Миграционные процессы и их влияние на развитие д. Малый Конып

1
Откуда вы, вятичи? Издалека.
Когда-то большое и сильное племя.
Нас гнало тяжелое смутное время,
В глуши повстречалась нам эта река.
Несла она воды свои широко,
Неспешно и вольно в лесах потаенных.
В огромных, укромных чащобах зеленых
Жилось без опаски, дышалось легко.
Какие вы, вятичи, были тогда?
- Славяне от самых корней изначальных,
Уже не осталось преданий печальных,
Все чистая, вятская смыла вода.
Мы избы рубили, пахали поля,
Здесь сказки родились, и песни, и дети.
Здесь шли мы по тяжким ступеням столетий
И нашим трудом расцветала земля.
Откуда мы? – здесь поднимались из тьмы.
Над Вяткою пращуров наших могилы.
От этой земли набирались мы силы,
ВЯТСКИЕ МЫ!
М. Чебышева
Миграционные процессы и их влияние на развитие д. Малый Конып
Малый Конып является деревней, хотя его трудно так назвать. Это уютное,
чистое поселение с благоустроенными кирпичными домами. Моя семья приехала
сюда в 1980 году. В то время все было не так. Конып только начал расстраиваться. В
нем была длинная улица с традиционными для Вятского края бревенчатыми
домами, да еще два переулка. Очень быстро появлялись новые жилые дома, детский
сад. Дом культуры. В 1986 году в строй было пущено новое современное,
отвечающее всем требованиям времени здание школы.
Бывая в других местах Кировской области, я обратила внимание, что таких
поселков больше нет. Меня заинтересовало, как удалось жителям Коныпа создать
такую уютную атмосферу за каких-то 25 лет? В настоящее время в поселке есть все
условия для проживания современного человека (благоустроенное жилье с горячей
водой круглый год, которое обеспечивается газовой котельной, крепкое хозяйство,
магазины, баня и т.д.). Но, не смотря на кажущееся благополучие, деревня
находится на первичной стадии вымирания. В чем причина, как предотвратить
надвигающуюся беду, какие шаги следует предпринять? Вопросов больше, чем
ответов. Мне кажется, что одним из шагов к возрождению, могут стать именно
миграционные процессы, то есть новый виток переселения, например, из города в
деревню, ведь именно переселение людей из разных районов Кировской области
помогло появлению «нового» Малого Коныпа в середине 70-х годов ХХ столетия.
Данная проблема очень актуальна на сегодняшний день т. к никто еще не
обходился без продукции сельского хозяйства. Сельскохозяйственная проблема
всегда была очень острой на Руси, а в настоящее время она носит государственный
2
характер и выражается в национальном проекте «Сельское хозяйство России».
Молодежь работать в деревне не остается по ряду объективных и субъективных
причин: нет рабочих мест; не строится жилье; низкий уровень заработной платы;
выбирается профессия, далекая от крестьянского труда и т.д. Как изменить эту
ситуацию? Как вернуть значимость сельского поселения?
До меня к данной теме никто не обращался. Хотя, история самой деревни и
окружающих ее деревень была исследована в1998-99 учебном году. Имеются
архивные данные по движению населения Малого Коныпа с середины 19 века.
Цель моей работы заключается в том, что бы проследить, как изменялась
численность населения по периодам, каков был национальный состав. И как это
повлияло на развитие деревни Малый Конып.
Задачи:
1.
Проследить динамику движения населения Малого Коныпа за период с
1863 по 2006 годы.
2.
Выяснить причины миграций населения Малого Коныпа в ХХ веке,
сравнить с общероссийскими.
3.
Проследить, каков был национальный состав коренного населения и
мигрантов.
4.
Установить степень влияния миграционных процессов на развитие
отдельно взятого населенного пункта на примере деревни Малый Конып и
составить прогнозы на ближайшее будущее.
В ходе исследования, я обращалась к экономико-географической и исторической
литературе, периодическим изданиям, архивным материалам и, конечно же, к
людям, которые живут в нашей деревне. Наиболее полно мною изучены:
1.
Мультимедийное учебное пособие «География России. Природа и
население» 8 класс под редакцией Дронова В.П., Савельева Л.Е., Пятунина
В.Б.
2.
«Население и хозяйство Кировской области» - учебное пособие под
редакцией Алалыкиной Г., Шурыгиной А.Г.;
3.
