Конспект урока "Координатная сетка" 2 класс
Яценко Наталья Александровна
учитель математики и информатики,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»,
Разработка урока информатики 2 класс
По учебнику информатика в играх и задачах. 2-й класс: в 2-ух частях. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
Технологическая карта урока по информатике 2 класс
Тема: Координатная сетка.
Задачи:
1. Сформировать представление о координатной сетке; научить находить
предмет на координатной сетке.
2. Развивать познавательные и творческие способностей учащихся, наглядно-
образного мышления.
3. Воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности при выполнении
практических работ
Содержание учено-познавательной деятельности
Методический
инструментарий
Ориентиры развития
2
3
1.
2.
3.
Мотивация.
Актуализация знаний.
Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, уровень усвоения знаний на
предыдущем уроке.
Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
На доске демонстрируются небольшие тестовые задания (слайд 2).
Учащиеся по одному выходит к интерактивной доске, и выполняют задания:
1. Выбери и размести рисунки симметричные относительно вертикальной оси:
2. Выбери и размести рисунки симметричные относительно горизонтальной
оси:
3. Добавь и размести фигуры симметрично линии АБ, а затем фигуры
симметричные линии ВГ.
Изучение нового материала.
Игра «Помоги Незнайке найти игрушку»
Дети представляют, что Незнайка зашёл в магазин с игрушками. Там стоит 3
шкафа с 4 полками в каждом.
Фронтальная
работа на
интерактивной
доске
Развитие учебно-
познавательной
мотивации
Развитие зрительной
памяти, мышления.
2
3
3
4
5
4
Учитель просит помочь Незнайке и найти игрушку, которая стоит в первом
шкафу. (слайд 3). Дети пытаются помочь Незнайке, но происходит это не с
первой попытки.
-Ребята, а можно быстро найти игрушку, если известен только номер шкафа?
Ребята делают вывод, что можно, но не сразу.
- А если полок будет гораздо больше, то, наверное, будем искать ещё дольше?
-Может надо указать номер полки?
Ребята приходят к выводу, что для того чтобы быстро найти игрушку надо знать
номер шкафа и номер полки (слайд 4).
Задание 50(а, б) в тетради.
а) Аналогично предыдущей игре.
Ответ: 2-й шкаф, 3-я полка - ведро, его и нужно раскрасить.
б) Аналогично предыдущей игре: ученики должны найти 3-й шкаф и в нем
вторую полку и нарисовать там мяч.
Демонстрируя слайды №6 - №9 учитель рассказывает о координатах
Задание 51 в тетради (слайды 10 - 15)
Зайдём к жителям дома, которые видны в окошках. Как же их найти?
Как устроены наши дома? Сначала мы заходим в нужный подъезд (их номера
указаны внизу), а затем поднимаемся на нужный этаж (их номера указаны слева).
А) Рассмотрим адрес (2, 4): какой указан подъезд? (2) Этаж? (4) Находим внизу
цифру (2), а сбоку цифру 4 (во втором подъезде поднимаемся на четвёртый
этаж).
Кто там живёт? (Девочка).
Ответ: (2, 4) – девочка, (4, 2) – мальчик, (1, 1) – мальчик за компьютером
б) Обратная задача: определить адрес жильцов.
Находится жилец, определяется его подъезд и этаж.
Ответ: динозаврик – (5, 3), собака – (3, 5).
Задание 52(а, б, в) в тетради (самостоятельно).
а) Аналогично пункту б) предыдущего задания (слайд 16).
б) Аналогично пункту а) предыдущего задания (слайд 17).
Фронтально-
индивидуальная
Индивидуальная
работа с
самопроверкой
Индивидуальная
работа с
самопроверкой
Развитие
познавательной
деятельности
обучающихся.
Развитие зрительной
памяти, образного,
творческого мышления.
Развитие памяти,
образного, творческого
мышления.
Развитие внимания,
логического мышления
*в) Задание очень похоже на диктант по клеточкам. Мы подходим к дому, по
первой стрелке попадаем в первый подъезд, затем по второй - во второй, третья
стрелка поднимает нас на второй этаж и т.д. Адрес мальчика: (1, 5) (слайд 18).
Приведите примеры, в которых нужно найти место предмета с помощью двух
цифр. (Слайд 19)
Игра «Почтальон» (слайд 20).
Каждому ученику раздается тетрадный листочек, который нужно разорвать на
4 части. На листочке ученик пишет имя выбранного им ученика (которому хочет
послать листочек письмо). Затем складывает вчетверо листочек и пишет адрес
выбранного ученика (номер ряда и номер парты).
После этого в каждом ряду выбирается почтальон, который собирает почту со
своего ряда и разносит её по классу (3-4 почтальона). После того как вся почта
роздана, дети проверяют, их ли имена пришли им по почте. Если имя ученика
совпадает с именем на листочке – всё правильно. Но если имена не совпадают,
значит, адрес был неверный, его исправляют тут же. (Игру повторяют 3-4 раза.)
Задание 54 (а, б, в, г) в тетради.
а) Координаты домиков: Кролика (1, 4), Совы (2, 5), Пятачка (2, 1), Винни-
Пуха (5,6).
б) В квадратах находятся: (6, 2) - ослик Иа, (3, 4) - Пятачок; (5, 4) - Винни-
Пух.
Эти пункты являются повторением предыдущих заданий.
*в) Здесь нужно по данным координатам отметить путь Пятачка. В итоге он
должен оказаться у своего домика.
