Презентация "Наследие Античности в Санкт-Петербурге"

Подписи к слайдам:
Наследие Античности в Санкт-Петербурге
  • Презентацию подготовил Гейнке Глеб, 5 класс (экстернат)
  • 1. Наследие Античного мира в образовании и науке
  • 2. Раскрытие тайн Античного мира в Петербурге
  • 3. Залы Античности в Государственном Эрмитаже
  • 4. Литературное наследие Античности в Петербурге
  • 5. Античные сюжеты на живописных полотнах
  • 6. Архитектура Античности – «Музыка, застывшая в камне»
  • 7. Герои Античных мифов в гостях у Петербуржцев
1. Наследие Античного мира в образовании и науке
  • Школы, гимназии, лицеи, академии…
  • 1. Древние греки первыми поняли необходимость обучать детей – давать людям знания.
  • Из далёкого античного мира к нам пришло много современных слов: алфавит ( от первой буквы греч. алфавита «альфа»), пенал ( от латинского пенна), тетрадь ( от греч. «тетра»).
  • В Древней Греции залы для спортивных занятий называли гимнасиями. Отсюда произошло слово гимназия. В лицеях Древей Греции изучали риторику, астрономию.
  • 2. Петербург всегда был центром Российского образования.
  • Первый в россии и самый известный Лицей открыли в Царском Селе 19 октября 1811 года.
  • Первая в россии академия наук – это Кунсткамера . Слово « академия » произошло от имени мифического героя Академа.
  • Царскосельский лицей – в наше время и
  • Лицей на рисунке XIX века
  • Одним из самых известных выпускников лицея был А. С. Пушкин
  • В середине XIX в. его перевели в Петербург – Каменоостровский, 52
2. Раскрытие тайн Античного мира в Петербурге
  • В 1868 г.немецкий торговец Г.Шлиман отправился на поиски легендарной Трои воспетой Гомером в поэме «Иллиада». До Шлимана события, описанные в поэме, считались красивым мифом. Но он еще в детстве поверил Гомеру и решил во чтобы то ни стало отыскать Трою. «Иллиада» стала для него путеводителем. Когда Генрих не обнаружил у деревни Бунарбаши (считалось, что Троя была именно там)холодного и горячего ключей, то – отправился в другое место. В 1870 г.он обнаружил ключи у дер.Гиссарлык и решил приступить к раскопкам. Несколько недель тяжелой работы не приносили результата,но наконец рабочие наткнулись на мощную крепостную стену. Всего в раскопе было обнаружено 37 слоев. Самый древний относился к III тысячелетию до н. э. Шлиман был убежден, что нашел Трою. 15 июня 1873 г.был обнаружен богатейший клад из золотых и серебряных вещей. Шлиман решил,что это клад царя Приама и еще более убедился в мысли, что сумел обнаружить легендарную Трою. Весь Мир был поражен находками, но Шлиман на этом не остановился и решил отправиться в Миккены.
  • 1. Россиянам помогали знакомиться с античным миром прежде всего императоры Пётр I, Екатерина II, Александр I, а также богатые и образованные петербуржцы – коллекционеры. Знаменитые вельможи-коллекционеры: Лаваль,Строганов.
  • 2. Петербургские учёные-антиковеды работают в зданиях Петербургского Университета. Первый в России известный антиковед М. С. Куторга.
  • 3. На Васильевском острове жил купец, поверивший Гомеру. Впоследствии, он стал основателем Микенской археологии
  • В 1991 году на доме 28 по 1-й линии Васильевского острова, где когда-то жил Шлиман, была установлена мемориальная доска
3. Залы Античности в Государственном Эрмитаже
  • Здание Нового Эрмитажа (Миллионная ул., 35) было возведено в 1842-1851 годах по проекту архитектора Л. фон Кленце. Портик Нового Эрмитажа украшен десятью гигантскими фигурами атлантов.
  • 1. В Петербурге подлинные произведения искусства Древней Греции и Рима хранятся в Эрмитаже
  • 2. В средине XIX века для античной коллекции построили новое здание – Новый Эрмитаж
  • 3. Античные произведения искусства привозились из-за границы по приказу императоров, их покупали у коллекционеров, иногда их дарили музею, также коллекция пополнялась за счет находок археологов.
