Урок. Общие сведения о языке программирования Паскаль
Подписи к слайдам:
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Ключевые слова
- язык программирования
- программа
- алфавит
- служебные слова
- типы данных
- структура программы
- оператор присваивания
Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Алфавит языка
Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
A, B, C, …, X Y, Z
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
Латинские строчные
буквы
Арабские цифры
Специальные
символы
a, b, c,…, x, y, z
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
Латинские строчные
буквы
Арабские цифры
Специальные
символы
В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).
: =
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
Знаки больше или равно,
меньше или равно
Начало и конец
комментария
> = и < =
* и *
Алфавит языка
Словарь языка
Служебное слово языка Паскаль |
Значение служебного слова |
and |
и |
array |
массив |
begin |
начало |
do |
выполнить |
else |
иначе |
for |
для |
if |
если |
of |
из |
or |
или |
procedure |
процедура |
program |
программа |
repeat |
повторять |
then |
то |
to |
до (увеличивая до) |
until |
до (до тех пор, пока) |
var |
переменная |
while |
пока |
Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.
Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka
Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.
Неправильные имена
Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as - начинается с цифры
Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
Простые типы данных
Название |
Обозначение |
Допустимые значения |
Область памяти |
Целочисленный |
integer |
- 32 768… 32 768 |
2 байта со знаком |
Вещественный |
real |
(2.9 *10-39 …1.7*10+38) |
6 байтов |
Символьный |
char |
Произвольный символ алфавита |
1 байт |
Строковый |
string |
Последовательность символов длиной меньше 255 |
1 байт на символ |
логический |
boolean |
True и False |
1 байт |
АНИМАЦИЯ
Типы величин
Структура программы на языке Паскаль
Служебное слово program
и имя программы
Структура программы
Заголовок программы
Описание данных
Описание действий
Описание констант(const) и
описание переменных (var)
Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой
Раздел описания переменных
var |
i, j: integer |
x:real |
a:char |
Целый тип
Вещественный тип
Символьный тип
Имена переменных
Общий вид программы
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin <начало программного блока>
<оператор 1>;
<оператор 2>;
…
<оператор n>
end.
Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
<имя переменной>:=<выражение>
АНИМАЦИЯ
Команда присваивания
Оперативная память
Выполнение оператора присваивания
Процессор
10 + 5
a
s
b
10
5
10
15
5
a:=10;
b:=5;
s:=a+b
Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.
В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Общий вид программы:
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
…
<оператор N>
end.
Самое главное
Вопросы и задания
В честь кого назван язык программирования Паскаль?
Почему язык программирования Паскаль считается
универсальным?
Что входит в состав алфавита Паскаля?
Каких требований следует придерживаться при выборе
имён для различных объектов в языке Паскаль?
Указывая название, обозначение, диапазон и
занимаемую область памяти, опишите известные вам
типы данных, используемые в языке Паскаль.
В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке
Паскаль?
Какую структуру имеет программа, записанная на языке
Паскаль?
Как записывается раздел описания переменных?
Запишите раздел описания переменных, необходимых
для вычисления:
а) значения функции y = x2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей
и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей,
нескольких ручек и нескольких карандашей.
Опишите процесс выполнения операторов
присваивания:
a:=3
b:=4
a:=a+b
Запишите оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных
x1и x2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из
нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких
карандашей.
Опорный конспект
Оператор присваивания: <имя переменной>:=<выражение>
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Алфавит языка
Паскаль
Латинские прописные
буквы
Латинские строчные
буквы
Арабские цифры
Структура
программы
Заголовок программы
Описание данных
Описание действий
Домашнее задание
§4.1, вопросы и задания 1-11 к параграфу,
РТ № 172-175.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Основы логики: построение таблиц истинности"
- Презентация "Векторная графика. Рисуем солнышко"
- Конспект урока "Векторная графика в программе Open Office Writer"
- Презентация "Linux и Windows. Сравнение двух операционных систем" 11 класс
- Конспект урока "Linux и Windows. Сравнение двух операционных систем" 11 класс
- Презентация "Клавиатура - инструмент писателя" 5 класс