Интернет сайты Миграционной службы Кировской области;
4.
Большую роль в выборе темы стало знакомство с теорией развития этноса
Льва Николаевича Гумилева, сына Николая Гумилева и Анны Ахматовой,
историка, географа, этнографа и публициста. Его книги «От Руси до
России» и «Этносфера: история людей и история природы» позволили
предположить, что развитие любого государства, целой цивилизации и
даже маленького населенного пункта может зависеть от воли и желания
людей перемещаться, активно действовать и созидать ногда и через
разрушение).
5.
Статистические данные ГАКО и ГАСПИКО;
6.
Публикации периодических изданий: газет «Кировец», «Вятский край»,
«Наблюдатель»; журнала «Сельская новь»
3
1. Миграционные процессы и их влияние на развитие государственности
России.
Миграции населении механическое движение населения, пространственное
перемещение людей. Существует два вида миграций: эмиграция выезд из страны
(региона, субъекта), иммиграция прибытие в регион или страну.
На изменение численности населения любого населенного пункта оказывает
влияние как естественное (рождаемость и смертность), так и механическое
движение населения, то есть миграции.
Миграции подразделяются на внешние и внутренние. Внешние миграции
связанны с переселением из одной страны в другую. Внутренние миграции
происходят в пределах одной страны.
Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на
эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция - выезд людей из своей страны. Иммиграция
- въезд населения в страну.
Внешние миграции, также как и естественный прирост населения, влияют на
изменения численности населения страны.
Разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за ее пределы
за определенный срок называется миграционным приростом. Он рассчитывается так
же, как естественный прирост.
Например, в1998 г. в Россию въехало 495 тысяч человек, а выехало из страны
217 тысяч человек. Так им образом, миграционный прирост населения составил 278
тысяч человек, или в расчете на 1000 жителей - 1,9 промилле.
Величина миграционного прироста населения в России на протяжении
прошедшего столетия постоянно менялась. С 1955 по 1975 гг. он был
отрицательным. В это время многие жители России уезжали в другие республики
СССР. С середины 76-х годов начался обратный процесс. Поэтому величина
миграционного прироста стала неуклонно возрастать. Но с 1995 г. она опять стала
снижаться. Сейчас миграционный прирост уже не может восполнить потери,
связанные с естественной убылью населения.
Основная часть (99%) въезжавших в Россию - жители новых независимых
государств, образовавшихся при распаде СССР. При этом основной поток
прибывающих (65%) приходится на Казахстан и Украину. Выезжают из России в
основном в страны СНГ и Балтии (60%). Преимущественно, также на Украину и в
Казахстан. Из других стран мира крупнейшие потоки переселенцев из России
направлены в Германии, Израиль и А.
Внутренние миграции оказывали и продолжают оказывать огромное влияние на
развитие России. Поскольку Русское государство расширялось преимущественно на
восток и юго-восток, российское население также двигалось в этих направлениях.
Происходило заселение и хозяйственное освоение новых районов.
Потоки переселенцев направлялись из центральной России на юг Европейской
части, на Кавказ, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Язию, на дальний Восток. По
оценкам ученых с конца ХК до начала ХХ в. в подобных миграциях участвовало
около 36 миллионов человек В советские годы началось освоение богатейших
природных ресурсов северных территорий. Это способствовало притоку сюда
людей.
4
Сейчас впервые в истории России наблюдается обратный миграционный
процесс: население стягивается с севера и востока в восточную часть страны.
Причин, порождающих внутренние миграции, очень много. Однако, несмотря на
это многообразие, очевидно, что люди переселяются для того, чтобы улучшить
условия своей жизни.
Внутренние миграции можно рассматривать с различных точек зрения. Во-
первых, существует перераспределение населения между различными поселениями.
Главный вид таких миграций переселение людей из сельской местности в города.
В значительной мере оно было связано с быстрым ростом промышленности в
стране. Но не только. Город по сравнению с селом имеет целый ряд преимуществ.
Здесь легче найти работу, лучше условия для учебы и проведения досуга, более
комфортабельное жилье и пр. Во-вторых, люди переезжают из района в район. С
этой точки зрения все российские регионы можно подразделить на те, которые
притягивают население и те, которые теряют его. Очевидно, что для внутренних
мигрантов наиболее привлекательны регионы европейской части страны. A большая
часть региона в азиатской части России теряет население.
