Конструкт урока "Крещение Руси - обретение истории" 5-9 класс

Государственное казённое образовательное оздоровительное
учреждение «Морёновская областная санаторно-лесная школа»
г. Нижний Новгород, к.п. Зелёный город
Конспект к уроку по истории России в 5-9 классах
Крещение Руси - обретение истории
Подготовила
учитель истории
Андреева Марианна Вячеславовна
г. Нижний Новгород, к.п. Зелёный город,
2015 г.
Данный урок проводился 01.09.2015 г. в День Знаний и был посвящён
1000-летию со дня преставления великого князя Владимира
Святославича.
Аудитория:5-9 класс.
Цель урока: привлечь внимание учащихся к начальным событиям
христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира,
раскрыть историческое значение его цивилизационного выбора для
нашего Отечества, содействовать формированию у подрастающего
поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма,
гражданственности, уважения к деяниям предков, чувства
причастности к историко-культурной общности российского народа
и судьбе России.
Ход урока:
Учитель поясняет название темы. Cлово «обрести» означает -
«найти»,«отыскать»(словарь Ушакова) или «дар», «обладание"(в
других словарях) .Более 1000 лет назад Русь приняла христианство
и это определило вектор развития нашей цивилизации.
Слайды 2,3. Фрагменты памятника «1000-летие России» в
Новгороде. Перед нами скульптурная группа «Крещение Руси».
Женщина склонилась на колени перед ангелом. Образ женщины - это
образ Руси, её благодарности и смирения перед православной
верой. Ангел держит православный крест и благословляет Россию.
Разминка.
Слайды 4-8 Тест «Вспомним историю». Использованы теги.
Неправильный ответ исчезает, правильный «переезжает» к вопросу.
Правильные ответы:1Б,2Б,3Г,4Б,5А,6В,7Б,8В
Слайд 9. У древних славян, которые в VI веке пришли на территорию
нашей страны, не было единой веры. Они являлись язычниками,
то есть поклонялись силам природы и верили во множество богов.
Слайд 10. Вода и всё, что связано с ней, считалась женским началом
мира. Славяне верили в русалок и берегинь. Одежда славян,
украшенная вышивкой, являлась оберегом от злых духов.
Слайд 11. Всю природу славяне наделяли живой душой, могли
говорить с природой, советоваться с ней, просить о чём-либо.
Слайд 12.Солнце, дарующее тепло, - считалось мужским началом.
Сочетание тепла и воды давало рождение природе.
Слайд 13.Люди верили в то, что их отдалёнными предками были
дикие животные, обладающие сверхъестественными магическими
способностями. Серый волк спасает Ивана-царевича и Василису
Прекрасную. Слово «лютый» в древности имело иной смысл и
происходило от названия племени «лютичи". Медведь-любимый
персонаж русских сказок.
Слайд 14. Вот в такой, овеянной сказками и былинами Руси, родился
князь Владимир, которого назовут в народе Красное Солнышко.
Владимир был сыном киевского князя Святослава Игоревича и
пленной рабыни Малуши. Былинный богатырь Добрыня - его дядя и
воспитатель.
Слайд 15. Владимир до принятия христианства твёрдо следовал
языческим обычаям в том, что касалось мести, насилия, захвата
«трофейных» жён и наложниц. Братья Святославичи (Владимир и его
брат Ярополк) стремились отнять друг у друга престол. Жертвой этой
борьбы стала дочь полоцкого князя. Полоцкая земля, которой вполне
законно, по наследству, владел князь Рогволод, находилась в
середине между Киевским и Новгородским княжествами —
владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил
великий морской путь, торговая артерия, жизненно необходимая как
для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси.
Братья искали союза с Рогволодом. Но не только политические и
экономические соображения были тому причиной. Оба стремились на
союзе семейном основать союз политический, полезный для
предстоящей борьбы. Оба брата желали взять в жёны дочь полоцкого
князя. Рогволод не зная кому отдать дочь, спросил ее, за кого она
сама согласна выйти замуж. Рогнеда отказалась выйти за
Владимира и ответила: «Не хочу разути робичича, хочу за
Ярополка». Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава.
Его матерью была пленная «ключница» княгини Ольги — Малуша. А
по бытовавшему в те времена древнерусскому свадебному обряду,
новобрачная должна была разуть своего мужа в знак преданности и
покорности. Как истинная славянка, Рогнеда знала об этом не
понаслышке. Глубоко оскорбился таким ответом молодой князь
Владимир, а еще больше его дядя и наставник Добрыня, родной брат
той самой Малуши, которую Рогнеда назвала «рабыней». Кроме
того, Добрыня рассудил, что этот ответ был произнесен не без
влияния отца. Значит, в предстоящей борьбе Рогволод поддержит
своего будущего зятя Ярополка. В итоге город был взят, вся
княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были
лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жёны. Так против своей
воли Рогнеда сочеталась с Владимиром и отправилась с ним и с
полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к
Киеву. Одолев Ярополка, Владимир в 978 году стал единовластным
князем всей русской земли. А Рогнеда, его «законная» жена, получила
титул великой киевской княгини. Полоцкие земли, прежде
принадлежавшие её отцу, Владимир присоединил к своим землям.
