Технологическая карта урока информатики "Составление программы на языке Паскаль" 9 класс
Технологическая карта урока информатики
ФИО учителя: Моисейкин А.В.
Учебный предмет: Информатика
Класс: 9
Тема урока: Составление программы на языке Паскаль
Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок в разделе
«Алгоритмизация и программирование»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока
Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных
знаний по теме «Алгоритмизация и программирование»
Деятельностная: формирование у обучающихся способностей к рефлексии
Задачи
Обучающие: обобщение знаний обучающихся о классификации циклических
алгоритмов.
Развивающие: формирование навыков работы с информационными
объектами, интернет сервисами, средой программирования;
Развитие самостоятельности мышления, умения работать в группе, обобщать,
делать выводы, составлять программы на языке Python
Воспитательные: воспитание творческого подхода к работе, желания
экспериментировать, формирование культуры умственного труда, умение
планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить
начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.
Планируемый
результат
Предметные умения:
▪ владение универсальным языком
программирования высокого уровня
(по выбору), представлениями о
базовых типах данных и структурах
данных;
▪ умение использовать основные
управляющие конструкции
▪ Владение навыками и опытом
разработки программ в выбранной
среде программирования, включая
тестирование и отладку программ;
владение элементарными навыками
формализации прикладной задачи и
документирования программ
Личностные УУД:
установление обучающимися
связи между целью
учебной деятельности и ее
мотивом.
Регулятивные УУД:
▪ постановка учебной
задачи;
▪ определение
последовательности
промежуточных целей
с учетом конечного
результата;
▪ выделение и осознание
учащимися того, что
усвоено и
что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД:
▪ планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
▪ умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать
свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации
Познавательные УУД:
▪ самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели,
поиск и выделение
необходимой
информации;
▪ установление причинно-
следственных связей;
▪ построение логической
цепи рассуждений.
Организация учебного пространства
Межпредметные
связи:
Математика
Физика
Формы работы:
индивидуальная, групповая
Ресурсы:
УМК: Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.,
Информатика
Оборудование: ПК,
мультимедийное оборудование
(проектор, интерактивная доска)
Интерактивные пособия:
среда программирования Pascal
Основные
термины,
понятия
ХОД УРОКА
Этап урока
Время
Содержание
учебного
процесса
Деятельнос
ть учителя
Деятельность
ученика
Формируемые
УУД
Организацио
нный
этап (1-2мин)
Создать
благоприятный
психологический
настрой на
работу
Приветствие,
проверка
подготовленн
ости к
учебному
занятию,
организация
внимания
детей
Включаются в
ритм урока
Коммуникати
вные:
Планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
организация
своей
учебной
деятельности.
Личностные:
мотивация
учения.
Постановка
Обеспечение
Мотивирует
Записывают
Познавательн
цели.
Мотивация
учебной
деятельности
обучающихс
я.
(3мин)
мотивации
учения
детьми,
принятие
ими целей урока.
обучающихся,
вместе с ними
определяет
цель
урока,
акцентирует
внимание
обучающихся
на значимости
темы.
Вы должны
убедить себя в
том, что:
1) вы можете
справиться
с задачами
различного
уровня
сложности;
2) все
выучить
невозможн
о, а
научиться
рассуждать
–
необходим
о;
3) хорошая
команда –
залог
успеха;
4) интеллекту
альная
собственно
сть – это
товар;
5) решать
задачи
повышенн
ой
сложности
интереснее
, чем
стандартн
ые.
дату в
тетрадь,
определяют цель
урока.
ые:
умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в устной
форме.
Личностные:
самоопределен
ие.
Регулятивные
:
целеполагание.
Коммуникати
вные:
умение
вступать в
диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении
вопроса.
Актуализаци
я
Знаний (10
мин)
1.Знание
(определение и
отбор
информации)
2. Понимание
(понимание
предоставленной
информации)
Сегодня наш
кабинет
информатики
превращается
в научно-
исследователь
скую
площадку. По
роду своей
деятельности
вы
занимаетесь
научными
разработками,
которые
принято
называть
проектами.
Для работы
вам
выделяется
грант в
размере 10000
руб.(что
эквивалентно
четырем
оценкам «5»,
500 руб.= 1
балл). По
окончании
работы вам
предстоит
самостоятельн
о
распределить
грант между
собой
(заполнить
лист для
оценивания).