  • 4. Античная экспозиция в Эрмитаже представлена в следующих залах: аттической керамики , древнегреческой скульптуры, античных гемм, римской скульптуры
Зал аттической керамики
  • Чернофигурный динос «Корабли»
  • Краснофигурный псиктер «Пирующие гетеры».
  • Сосуды такой своеобразной формы с полой ножкой наполняли холодной водой и ставили в кратеры с вином, чтобы его охладить.
  • 1. Слово «керамика» - по гречески означает глина. Роспись на древнегреческих сосудах показывает нам изображения богов и героев, фрагменты историй из мифов.
  • 2. В Эрмитаже хранится одна из лучших в мире коллекций расписных ваз.
  • 3. Каждый тип сосудов имел свое назначение: в одних хранили вино, в других воду, в третьих зерно. Экспозиция керамики очень полно дает предствление о жизни и быте древних греков.
Зал Древнегреческой скульптуры
  • Древнегреческие скульптуры – исторические источники
  • Многие скульптуры изображены в хитонах до самых ступней ног – древнегреческих одеждах. Также мы можем видеть прически, головные уборы. Все это дает нам понимание, как выглядели древние греки
  • Скульптуры – произведения искусства
  • Как могли древние скульпторы достичь такого совершенства в изображении человека? С помощью математики, мастера определяли идеальные пропорции человеческого тела.
  • Венера Таврическая (Афродита. Богиня красоты и любви) , приобретенная еще при Петре I в Италии.
  • Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало.
Царство резных камней - гемм
  • В Древнем Египте носили перстни с каменными печатками, главным образом в фоме особо почитавшегося египтянами жука скарабея
  • В Эрмитаже хранится первоклассная коллекция античных гемм (резных камней) - инталий и камей – она включает около 10 000 памятников и не имеет себе равных в мире
  • Геммы служили амулетами, украшениями и могли быть личной печатью владельца
  • Выпуклая гемма – это камея. А геммы, с вдавленными изображениями называют инталия
  • В благодарность Александру I, сохранившему семейству Богарнэ положение и доходы, Жозефина (жена Наполеона) подарила русскому царю этот шедевр древней глиптики. Осенью 1814 года государь передал эту камею в Эрмитаж.
  • Таких крупных камей (высота ее – 15,7 сантиметра, ширина – 11,8 сантиметра и высота рельефа – 3 сантиметра) в мире насчитывается всего несколько штук. На ней изображены Птолемей Филадельф, правитель эллинского Египта, и его жена Арсиноя.
Римская скульптура
  • 1. В Эрмитаже достаточно полно представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, рельефы, декоративная скульптура, портретная пластика.
  • 2. При создании портретов реальных людей скульпторы стремились к досоверности. Одним из шедевров коллекции является бронзовый бюст римлянина (I в. до н.э.) – трудно найти памятник, равный по силе выражения скорби и горестных раздумий.
  • 3. Среди культовых статуй выделяется статуя Юпитера. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Он достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана.
4. Литературное наследие Античности в Петербурге
  • В Летнем саду, на площадке перед "Чайным домиком", стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову
  • Подлинные античные рукописи, старинные переводы античных авторов – хранятся в Петербурге в здании Российской национальной библиотеки на площади Островского
  • 1. В античном мире появились такие литературные жанры, как поэма, трагедия, комедия, ода, басня. Самые известные предания, которые дошли до нас – это мифы.
  • 2. Античные произведения, являются важными историческими источниками (например поэмы Гомера), так как там рассказывается о том, как жили и о чем думали древние греки и римляне
  • 3. Античная литература – это и произведения исскуства. Они отличаются выразительностью образов , красотой слова, крылатыми выражениями (например Ахиллесова пята).
  • 4. Античные боги, герои мифов, крылатые выражения прочно вошли в российскую поэзию.
  • 5. Перевод античных произведений – сложная задача. Необходимо было прекрасно знать древние языки и обладать поэтическим даром. В Петербурге жили известные переводчики поэты: Василий Андреевич Жуковский, Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Андреевич Крылов.
5. Античные сюжеты на живописных полотнах
  • Побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Карл Павлович Брюллов написал картину "Последний день Помпеи".Эта картина произвела сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и др.), так и за рубежом. Картина хранится в Русском музее.
