Технологическая карта урока "Северный модерн в Санкт-Петербурге" 9 класс

Технологическая карта урока
Предмет: История и культура Санкт-Петербурга Программа: автор – Л. К. Ермолаева Класс: 9
Номер урока: 25 Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: Северный модерн в Санкт-Петербурге
Цель: создать условия для осознания учащимися значимости Северного модерна в убранстве Санкт-Петербурга
Задачи:
помочь школьникам раскрыть понятие «модерн»;
способствовать формированию у учащихся представления об архитектурном стиле модерн и его особенностях в Санкт-Петербурге
как Северного модерна и о его создателях;
содействовать осознанию школьниками причин возникновения модерна, его значения в архитектурном убранстве города;
расширить представления учащихся о разновидностях зданий в стиле модерн, о районах «расселения» нового стиля в Санкт-
Петербурге путем организации работы с иллюстрациями учебника и картой СПб;
способствовать развитию умения определять стиль архитектурного сооружения по характерным чертам;
помочь учащимся высказать собственное впечатление от зданий, построенных в стиле модерн, проанализировав высказывания об
этом стиле петербуржцев-современников;
Форма работы: фронтальная работа, работа в группах.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Время
Предметные
результаты
УУД
Организационный
Проверка готовности учащихся
к уроку, приветствие.
Подготовка к уроку,
приветствие.
2 мин.
Вводное
обобщение
Учащимся предлагается
вспомнить, какой период жизни
города они изучают, какие
стили сформировали
архитектурный облик СПб в
ранее изученные периоды
(назвать стиль и период).
Формулируют ответы:
изучаемый период –
вторая половина XIX
века. К этому времени
СПб был украшен
зданиями в стиле
барокко (петровского,
2 мин
Знание
понятий:
барокко
(петровское,
аннинское,
елизаветинское),
классицизм,
Коммуникативная УУД:
постановка вопросов на
повторение ранее
изученных тем.
аннинского и
елизаветинского) в
1703-нач.1760-х гг.,
классицизма в н.1760-х
к.1830-х гг.,
эклектики в 1840-х
к.1890-х гг.
эклектика;
хронологичес.
периодов
стилей.
Совместное
целеполагание
Учащиеся знакомятся с темой
урока «Модерн в СПб». Им
дается задание: подумать и
попробовать сформулировать
задачи урока.
Отвечают: узнать, что
такое модерн, каковы
его черты, какие
здания, где и кем
построены в стиле
модерн в СПб, почему
и откуда появился этот
стиль в нашем городе.
3 мин.
Формулирова-
ние задач урока.
Регулятивная УУД:
целеполагание:
самостоятельное выделение
и формулирование
познавательных задач.
Актуализация
имеющихся знаний.
Организация работы с понятием
«модерн»: «Посмотрите на
тему урока. Слово «модерн»
нерусское. Попробуйте
подобрать русский синоним
этому слову или, если знаете
перевод, перевести его на
русский язык».
На доске появляется запись:
Модерн = современный.
Ставится вопрос: что такое
современный? Обратите
внимание на состав этого
слова.
После ответа учащихся
выделяются «со» и «врем».
«Меняются времена, меняется
стиль»
Подбирают
синонимичные слова:
«новый, новейший,
современный…»
Формулируют ответ:
современный значит
новый, созвучный
времени, стиль,
который идет в ногу со
временем
2 мин.
Раскрытие
понятия
«модерн»,
объяснение его
значения.
Познавательная УУД:
самостоятельный поиск
речевого синонима и
объяснение его
лексического значения.
Коммуникативная УУД:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
умение вести диалог на
конструктивной основе
Совместное
освоение новой
историко-
культурной
информации
Учащимся предлагается
ответить на вопрос: что могло
отличать стиль модерн от
предыдущих архитектурных
стилей? Какие черты делали
стиль созвучным концу XIX
века?
Обобщаем ответы заполнением
1 графы таблицы на доске и в
тетрадях:
«Особенности модерна»
Черты
планировка
материалы
арх.части
техника
декор
Перед учащимися ставится
задача: по изображениям
выявить характерные черты
модерна.