Имея грант,
вы можете
распоряжатьс
я им по
своему
усмотрению –
Слушают,
запоминают
условия деловой
игры
Объединяются в
группы
▪ Работают в
группах.
Распределяют
роли:
▪ Отвечают
индивидуальн
о на
предложенны
е им вопросы
(приложение
1)
▪ Находят и
исправляют
ошибки в
программах
(приложение
2)
▪ Объясняют
причины
допущенных
ошибок.
Оценивают себя
Познавательн
ые:
поиск и
выделение
необходимой
информации.
Регулятивные
:
контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельности.
Личностные:
оценивание
усваиваемого
материала.
Коммуникати
вные:
организовать
учебное
сотрудничество
полученного
результата.
обращаться за
помощью к
ребятам из
других групп,
к учителю. Но
надо помнить
каждая
подсказка
будет стоить
500 руб.
Сейчас,
случайным
образом, с
помощью
генератора
случайных
чисел, вы
будете
распределены
на 3 группы.
У каждой
группы есть
свой план
работы
- получить
допуск к
началу
работы над
проектом;
- произвести
отладку
программы
(найти и
исправить
ошибки)
- решить
задачи
разного
уровня
сложности.
На
интерактивно
й доске
появляются
исправленные
программы.
и
одноклассников.
(задание №1, 2 в
Бланке
оценивания)
Итак 1
испытание
успешно
завершено,
поздравляю
вас.
Применение
знаний (15
мин)
3. Применение
(использование
понятий в новых
ситуациях)
Практическая
работа
«________»
4. Анализ
(разбивание
информации на
связанные части)
5. Синтез
- Теперь вас
ждет
коллективный
проект
(составить
программу
для задач
разного
уровня
сложности.)
- Решая их, вы
сможете
привлечь
инвестиции в
свой проект, а
можете
поделиться
своим
грантом.
Наблюдает,
направляет
- Оцените
вклад каждого
участника
группы в
выполнении
задания.
Группа
выбирает и
решает задачу
из
предложенных
учителем
(Приложение 3)
Демонстрируют
знания,
работают за
компьютером в
среде
программирован
ия Паскаль
Заполняют
Бланки
оценивания
Познавательн
ые:
поиск и
выделение
необходимой
информации.
Регулятивные
:
планирование
своей
деятельности
для
решения
поставленной
задачи и
контроль
Личностные:
формирование
готовности к
самообразован
ию.
Коммуникати
вные:
уметь
оформлять
свои
мысли в устной
форме;
слушать и
понимать
речь других.
Подведение
итогов (8
мин)
6. Оценка
разработанных
программ
Оценивает
Обсуждают
решение задачи,
дают
комментарии
Заполняют
Бланк
оценивания.
Личностные:
Познавательная
мотивация.
Регулятивные
:
самостоятельно
сть.
Познавательн
ые:
выбор
эффективного
способа
решения.
Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция
(3 мин)
Дать
качественную
оценку работы
класса и
отдельных
обучаемых.
Выявляет
качество и
уровень
усвоения
знаний.
Обучающиеся
анализируют
свою работу,
выражают
вслух свои
затруднения и
обсуждают
правильность
выполнения
данного задания.
Личностные:
Формирование
позитивной
самооценки.
Регулятивные
:
умение
самостоятельно
анализировать
правильность
выполнения
действий
Рефлексия
(подведение
итогов)
(5 мин)
Дать
количественную
оценку работы
обучающихся.
Подводит
итоги работы
групп
и класса в
целом.
Обучающиеся
распределяют
оставшийся
грант между
участниками
группы.
сдают Бланки
оценивания.
Регулятивные:
определяет
степень
успешности
выполнения
своей
работы.
Приложение 1.
Вопросы по теме
«Программирование на языках высокого уровня»
1. Для чего нужно программирование?
2. Что такое язык программирования?
3. Что такое система программирования?
4. В чем состоят основные принципы структурного программирования?
5. Как в сложных алгоритмах соединяются базовые структуры?
6. Что такое транслятор? Что такое трансляция? Назовите два способа трансляции.
7. В чем различие между компиляцией и интерпретацией.
8. Назовите стандартные типы данных.
9. Из каких этапов состоит работа программиста по решению задачи?
10. Что такое отладка программы? Что называется тестом?
11. Что обозначает понятие «диалоговый характер программы»?
12. Что такое подпрограммы?
13. В виде чего реализуются подпрограммы в языках программирования?