Чудесный край и весь торговый путь теперь принадлежал ему.
Рогнеда, через девять месяцев после столь печально начавшегося
супружества с Владимиром, родила сына-первенца Изяслава.
Владимир, проливший столько крови ради брачного союза с Рогнедой,
очень скоро разлюбил ее, забыв и о несчастной супруге, и о
маленьком сыне. Осиротевшая, униженная дочь Рогволода жила
уединённо в тереме на реке Лыбеди, недалеко от Киева. С ней
находился маленький сын Изяслав, отныне единственная ее родная
душа и отрада. Она была первой, но отнюдь не единственной женой
Владимира. Погубив своего родного брата Ярополка, Владимир
сделал его бывшую супругу-гречанку своей женой-наложницей.
Удаленную из Киева великую княгиню Рогнеду мучили не только
ревность и оскорблённое достоинство, но и тревога за маленького
Изяслава. Равнодушие Владимира к их сыну-первенцу переполнило
чашу терпения Рогнеды. Однажды Владимир охотился в дубраве на
берегу Лыбеди и решил навестить Рогнеду и Изяслава. Когда гонец
сообщил княгине об этом, она пришла в негодование, что князь
навестил её случайно, а не из чувства к ней. Когда после богатого
пира, утомлённый охотой, Владимир крепко заснул, Рогнеда
решилась на мужеубийство. Она тихонько встала с супружеского
ложа, зажгла свечу, сняла со стены тяжёлый меч и занесла его над
Владимиром. В тот самый момент Владимир внезапно проснулся и
выхватил у неё меч. Прекрасная Рогнеда, стойко перенесшая столько
злосчастий, без страха отвечала разгневанному мужу: как может она
любить человека, убившего её отца и брата, лишившего её жениха,
превратившего Полоцк в развалины? Владимир хотел казнить
Рогнеду, но за неё вступился четырёхлетний, но рано повзрослевший
сын. Бесстрашно преградив путь гневному родителю, Изяслав сказал
ему: «Отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Если
можешь, то убей мать при сыне!» И грозный Владимир, увидев сына и
услышав его речь, не посмел осуществить то, что ему повелевал
языческий закон. Ошеломлённый, он растерянно произнес: «А кто же
знал, что ты здесь?!» Бросил меч и приказал позвать бояр, чтобы
спросить их совета. А бояре посоветовали Владимиру не убивать
жену, простить её ради сына-малютки и даже вернуть ей и Изяславу
землю Рогволода. Владимир так и поступил. Смилостивившись над
Рогнедой, «воздвигнул ей отчину», «устрои город и нарече имя
городу тому Изяславль» — по имени их первого с Рогнедой сына.
В душе Владимира произошёл нравственный переворот.
Готовая заплатить жизнью за своё достоинство и права своего
ребёнка, Рогнеда пробудила в нём совесть, подвигла его на искания
нравственных законов.
Слайд 16.Языческая реформа князя Владимира была попыткой
подчинить жречество власти великого князя. Владимир воздвиг в
Киеве капище. Установил идолы шести главных языческих богов.
Есть сведения, что князь практиковал, подобно скандинавам,
языческие жертвы, убивая захваченных пленников. Но реформа
оказалась неудачной. Нужна была более сильная вера, которая
сплотила бы разрозненные славянские племена и укрепила власть
князя.
Слайд 17. Летописное повествование о «выборе вер» («испытании
вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались
проповедники ислама, иудаизма, католицизма. Владимир после
беседы с «греческим философом» остановился на православии.
Владимир сказал «немцам» (то есть проповедникам католицизма):
«Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли». В этом можно
видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император
присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги.
Не принятые на Руси, они «еле спаслись». С Византией у Руси были
давние торговые и культурные связи. Византии. В 988 году Владимир
принял крещение в Корсуни (Херсонес) и женился на византийской
принцессе Анне. Там же, в Византии, Владимира настигла
неожиданная слепота. Чудо прозрения произошло после принятия
крещения. Это было неким знаком свыше. Крестились все из
окружения Владимира. Он отдал Корсунь грекам и возвратился в
Киев.
Слайд 18. Оказание помощи византийскому императору и брак с его
сестрой было дипломатическим и нравственным шагом. Важно было
не впасть в зависимость от Византии, принимая православие.