*г) Обратно предыдущему: ученики должны проложить путь каждого героя
стрелочками, а затем координатами записать их пути, начиная с координат
самого героя и кончая координатами домика. При этом деревья и чужие дома
нужно обходить.
Ответы (возможные):
Винни-Пух: (5, 4), (5, 5), (5, 6);
Пятачок: (3, 4), (3, 5), (4, 5), (5, 5), (5, 6);
Иа: (6, 2), (6, 3), (6, 4), (6, 5), (6, 6), (5, 6);
Кролик: (1, 4), (1, 5), (1, 6), (2, 6), (3, 6), (3, 5), (4, 5), (5, 5), (5, 6);
Сова: (2, 5), (3, 5), (4, 5), (5, 5), (5, 6).
Индивидуальная
работа с
взаимопроверкой
Фронтальная работа
Формирование
мотивации интереса к
предмету
5
4.
5.
Физкульминутка.
Учитель просит построиться детей в две шеренги и выполнять те упражнения,
которые он попросит. Эти упражнения должны содержать координаты учеников.
Например:
- Ученики первой шеренги, имеющие номера 2,4,6 поднимают правую руку
вверх, а имеющие номера 1,3,5 левую руку вверх.
- Ученики второй шеренги, имеющие номера 1,3,5 подпрыгивают вверх 3 раза, а
имеющие номера 2,4,6 приседают 3 раза и т.п.
Учитель следит за правильностью выполнения упражнений.
Задание 55 в тетради (самостоятельно). (слайд 22)
Ученики должны найти клеточку по ее "адресу" и раскрасить ее (лучше серым
или коричневым цветом) - всего 11 клеточек. В результате должна получиться
собачка (ее можно дорисовать: глазки, носик и т.п.). Можно оценить 2-3 работы.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задание 59
Прочитай пословицу. Ребята по очереди выходят к интерактивной доске и
выбирают слово, которое появляется в нужной клетке. В результате появляется
пословица: «Труд человека кормит, а лень портит» (слайды 23 - 29)
Задание 56(а, б) в тетради (самостоятельно).
а) Ученики находят по "адресу" букву и записывают ее в нужную клеточку.
Учитель проверяет: "У какой буквы "адрес" (4, 4) (У буквы "У") и т.д.". Затем
читаем полученное слово "ученье". Далее учитель может просто спросить:
"Какое второе слово зашифровано в тетради?" (Слово "лучше".)
А вся пословица звучит так: "Ученье лучше богатства" (слайд 30, 31).
Первичная проверка понимания.
Практическая работа.
Ребята садятся за компьютеры и учатся правильно располагать корабли на
квадратном поле, в котором каждая ячейка имеет свой адрес (слайды 32, 33 ).
Индивидуальная
работа с
самопроверкой
Фронтальная работа
у интерактивной
доски
Индивидуальная
работа с
взаимопроверкой
Индивидуальная
работа за
компьютерами
Формирование
здорового образа жизни
Развитие мыслительной
деятельности,
познавательной
активности
Формирование
информационно-
коммуникационной
культуры. Развитие
внимания при
выполнении
практической работы
6.
7.
Домашнее задание (слайд 34).
Задание 53. Учитель договаривается с учениками, откуда считаются ряды. Если
ученики сидят по двое – количество рядов удваивается.
Задание 59 (б, в).
б) Обратное пункту а). В верхней строке вписать слова пословицы, найти в
таблице со словами из пункта а) необходимое слово и вписать его «адрес» в
нижнюю строку таблицы пункта б).
Ответ: (1, 5), (2, 3), (2, 4), (3, 5), (3, 3).
*в) Из данных в таблице слов составить поговорку и зашифровать ее.
Ответ: «Лень до добра не доводит». (1, 1), (2, 5), (1, 2), (1, 4), (2, 2).
Подведение итогов.
Учитель задает вопрос ученикам, с какими новыми понятиями они
познакомились на уроке (координата и координатная сетка).
Объявляет оценки за урок и выставляет их в дневник.
Используемые ресурсы:
1. «Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.
Оглавление к учебнику «Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др., изд. «БАЛАСС», 2002 г.
[Карточка ресурса]
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24dcb285-e1aa-43a8-8933-de60f1a373ff/%5BNS-INF_2-01-05%5D_%5BID_082%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a75796e-7c57-456f-8354-666deaf9c0c8/%5BNS-INF_2-01-05%5D_%5BID_083%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7c8b1936-6051-4007-b9f1-02cc40cd1496/%5BNS-INF_2-01-05%5D_%5BID_084%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dfae9310-740f-41e3-b17c-8097011096fe/%5BNS-INF_2-01-07-09%5D_%5BIM_088%5D.swf
2. Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.
Оглавление к учебнику «Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др., изд.
«БАЛАСС», 2002 г.
[Карточка ресурса]
3. Координатная сетка
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/324e2e13-517a-4b2a-a966-1a71d81c3263/%5BNS-INF_2-01-06%5D_%5BIM_086%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ad77455-c144-4b42-b49d-f28027be64a2/%5BNS-INF_2-01-07-09%5D_%5BIM_089%5D.swf
4. Центр информационных технологий, Выборг
Серия презентаций к урокам по информатике для 2, 3 и 4 классов по курсу Тур С.Н., Бокучава Т.П. "Информатика
в начальной школе". Яркий, красочный материал в виде презентации позволит учителю сделать урок насыщенным,
интересным и надолго...
http://www.cit-vbg.ru/modules.php?name=Files&go=view_file&lid=48 – 28,847 байт