Приложение 2
Задача №1
В предложенной программе есть три ошибки. Найдите ошибки и исправьте их
так, чтобы программа работала правильно.
Сформулируйте условие задачи для данной программы
PROGRAM SUMMA;
VAR A : ARRAY[1..N, 1..M] OF INTEGER;
I, J, N, M: REAL;
SUM: INTEGER;
BEGIN
WRITE(‘Введите количество строчек данного массива N=’);
READLN(N);
WRITE(‘Введите количество столбцов данного массива M=’);
READLN(M);
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
BEGIN
WRITE(‘A[‘, I, ’, ’, J, ‘]=’);
READLN(A[I, J]);
END;
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
WRITE(A[ I, J] : 4);
END;
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
IF A[I, J] > 0 THEN SUM:=SUM+A[I, J];
END;
WRITE(‘SUM= ’, SUM);
END.
Задача №2
В предложенной программе есть три ошибки. Найдите ошибки и исправьте их
так, чтобы программа работала правильно.
Сформулируйте условие задачи для данной программы
PROGRAM PROIZVEDENIE;
VAR B : ARRAY[1..100, 1..100] OF INTEGER;
I, J, N, M: INTEGER;
PROIZV: INTEGER;
BEGIN
WRITE(‘Введите количество строчек данного массива N=’);
READLN(N);
WRITE(‘Введите количество столбцов данного массива M=’);
READLN(M);
FOR I:=1 TO N DO
FOR J:=1 TO M DO
BEGIN
WRITE(‘A[‘, I, ’, ’, J, ‘]=’);
READLN(A[I, J]);
END;
END;
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
WRITE(A[ I, J] : 4);
END;
FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO M DO
IF A[I, J] <> 0 THEN PROIZV:=PROIZV*A[I, J];
END;
WRITE(‘PROIZV= ’, SUM);
END.
Ошибки в
Задаче №1
1) Переменные I, J, N, M должны быть целого типа – INTEGER.
2) При вводе двумерного массива отсутствует END.
3) При указании типа двумерного массива неуказаны его границы - VAR A :
ARRAY[1..100, 1..100] или другой способ.
Условие задачи:
Составить программу для вычисления суммы положительных значений
элементов двумерного массива A[N,M].
---------------------------------------------------------------------------------
Задаче №2
1) Имя массива должно быть одним и тем же во всей программе.
2) При вводе двумерного массива отсутствует BEGIN.
3) При выводе результата неверно указана переменная.
Условие задачи:
Составить программу для вычисления произведения значений элементов
двумерного массива B[N,M] отличных от нуля.
Приложение 3
Работа в группах
Группа №1
Задача №1 (+200 евро)
Составить программу разложения данного натурального числа на простые
множители (использовать подпрограмму).
Задача №2 (+100 евро)
Имеется массив A из NxN элементов. Сформировать новый массив, «повернув»
исходный на 180
0
.
Задача №3 ( 0 евро )
Дана целочисленная квадратная матрица B[KxK]. Сформировать одномерный массив
из элементов матрицы, стоящих над главной диагональю.
Задача №4 (-100 евро)
Вычислить сумму наименьших элементов каждой строки матрицы C[N,M].
Задача №5 ( -200 евро)
Дан массив D[N]. Вывести на экран сначала неотрицательные элемента массива,
потом отрицательные.
Группа №2
Задача №1 (+200 евро)
Составить программу для нахождения чисел из интервала [M,N], имеющих
наибольшее количество делителей (использовать подпрограмму).
Задача №2 (+100 евро)
Дана матрица A размером 4х5. Вставить после третьего столбца массив B{b1, b2, b3,
b4}, а затем после первой строки вставить массив С{с1, с2, с3, с4, с5, с6}. Таким
образом получить матрицу размерностью 5х6.
Задача №3 ( 0 евро )
Дана квадратная матрица D[NxM]. Найти максимальные значения элементов,
расположенных на главной и побочной диагоналях и выяснить какой из них больше.
Задача №4 (-100 евро)
Дана квадратная матрица E[NxN]. Подсчитать количество четных элементов в данной
матрице.
Задача №5 ( -200 евро)
Дан массив F[NxM]. Составьте программу вычисления произведения тех значений
элементов двумерного массива, которые, меньше 15.