Русскому государству нужен был правитель нового типа:
милосердный, праведный, для которого нравственные нормы имеют
силу закона. Владимир стал одним из тех, кто олицетворяет
православный идеал праведной власти, руководствующейся
подлинными ценностями, направляющей человека и общество к Богу,
к жизни по Его заповедям.
Слайд 19. Крещение киевлян на реке Почайне.
988 год - принятие христианства на Руси.
И на берег вышел, душой возрождён,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внёс он закон —
Дела стародавних, далёких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)
Слайд 20.Прочитав Священное Писание, Владимир стал другим
человеком, стал творить милостыню, заботиться о бедных. Было
положено начало Святой Руси, нашему духовному единству. Плодом
выбора православия за эту тысячу лет стали множество святых,
сформировалось наше мировоззрение и культура.
Слайд21. Почему мы считаем, что при Владимире Русь обрела
исторический вектор развития? Владимир удачно воевал с врагами
Киевской Руси; покорил вятичей, радимичей, ятвягов. Побеждал
волжских болгар, византийцев и поляков, отражал набеги печенегов.
Бывало, и проигрывал сражения, но побед было гораздо больше. Он
строил города, укреплял пограничные рубежи государства по рекам
Десна, Осетр, Трубеж; возводил в Киеве каменные здания. Владимир
сам крестился, и Русь при нем приняла крещение по православному
обряду. Повелитель по всей стране строил храмы, украшал города
светскими зданиями. Авторитет Руси и князя Владимира в Европе и
Азии был огромный. И народу полюбился мудрый правитель.
В русских былинах назвали его Владимиром Красное Солнышко.
Великая честь для любого повелителя. Тут и любовь народная, и
признание заслуг, и благодарность. И Православная Церковь
признала великие заслуги Владимира I Святославича, который был
канонизирован, несмотря на то, что ему самому и народу,
возглавляемому им, не удалось полностью отказаться от языческих
пережитков. Владимиром равноапостольным назвала его Церковь,
приравняв его деятельность к деяниям, совершенным учениками
Иисуса Христа. В исторической же литературе он получил имя
Великий.
Церковь празднует память Святого Равноапостольного князя
Владимира в день его кончины — 15 (по новому стилю 28) июля.
Вопрос классу: за что церковь причислила Владимира к лику
святых, ведь на его совести множество греховных деяний?
Ответ: заслуга Владимира в его нравственном, духовном
перерождении. Это духовный подвиг. «Я был ночь и превратися в
день! Кем был ты? Кем стал ты?» Тёмная языческая масса, приняв
Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком»
среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский красное
солнышко!»
Слайд 22. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой
виноградарь. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и
Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете
делать ничего» (Евангелие от Иоанна:15.1;5)
Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника
жизни для человека, которую Он подает через причастие.
Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены –
ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы,
суть символ Причащения - способа жизни во Христе.
Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной,
в Новом – рая.
Христианство стало для русских людей источником духовной жизни.
Озвучивание слайда: песня «Виноградная косточка».
Список использованной литературы:
1.Методические рекомендации по проведению единого открытого урока по
теме «Крещение Руси обретение истории» в образовательных
организациях Нижегородской области/ http://www.niro.nnov.ru/
2.Святой равноапостольный князь Владимир: от варварства к
христианству/http://www.pravmir.ru/svyatoj-ravnoapostolnyj-knyaz-Vladimir-ot-
varvarstva-k-xristianstvu/
3.Не ошибся ли князь Владимир? иллюстрация./http://www.pravmir.ru/ne-
oshibsya-li-knyaz-vladimir
4.Послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 1000-летием
преставления святого равноапостольного великого князя Владимира
http://www.pravmir.ru/poslanie-svyateyshego-patriarha-kirilla-v-svyazi-s-1000-letiem-
prestavleniya-svyatogo-ravnoapostolnogo-velikogo-knyazya-vladimira
5.Иллюстрация «Великий князь Владимир выбирает
веру»http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-696914672
ир: житие, иконы, молитвы/статьи и иллюстрации
http://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/#_Toc267925806
6.Язычество славян. Б.А.Рыбаков/.http://paganism.msk.ru/index.htm
http://www.nearyou.ru/mif/rogneda.html/история Владимира и Рогнеды
7.Древнехристианская изобразительная символика/
http://www.pravoslavie.ru/archiv/simvolika/simvol.htm
8.Евангельские слова о винограде/
http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/15
9.Тысячелетие России./Материалы Википедии10.Грузинская песня. Булат
Окуджава/http://apesni.org/bard/okudzava/gruzinp.htm
10.Владимир
Святославич/https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0
%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D
1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87