Уточнение ответов учеников с
помощью наводящих вопросов и
дополнений самого учителя
Высказывают точки
зрения, выдвигают
гипотезы: новые
материалы, планировка
здания, приемы
строительства,
архитектурные части,
декор
Формулируют ответы и
записывают в таблицу:
планировка: нет
прямолинейных строгих
форм, сложная
свободная планировка
здания, от внутреннего
пространства к
внешним объемам
(«изнутри» - наружу»),
ассиметричность
фасадов;
материалы: бетон,
металл, прозрачное
белое
широкоформатное и
цветное стекло,
15 мин
Представление о
стиле как о
«зеркале»,
отражающем
время.
Представление о
стиле как о
синтезе
искусства
человека и
природы.
Характеристика
черт модерна.
Познавательная УУД:
поиск и выделение
необходимой информации;
структурирование знаний;
развитие логических
действий (анализ, синтез,
самостоятельное
достраивание с
восполнением недостающих
компонентов, построение
логической цепи,
рассуждений, выдвижение
гипотез и их обоснование).
(Например, паук – символ
рукоделия, ремесла, ткачества и,
еще шире, судьбы.)
Уточняем, что стиль модерн не
получил большого
распространения в России, а в
смальта, дерево,
камень неотесанный,
грубый (гранит),
разноцветный
отделочный кирпич,
штукатурка, майолика,
цветная керамическая
плитка;
архитектурные
части: массивные
объемы, цоколь,
эркеры, балконы,
полукруглые и
заостренные арки,
решетки, фронтоны,
террасы,
разнообразные формы
окон;
техника:
металлический каркас,
лепка, резьба по камню,
мозаика, витражи,
ковка;
декор: сочетание
различных цветов,
отказ от прямых линий
и углов в пользу
естественных
«природных» линий,
элементы флоры и
фауны: стебли
растений, цветы,
водоросли, животные,
рыбы, птицы,
скульптуры,
орнаменты, символы.
Знание
СПб был распространен
Северный модерн,
напоминающий о суровой
северной природе и
характеризующийся
следующими чертами:
облицовка «диким» гранитом,
похожая на скальную
поверхность; отделка
скульптурой с образами
северной флоры и фауны. Стены
верхних этажей покрыты
отделочным кирпичом или
штукатуркой, напоминающей
мхи. Орнаменты по мотивам
северного фольклора. Фасады
зданий модерна то напоминают
северный ландшафт, то
средневековое сооружение.
Этот стиль назвали
мимолетным, так как он
продлился всего 20 лет (в 1890-
1910-х гг.) Но он так ярко
блеснул, что его господство
называют «веком».
Записывают даты
распространения и
название направления
модерна в СПб.
особенностей
Северного
модерна в СПб.
Самостоятельное
освоение
учащимися новой
историко-
культурной
информации
Деление класса на 4 группы
экспертов. Каждой группе
дается познавательное задание.
Для группы 1: назовите
причины появления стиля
модерн в СПб (раздаточные
тексты в Приложении 1)
Для группы 2: используя
иллюстрации стр.209-211
Анализируют
содержание текстов,
иллюстраций, подписей
к ним, обмениваются
мнениями,
формулируют ответы,
приводят
доказательства, делают
выводы, записывают их
в тетрадь
15 мин
Понимание
причин
появления
модерна в СПб.
Познавательная УУД:
поиск и выделение
необходимой информации;
структурирование знаний;
умение работать с
текстовыми и
невербальными
(визуальными) источниками
(фото, карты); осознанное и
произвольное построение
учебника, опровергните
утверждение, что в стиле
модерн строились только
доходные дома и, в основном,
на Невском проспекте.
Для группы 3: используя тексты
учебника на стр. 210-212,
познакомьтесь с некоторыми
биографиями архитекторов,
работавших в конце XIX -
начале XX вв. в СПб. Чем
схожи их биографии, чем
особенны?
Для группы 4: прочитайте
высказывания известных
петербуржцев XX в.
Чем обусловлены их
высказывания? Как относились
к новому стилю в СПб?