Группа №3
Задача №1 (+200 евро)
Дано натуральное число N . Найти все меньшие N числа Мерсена. (Простое число
называется числом Меросена, если оно может быть представлено в виде 2
p
– 1, где P –
тоже простое число.) (использовать подпрограмму)
Задача №2 (+100 евро)
В матрице A[NxN] поменять местами элементы симметрично относительно главной
диагонали.
Задача №3 ( 0 евро )
Дана матрица B[N,M]. Сформировать одномерный массив из минимальных элементов
каждой строки матрицы. Найти сумму элементов одномерного массива.
Задача №4 (-100 евро)
Дана целочисленная квадратная матрица C[N,N]. Найти элементы кратные K.
Задача №5 ( -200 евро)
Дан массив D[N,M]. Определить, имеется ли в двумерном массиве значения
элементов равные B.
Дополнительное Задание
(Группа №1)
Файл находится в Паскале под именем PROGRAM1.PAS
Дана программа.
1) Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки
зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.
2) Вычислите значение Х при А=3,5 и В=4.
3) Сформулируйте условие задачи для данной программы.
program zadacha;
var x,a,b: real
begin
readln (a,x);
if a<b then x=exp(b*ln(a)) else x=a*b;
writeln(y);
end
РЕШЕНИЕ:
1) Ошибки:
2) Х=
3) Условие задачи:
Дополнительное Задание
(Группа №2)
Файл находится в Паскале под именем PROGRAM2.PAS
Дана программа.
4) Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки
зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.
5) Вычислите значение Х при А=3,5 .
6) Сформулируйте условие задачи для данной программы.
program zadacha;
var x,a: real
begin
readln (a);
if a>=0 then x=sqrt(a) else x=sqr(a);
writeln(y);
end
РЕШЕНИЕ:
1) Ошибки:
2) Х=
3) Условие задачи:
Дополнительное Задание
(Группа №3)
Файл находится в Паскале под именем PROGRAM3.PAS
Дана программа.
7) Найти ошибки и исправить, чтобы программа работала. Найденные ошибки
зафиксировать ниже слова РЕШЕНИЕ.
8) Вычислите значение Х при А=-16 и B = -2.
9) Сформулируйте условие задачи для данной программы.
program zadacha;
var x,a,b: real
begin
readln (a,b);
if (a>0) and (b>0) then x= sqrt(a) *sqrt(b) else x=exp(b*ln(abs(a)));
writeln(y);
end
РЕШЕНИЕ:
1) Ошибки:
2) Х=
3) Условие задачи:
Ответы к заданиям
Группа №1
1) Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».
2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».
3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».
4. В конце программы ставится « . ».
2) Х= 150,0625 ( 1.5006250000Е+02 )
2) Условие задачи:
3) Даны два действительных числа A и B. Если A > B вычислите X по формуле X=A
B
иначе X=A*B.
--------------------------------------------------------------------
Группа №2
4) Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».
2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».
3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».
4. В конце программы ставится « . ».
2) Х= 1б8708286934(1.8708286934Е+00)
5) Условие задачи:
6) Дано действительное число A. Если A > =0 вычислите X по формуле X=√A
иначе
X=A
2
.
Группа №3
7) Ошибки: 1. В строке типа переменных отсутствует в конце « ; ».
2. Неправильно записан оператор присваивания. Правильно « := ».
3. При выводе неверно указана переменная. Правильно « Х ».
4. В конце программы ставится « . ».
2) Х= 0,00390625 ( 3.9062500000E –03 )
8) Условие задачи:
9) Даны действительные числа A и B. Если A > 0 и B > 0 вычислите X по формуле
X= √A
*
√B
иначе X= A
B
.
Бланк оценивания (индивидуальный)
Фамилия члена группы ______________________________
№
Первонача
льный
грант
Остато
к
после
1 этапа
Остаток
после 2
этапа
Остаток
после 3
этапа
Итого:
1
2
3
Мое отношение к уроку
Оценочный лист учащихся 9 класса (1 группа)
№
п/п
Фамилия,
Имя
№
гр
Вопрос
ы
Найди
ошибку
Проект
Дополнительн
ые задания
Итого
1
2
3
4
…
Информатика - еще материалы к урокам:
- Методические указания к самостоятельной работе студентов "Создание документов на языке HTML"
- Тест "Текстовые документы и технология их создания"
- Тест "Программирование алгоритмов" 8 класс
- Промежуточная аттестация по информатике для 8 класса по УМК Л.Л. Босовой
- Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике "Мир через монитор" 2 класс
- Оценочные материалы итогового контроля по информатике 7 класс