  • Картина французского художника Ванлоо, Карл (Шарль-Андре)
  • Персей и Андромеда , хранится в Эрмитаже
  • 1. Герои мифов, загадки античного мира будоражили воображение художников. Спустя столетия на их полотнах оживали сюжеты античных историй.
  • 2. Шедевры живописи на античные сюжеты хранятся в Эрмитаже. Это произведения лучших мастеров Европы.
  • 3. Произведения исскуства на античные сюжеты, созданные российскими художниками хранятся в Русском Музее.
  • Русскому музею принадлежит несколько зданий: Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2), Мраморный дворец (миллионная ул.,5/1), Михайловский дворец (инженерная ул, 4 ), Михайловский замок (ул.Садовая, 2), Строгановский дворец (Невский , 17)
6. Архитектура Античности – «Музыка, застывшая в камне»
  • Здание Биржи (Биржевая пл., 4)
  • Парфенон. Афинский акрополь . IV в. до н. э.
  • Наследие античных архитекторов
  • 1. «Архитектура» - с древнегреческого – искусство проектировать и строить здания.
  • 2. Античные зодчие нашли идеальное соотношение частей здания. Оно называется «золотым сечением»
  • 3. Колонны придумали древние египтяне. Но греки стали использовать колонны, для отго чтобы они «несли» верхнюю часть здания
  • 4. Греки украшали здания скульптурой, которая рассказывала о назначении здания.
  • 5. Архитектурный стиль, образцом которого служили античные сооружения, называют классическим.
  • Здание Биржи, называют также Российским Парфеноном. Потому что прообразом для негопослужили древнегреческие храмы, в первую очередь величественный Парфенон, будто вырастающий из–под земли, окруженный мощными колоннами.
  • Тома де Томон (архитектор здания) - ориентировал здание Биржи на водораздел реки Невы – главной водной магистрали города. Здание Биржи – знаменитый храм торговли. Его украшают скульптурные группы “Нептун с двумя реками” и “Навигация с Меркурием и рекой”.
Архитектурные символы Петербурга – образцы античных сооружений
  • Александрийский театр (Площадь Островского, 2. Архитектор К.И.Росси)
  • Адмиралтейство (Адмиралтейский проезд, 1, архитектор А.Д.Захаров).
  • Триумфальная арка - Арка Главного штаба
  • Часть ансамбля Дворцовой площади
  • Аритиктурный ансамбль
  • Архитектурный ансамбль (от французского ensemble — целостность, связность, единство) — это гармоническое единство зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), скульптуры и садово-паркового искусства.
  • Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическим примером такого ансамблей может служить Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.
  • Дворцовая лощадь
Отголоски античности в зданиях Петербурга
  • Горный Институт (архитектор А.Н. Воронихин)
  • Манеж Конногвардейского полка (Арх. Д. Кваренги)
  • Таврический Дворец . (архитектор И.Е. Старов)
  • Когда-то Резиденция Потемкина. Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.
  • Большой Гостиный двор (Невский пр., 35) – 2010 год
  • Гостиный двор - 1802 год. (Арх. Валлен-Деламот)
7. Герои Античных мифов в гостях у Петербуржцев
  • 1. «Скульптура» - с латыни – вырезаю, высекаю. Красота и поэтичность скульптуры покорила европейцев. Стилизованные античные памятники украшают дома, площади и улицы Петербурга.
  • 2. Несмотря на то, что каждый скульптор изображал статую по разному, статую античного бога легко узнать по его атрибутам.
  • 3. Первые скульптурные изображения античных богов и героев появились в Петербурге в Летнем саду
  • Статуя Аполлона в Летнем Саду. Атрибуты: серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира.
  • Юстиция. Аллегория правосудия. Статуя Летнего сада. Атрибуты: Весы, меч, мантия, очень часто повязка на глазах, поскольку правосудие должно совершаться "невзирая на лица",
  • Минерва (Афина). Атрибуты: змея, сова, эгида (щит с головой Медузы Горгоны), копье
  • Марс.
  • Бог войны, обычно изображался обнаженным со шлемом на голове. Обычно Марс держит в руках трофей и копье.
Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга
  • Афина
  • Первыми в Петербурге появились скульптуры Афины
  • Петропавловская крепость — начало города. Иоанновский мост ведет к Петровским воротам крепости. В нишах ворот по обе стороны от арки стоят две скульптуры. Это Афина Полиада (Городская) и Афина Паллада (Воительница)
  • Афина Полиада - покровительница ремесел, защитница мирной жизни. Атрибуты: зеркальце (направленное в сторону Невы), змея в руке (знак мудрости)
  • Афина Паллада – богиня справедливой войны. Скульптор Трезини в данном случае заменил совы и сфинкса ( класические атрибуты Афины) – на саламандру, которая примостилась на боевом шлеме богини.
  • Паллада
  • Полиада
Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга
  • Гермес
  • Гермес (Меркурий), сын Зевса (Юпитера) и нимфы Майи, был не только богом торговли, но и вестником олимпийских богов. А также..покровителем воров...
  • Среди других каменных и бронзовых богов Петербурга, стоящих под открытым небом, Гермес-Меркурий занимает одно из первых мест. Его чаще других персонажей античных мифов можно заметить в городе.
  • Западный фронтон здания Биржи на Васильевском острове украшает скульптурная нруппа «Торговля» - с Гермесом во главе.
  • Самый красивый петербургский Меркурий стоит у фасада дома № 56 на Невском проспекте. В этом пышном здании, где сегодня находится Центральный гастроном, в начале XX столетия размещался знаменитый магазин купцов Елисеевых.
  • Здание Таможни (Пушкинский Дом). Наб. Макарова, 4. Статуя Гермеса украшает фронтон здания
  • Главный финансовый центр Петербурга возник во второй половине XIX века в районе Невского проспекта и Большой Морской улицы. Здесь появляются банки, торговые фирмы и магазины. Один из крупнейших в России банков находился в доме № 62 на Невском. Это Русско-азиатский банк. Высокий фронтон этого здания с конца XIX века украшает голова бога торговли. Крылышки украшают шапочку Меркурия. На его шее переплелись две змеи — символ мудрости. Интересно, что в этом же доме № 62 на Невском проспекте сегодня тоже находится банк.
  • Дом №62, Невский проспект
Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга
  • Апполон и музы
  • Кто управляет квадригой на аттике Александринского театра? Что за скульптуры стоят в нишах главного фасада этого здания?
  • Такой квадригой управляет на аттике Александринского театра бог солнечного света лучезарный Аполлон.
  • Аполлон был покровителем различных видов искусств, предводителем девяти муз. Покровительствовал этот бог и театральному искусству.
  • Две музы — Терпсихора и Мельпомена — стоят в полуциркульных нишах главного фасада театра. Муза трагедии Мельпомена держит в руке трагическую маску. Муза танца Терпсихора играет на кифаре.
  • Квадрига на аттике Александринского театра. Квадригой называют античную двухколесную повозку, запряженную четверкой коней в один ряд
  • Александринский театр. Площадь Островского
Боги и герои античного мира - покровители архитектурных сооружений Петерубрга
  • Интересно, что среди богов и героев Петербурга не оказалось самого главного античного бога — Зевса (Юпитера).
  • Аид (Плутон) и Геракл (Геркулес) встали у широких ступеней Горного института.
  • Братья Диоскуры, укротители дикий коней, появились у входа в Конногвардейский манеж.
  • Последняя скульптура из созданных на темы античных мифов установлена в 1981 году у кинотеатра «Прометей» на проспекте Просвещения.Часто ее называют «Летящий Прометей».
Источники
  • При подготовке презентации использованы материалы:
  • 1. Цифровой коллекции Эрмитажа
  • ( http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html )
  • 2. Информация Русского музея (http://www.rusmuseum.ru/museum/ )
  • 3. Единая коллекция цифрообразовательных ресурсов (http://edu-tsor.edu.cap.ru/ )
  • 4. Банк фотографий Петербурга ( http://spbfoto.spb.ru/foto/ )
  • 5. Материалы свободной энциклопедии ВикипедиЯ (http://ru.wikipedia.org )
  • 6. Страничка ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XVIII-XX ВВ
  • ( http://www.peterlife.ru/travel/petersburgbooks/inn-saint-petersburg-022.html )
  • 7. Краеведение. Петербург – город музей. Петербургская тетрадь (Л. К. Ермолаева и др.)
  • Презентацию подготовил Гейнке Глеб, 5 класс (экстернат)