(раздаточные тексты в
Приложении 1)
(1.Развитие
производства,
инженерных приемов,
предыдущий стиль
эклектика изжил себя;
2.В стиле модерн
строили в разных
районах города личные
особняки, доходные
дома, вокзалы,
гостиницы, храмы
магазины, фирмы;
3. Сходства:
иностранное
происхождение,
окончили академию
художеств, строили в
стиле модерн.
Различия: П. Сюзор и
строил, и преподавал,
Ф. Лидваль не
преподавал и т.д.
4. У стиля были
сторонники и
противники).
Представление о
разнообразии
петербургских
зданий в стиле
модерн, об
архитекторах, об
отношении
петербуржцев к
стилю в начале
ХХ века.
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Коммуникативная УУД:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
умение вести диалог на
конструктивной основе.
Рефлексия итогов
урока.
Итак, мимолетный стиль ушел в
прошлое, напоминая нам о себе
сохранившимися зданиями. А
что вас привлекло в стиле
Северный модерн? Назовите 1
черту.
Высказывают свою
точку зрения
2 мин.
Личностная УУД:
смыслообразование (Что
для меня привлекательного
в новом стиле?
Соответствует ли этот стиль
моему эстетическому
вкусу?)
Домашнее задание
Пояснение: 1. выберите одно из
зданий в стиле модерн.
Записывают домашнее
задание, уточняют
2 мин.
Личностная УУД:
смыслообразование
(Приложение 2). Составьте
описание здания как
экскурсионного объекта (по
плану). (Приложение 3.) Не
забудьте указать, какие черты
модерна просматриваются на
его фасадах?
2. Подумайте, каково значение
модерна в убранстве города?
Нецелесообразнее было бы
придать историческим зданиям
более современный вид?
3. Для любознательных: Как
назывался модерн в столицах
других стран?
смысл задания
(мотивация выполнения
домашнего задания)
Организационный
момент
Благодарит за урок;
Выставляет оценки и
обосновывает их;
Прощается
Прощаются
2 мин.
Приложение № 1:
Задание для группы 1: назовите причины появления стиля «модерн»?
К началу ХХ века возможности стиля «эклектика» были исчерпаны. Русская архитектура переживала кризис. Сложная и напряженная
духовная жизнь русского общества заставляла искать деятелей культуры и искусства новые формы выражения, новые приемы синтеза
искусств.
Появлению этого стиля в России способствовали культурные и экономические связи с Европой, усилившиеся в начале ХХ века
одновременно с возросшим интересом к русскому народному искусству, фольклору, зодчеству русского Севера.
Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить заводы, вокзалы, аэродромы. Поэтому
возникает потребность в использовании новых материалов: железа, бетона, стекла. Они дополнили использование классических материалов:
камня, дерева и кирпича.
После применения новых инженерных приемов, металлических конструкций возводимых зданий, производства разнообразных
строительных материалов стало более возможным варьировать формой строений, применять новые элементы..
Модерн, появившись в 1890-х гг., обобщил весь художественный опыт человечества. Он явился стилем, пронизанным идеей символизма:
здание – это не просто жилище, общественное здание, а символ единения с природой, символ красоты, заключенной в природе… В
становлении Северного модерна СПб сказалось влияние скандинавских стран: архитектуры национального романтизма - растительных и
животных мотивов, а также отделочного материала.
Задание для группы 4: как относились к новому стилю в СПб?
«Облик Петербурга в последнее время начал портиться. Тому вина дух легкой наживы…»
«Город исказили до неузнаваемости…»
«…архитектуру модерна отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий»
«Неужели же эти вульгарные мелочные формы и орнаменты ожидаемый новый стиль? »
«О новом стиле, <...> еще очень недавно у нас в Петербурге — не говоря уже про остальную Россию — все <...> имели крайне смутное
представление. <...> по мере своего появления, новый стиль находил себе очень мало последователей, а врагов и отрицателей, к сожалению,
на каждом шагу. Теперь же, когда страсти немного поулеглись, стороннему наблюдателю <...> кажется странным то ожесточение врагов
этого движения…»
«…интеллигентное общество разделилось тогда на два лагеря, в одном превозносили значение нового стиля, в другом указывали на его
несерьезность…»
«….о Модерне:<...> он удивительным образом включил в себя поклонение низшим инстинктам нашей природы, создал культ низших
организмов мира, стилизуя их и тем, уравнивая с человеком и его жизнью». Ничего вдохновенного, ничего возвышающего, уносящего
воображение ввысь к небу — все говорит о земле и ничтожестве, о материи в состоянии или хаотичности, или мрака, или разложения…»
«на Невском проспекте, как грибы, вырастали одно за другим „роскошные“ здания настоящие „монстры“, вроде магазина Елисеева или
дома Зингера».
