Святослав начал войну с дунайской Болгарией. Военные действия были успешны, и русская дружина захватила устье Дуная, обосновавшись в городе Переяславец. Однако близкое соседство с воинственным князем не входило в планы императора, и тот пошел войной на русских. Борьба проходила с большим напряжением сил обеих сторон, в конце концов, было заключено перемирие. Войско Святослава отправилось в Киев посуху, а сам он с небольшой дружиной поплыл вверх по Днепру на кораблях. В районе днепровских порогов на воинов князя напали печенеги, подкупленные византийцами. Святослав погиб, согласно легенде, печенежский хан Куря заказал из его черепа чашу для вина

Святослав был первым из русских князей, который рассадил своих сыновей наместниками в главных восточнославянских центрах. В Киеве правил старший – Ярополк (972-980). Средний – Олег – княжил у древлян, а младший – Владимир – получил Новгород. Между тем, могущество Руси зависело от единого контроля над всем торговым путем «из варяг в греки», и между братьями началась усобица. Ярополк пошел на древлян, в битве с ним Олег проиграл и погиб при бегстве. Узнав об этом, Владимир бежал к варягам, а Ярополк стал единовластным князем. Однако через некоторое время Владимир вернулся с варяжской дружиной и, опираясь на поддержку новгородцев, возобновил военные действия. Ярополк потерпел поражение и покинул Киев, а город занял Владимир. Он пригласил брата на переговоры, однако, когда тот явился, варяги из дружины Владимира убили его. Великокняжеский престол достался младшему из Святославичей.

Правление князя Владимира (980-1015) ознаменовалось целым рядом важных внутриполитических мероприятий. Во-первых, он укреплял южные рубежи государства для отражения печенежских набегов. Для этого по его приказу на границе со степью возводится цепь крепостей, строятся оборонительные сооружения и система сигнальных огней. Для службы на границе привлекаются воины из всех областей Руси, что нашло свое отражение в фольклорном былинном цикле о богатырях – защитниках русской земли.

Во-вторых, Владимир рассылает своих многочисленных сыновей наместниками в главные русские города, которые теперь надежно входят в орбиту непосредственного управления киевского князя. Все это упрочивает единство Киевской Руси.

В-третьих, для дальнейшего укрепления и централизации своей власти князь Владимир предпринимает религиозную реформу. Преобразования в духовной сфере были обусловлены также необходимостью идеологического закрепления и обоснования изменений в древнерусском обществе, произошедших вследствие разложения родоплеменных отношений и появления раннеклассового государства. Однако осуществить эти преобразования было непросто

Князь Ярослав (1019-1054), прозванный историками XIX в. «Мудрым», прославился как выдающийся государственный деятель, законодатель, просветитель и покровитель христианского искусства. Он не был силен в военном деле, нередко терпел поражения в битвах, и с 1026 г., не сумев одолеть своего брата Мстислава, также претендовавшего на первенство на Руси, делил с ним власть в государстве. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал править единолично.

Между тем, к числу важнейших заслуг Ярослава принадлежит создание по его инициативе первого на Руси писаного свода законов – «Русской Правды». В этом кодексе отразились новые социальные взаимоотношения, которые не были регламентированы обычаями и традициями, закреплялся более высокий статус представителей правящего класса. Распространение правовых норм «Русской Правды» на всей территории государства свидетельствовало об усилении его единства.

Ярослав Мудрый вел активную внешнюю политику. Он возобновил строительство оборонительной линии на границе со степью. Это удерживало печенегов от набегов вглубь Руси, однако, в 1036 г. они прорвали пограничные рубежи и подошли к Киеву. Здесь, у стен города русское войско нанесло кочевникам тяжелое поражение. В честь победы Ярослав повелел заложить на месте битвы грандиозный Софийский собор. После этих событий разгромленных печенегов из южнорусских степей начинают вытеснять племена новых кочевников – половцев.

Усиливалось влияние Киева и на отдаленном северо-западном направлении. Великий князь и его сыновья предпринимали походы на ятвягов, на литовцев, на финские племена. На земле эстов в Прибалтике был основан русский город Юрьев (Дерпт).

