Конспект урока "Форма и компоненты" 10 класс
Разработка урока Форма и компоненты среды программирования Lazarus.
Урок №6 10 класс
Дата 15.10.2014
Тема: Форма и компоненты.
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с формой и компонентами, их основными свойствами и
методами;
Развивающая: развивать умения выполнять действия с формой и компонентами;
Воспитательная: воспитывать эстетические навыки при оформлении формы и компонентов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические
частично-поисковые.
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Оснащение: компьютерный класс (наличие локальной сети).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Настрой учащихся на урок.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Проверка домашнего задания.
Каждому учащемуся с помощью программы NetOp School выводится на экран скриншот окна
системы программирования Lazarus (приложение
1).
Задание: перечислите по указанным номерам
основные окна интерфейса интегрированной среды
разработкиLazarus.
Задание учащиеся выполняют в тетради.
Время выполнения 1-2 минуты.
Проверка в парах, по окончанию с учителем.
4. Изучение новой темы.
Форма.
Форма – будущее окно вашего приложения, на котором будут располагаться компоненты. Форм в
проекте может быть несколько, добавляется форма в проект командой: Файл ÒСоздатьÒФорму.
Свойства формы
Свойство
Значение
Caption
Изменение заголовка окна, представляет собой
некоторый текст.
Name
Имя формы в программе. По умолчанию
присваивается Form1.
Color
Изменение цвета окна
Компоненты
Компоненты также как и форма являются некоторыми графическими объектами. Компоненты
бывают видимыми и невидимыми. При проектировании форма выступает в роли контейнера для
компонентов. При этом на форму можно разместить и невидимые компоненты.
Свойства и методы компонентов также отображаются в инспекторе объектов. Чтобы увидеть их,
достаточно выделить требуемый компонент на форме.
Обработчики событий
Свойства объекта определяют его внешний вид (размер, шрифт, цвет и т.д.), а совокупность событий
определяют поведенческую сторону объекта. Обработчиком события является процедура, которая
выполняет те или иные действия в ответ на наступление события.
Пример: Создать первое графическое приложение. Которое при загрузке формы, будет
выводить название в заголовке формы 'Моё первое графическое приложение', а по щелчку на форме
в заголовке формы появится вопрос'Зачем ты на меня нажал?'.
После запуска
После выполнения щелчка
Фрагмент программного кода
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Моё первое графическое приложение';
end;
procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Зачем ты на меня нажал?';
end;
Простейшие компоненты.
TLabel – компонент надпись или метка (расположен на странице Standard), предназначен для
размещения надписей на форме.
Свойства TLabel
Свойство
Значение
Caption
Отображение текста в поле компонента.
Color
Цвет фона надписи.
AutoSize
True/False. Запрещение или разрешение на изменение
размеров надписи.
Aligment
Выравнивание текста внутри поля надписи (по центу,
левому краю, правому краю)
Font
Настройка текста (шрифт, размер, начертание)
WordWrap
Разрешение/Запрещение на расположение текста в
поле надписи в одну строку.
TButton – кнопка элемент управления, предназначен для запуска каких-то действий команд. При
щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает событие OnClick (по щелчку).
Свойства TButton
Свойство
Значение
Caption
Отображение текста в поле компонента.
Enabled
Признак доступности кнопки.
5. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Создайте приложение, на форму которого помещены компоненты Label1, Button1. При
щелчке наButton1 в объекте Label1 появляется сообщение «Я программирую!», а выполненный
щелчок на форме сменяет заголовок окна на сообщение «Моя первая программа».
Оформите форму и метку в цвете.
Решение:
Вид окна после загрузки
программы
Вид окна программы после
выполнения щелчков
Фрагмент программного кода
procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Моя первая программа';
end;
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
label1.Caption:='Я программирую!';
end;
Задание 2. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопке Вывод
сообщения на метку выводится сообщение приветствия, при щелчке на
кнопке Очистить сообщение исчезает.
Решение:
Вид окна после загрузки программы
Вид окна программы после выполнения
щелчка на кнопке Вывод сообщения
Фрагмент программного кода
6. Домашнее задание.
Разработать свой собственный проект, используя форму и изученные компоненты.
7. Рефлексия.
8. Итог урока.
Использованная литература.
1. Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Free Pascal и Lazarus: Учебник по
программированию. – М.: АLT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2010. – 440с.: ил. –
(Библиотека АLT Linux).
2. Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Методическое пособие к учебнику
«Информатика», 10 класс, естественно-математическое направление. – Астана: «Арман-
ПВ», 2010.-56.
3. Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Учебник для 10 класса
общеобразовательных средних школ естественно-математического направления. – Астана:
«Арман-ПВ», 2010.-128.
4. Мансуров К.Е. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. - 772с.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Создание маркированных и нумерованных списков в MS Word"
- Конспект урока "Дополнительные возможности графического редактора Paint. Создание витражей" 8 класс
- Презентация "Свойства алгоритмов" 8 класс
- Презентация "Кодирование информации" 8 класс
- Конспект урока "История развития вычислительной техники" 8 класс
- Практическое задание по созданию презентаций "Искусственный интеллект" 8 класс