Приложение № 2: Примеры памятников в стиле модерн:
Доходный дом Лидвалей (1901—1904); архитектор Ф. Лидваль, адрес: Каменноостровский проспект, 1 3
Доходный дом И. фон Бессера (1904); архитектор А. Шульман, адрес: Владимирский пр., 19
Особняк Кшесинской (1904-1906), архитектор А. фон Гоген, адрес: Кронверкский пр., 1-3
Особняк Фолленвейдера (1904—1905); архитектор Р. Мельцер, адрес: Каменный остров, Большая аллея, 13
Доходный дом Мельцеров (1904—1905); архитектор Ф. Лидваль, адрес: Большая Конюшенная ул., 19, Волынский пер., 8
Доходный дом Страхового общества «Россия» (1905—1907); архитекторы А. Гимпель, В. Ильяшев, адрес: Большая Морская ул., 35
Доходный дом Т. Путиловой (1906—1907); архитектор И. Претро, адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 44
Доходный дом А. Циммермана (1906—1907); архитектор Ф. Лидваль, адрес: Каменноостровский пр., 61
Доходный дом Э. Нобеля (1910—1911); архитектор Ф. Лидваль, адрес: Лесной пр., 20
Доходный дом Р. Бернштейна (1910—1911); архитектор Д. Крыжановский, адрес: Каменноостровский проспект, 54, ул. Профессора
Попова, 31
Доходный дом В. Маркозова (1909—1912); архитектор Е. Гонцкевич, адрес: Лиговский проспект, 63
Доходный дом М. П. Толстого (1910—1912), архитектор Ф. Лидваль, адрес: ул. Рубинштейна, д.15-17; набережная реки Фонтанки,
дом 54
Доходный дом С. Визлер (1911—1912); архитектор А. Бубырь, адрес: Ковенский пер., 23, ул. Радищева, 10
Жилой комплекс Бассейный кооператив (1912—1914); архитекторы Э. Виррих, А. Зазерский, Н. Васильев, А. Бубырь, адрес: ул.
Некрасова, 58-60, Греческий пр., 10-12, Фонтанная ул., 3
Магазин Елисеева (1902-1903); архитектор Г. Барановский, адрес: Невский пр., 56
Дом компании «Зингер» (1902-1904); архитектор П. Сюзор, адрес: Невский пр., 28
Здание Витебского вокзала (1904), архитектор С. Бржозовский, адрес: Загородный пр., 52
Гостиница «Астория» (1911-1912), архитектор Ф.Лидваль, адрес: Большая Морская ул., 39
Здание соборной мечети 1909-1920), архитекторы: Н.Васильев, А. фон Гоген, С. Кричинский, адрес: Кронверкский пр., 7
Приложение № 3: Памятка описания памятника архитектуры:
1. Название памятника.
2. Местонахождение
3. Даты создания и создатели.
4. Описание внешнего облика :стиль и его черты в конкретном памятнике)
5. Значение памятника (роль сооружения для города и горожан в прошлом и в настоящем.)
6. Ваше отношение к описанному памятнику.
Список использованной литературы:
1. Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX-начала XXвв. - СПб: Коло, 2006.
2. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. - СПб: Коло, 2008.
3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н.Крылова,
И.В.Муштавинская – СПб: КАРО, 2013.
4. Муравьева И.А. Век модерна. – СПб: Пушкинский фонд, 2004.
5. Татарченкова С.С. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Методическое пособие /
С.С.Татарченкова. – СПБ: КАРО, 2013.