Во времена Ярослава Русь прочно заняла почетное место среди европейских государств, правящие династии которых стремились породниться с Рюриковичами, заручиться их поддержкой. Сам киевский князь был женат на сестре шведского короля, его сын Изяслав – на сестре польского короля, другой сын Всеволод – на дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Дочь Ярослава Анна была королевой Франции, Анастасия – венгерской королевой, Елизавета вышла замуж за наследника норвежского престола. При киевском княжем дворе жили принцы из Англии и скандинавских стран.

Владимир Мономах (1113-1125), внук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина IX, был прославленным правителем Руси. Он стал известен как талантливый полководец, за свою жизнь не раз побеждавший половцев и других врагов русской земли. Кроме того, он вел законотворческую деятельность, дополнив Русскую Правду своим Уставом. В нем снижались проценты по займу, определялись права и обязанности зависимого населения (смердов, закупов, холопов), ограничивался произвол их хозяев. Мономах также способствовал усилению Церкви, содействовал распространению образования и культуры

Своим личным авторитетом и военной силой Владимир Мономах удерживал непрочное единство своей державы. Его дело продолжил его сын Мстислав (1125-1132), вопреки традиции занявший киевский стол после смерти отца. Когда же в 1132 г. умер Мстислав, у него не нашлось достойного преемника и, как записал летописец, «раздрася Русь». Наступила эпоха политической раздробленности русских земель.

Своим личным авторитетом и военной силой Владимир Мономах удерживал непрочное единство своей державы. Его дело продолжил его сын Мстислав (1125-1132), вопреки традиции занявший киевский стол после смерти отца. Когда же в 1132 г. умер Мстислав, у него не нашлось достойного преемника и, как записал летописец, «раздрася Русь». Наступила эпоха политической раздробленности русских земель.

Управление древнерусским

государством в 10-12 веках

Принятие христианства

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич, который продолжил политику своих предшественников — вторично покорил радимичей и вятичей. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей (а у него их было 12 от нескольких браков) он посадил наместниками в главные города Руси — Новгород, Ростов, Муром. Но при этом был обойден старший сын Святополк, впавший в немилость отца.

При Владимире приобретает значение западное направление внешней политики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др., я также земли ятвягов (древнее литовское племя). Все это привело к дальнейшему расширению территории Руси.

Однако главной заботой Владимира была борьба с печенегами, которые грабили русские города, а население уводили в рабство. Борьба с кочевниками становилась общегосударственным делом. Для защиты от их набегов Владимир строил системы крепостей. Крепости, как правило, имели 2 ряда валов, стены с башнями и башни для сигнальных костров. Был построен город-крепость Белгород. В течение часа киевский князь знал о приближении врага. По указу Владимира в дружину стали набирать молодых людей с Русского Севера: новгородцев, смолян, вятичей. Натиск печенегов был остановлен.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Причины:

1. необходимость формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси

2. укрепления международных связей

3. Упрочнение международного положения Руси

4. Укрепление власти Великого Киевского Князя

5. Появление сильного союзника – Византии

Последствия:

1. Русь была признана как христианское государство

2. Жители разных земель стали объединяться в единую культурную и политическую общность

3. Появление на базе византийской культуры уникальной русской средневековой культуры

4. Церковь принесла на Русь письменность

5. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину»

6. Появление церковного суда, ведавшего делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Категорий населения в

Древнерусском государстве

Русская правда

Международный связи древней Руси

Культура Древней Руси

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.

Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.

О широком развитии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков.

В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.

При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - "Остромирово евангелие", она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира.

В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству.

Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.

В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: "Повесть временных лет", "Поучения Владимира Мономаха", "Моления Даниила Заточника" и др.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны "Псковская","Новгородская","Ипатьевская","Лаврентьевская" и др. летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными.

Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - нач. XII вв. подобного стиля.

В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступают место фрескам. Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так в Новгороде широко использовался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева, церковь Спаса на реке Нередине.

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п.

Мозаика - изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси была икона "Владимирской богоматери", выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.