Если проследить этапы переселенческих потоков России в последние четыре
века то мы увидим такую картину:
16-18 вв. - переселенческие потоки наблюдаются в северо-западе европейской
части России в южные, юго-восточные, восточные районы. Освоение Сибири
дальнего востока
19-начало 20 вв. Столыпинская реформа, массовое переселение в юго-
восток и южные районы.
Советский период Эпоха великих строек, добровольное и насильственное
переселение основном молодежи) в Азиатскую часть страны, кроме того,
наблюдается массовая миграция в союзные республики. 90-е годы 20 вв.
процесс обратного переселения из Союзных республик в Россию. Миграции с
Северо-востока, восточной части в Союзную, Юго-Западную.
Переселение людей из сельских местностей в город обуславливает целым рядом
преимуществ: здесь легче найти работу, лучше условия для учебы, проведения
досуга, более комфортабельное жилье и прочее. Поэтому в деревнях проживает в
основном пожилое население.
Особый тип миграций принудительные и вынужденные. Массовые
насильственные переселения людей получили особенно большое распространение в
советское в время. В период сталинских репрессий 36-56-х годов практически по
всей стране были созданы сотни лагерей для заключенных. С родных мест
изгонялись целые народы: ингуши и калмыки, чеченцы и курды, корейцы и немцы.
Они выселялись в Среднюю Язию и Казахстан, в Сибирь и на дальний Восток.
Проблема репрессированных народов много лет замалчивалась. Она одна из
причин современных межнациональных конфликтов, которые наряду с военными
конфликтами порождают вынужденную миграцию людей.
Почему люди мигрируют? Причин миграций много. Главная из них -
экономическая. Люди едут в другие страны и районы в поисках работы (трудовая
миграция), едут в места с более высоким уровнем жизни и заработной платы.
Наряду с этим люди могут менять места жительства по политическим,
национальным, религиозным, экологическим и другим причинам.
5
Причины внутренних миграций:
1.Нежелание жить в сельской (городской) местности.
2.Невоможность найти работу.
3.Семейные обстоятельства.
4.Плохие экологические условия.
5.Необходимость перемены климата.
6.Неустроенност быта.
7.Перемена в места работы.
8.Сложная криминалистическая обстановка.
Сальдо миграции в нашей местности составляет менее 10% и выражается в
миграционной убыли. Очевидно, люди переселяются для того, чтобы улучшить
условия своей жизни.
Это общепринятая экономическая и географическая трактовка теории
миграционных процессов, согласно которой численность населения страны, региона
и маленького населенного пункта, такого как Малый Конып зависит не только от
естественного прироста (или естественной убыли), но и от того, въезжают ли люди в
населенный пункт из других регионов страны и из-за рубежа, или выезжают из него.
Есть другая точка зрения влияния миграций на численность населения
конкретных территорий.
Лев Николаевич Гумилев, отечественный историк, географ, этнограф утверждал,
что формирование этноса (народа) начинается с небольшого количества людей и их
целенаправленной активной деятельности пассионарности (пассио страсть).
Пассионарность проявляется у человека как непреоборимое стремление к
деятельности ради отвлеченного идеала, далекой цели, для достижения которой
приходится жертвовать и жизнью окружающих, и своей собственной. Именно сила
пассионарности создает такие специфические человеческие коллективы, как этносы
(народы), а изменение во времени числа пассионариев изменяет и возраст этноса, то
есть фазу этногенеза. Один из видов пассионарности талант вождя, пилигрима,
творца умение одного повести за собой группу, целый народ, умение убеждать и
управлять деятельностью.
Гумилев писал в своей книге «От Руси к России»:
«В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество
населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие
в степях или глухих лесах, третьи на берегах морей. И все создавали
совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми
ландшафтами, которые их кормили. Понятно, что лесовики могли продуктивно
заниматься охотой, например, добывать меха, и, продавая их, получать все то, чего
им не хватало. Но этого не могли делать ни обитатели знойного Египта, где пушных
животных не было, ни насельники Западной Европы, где горностаи были столь
редки, что их мех шел лишь на королевские мантии, ни степняки, занимавшиеся
скотоводством. Зато у степняков было в изобилии молоко и мясо, они делали
вкусный и питательный непортящийся сыр и могли продавать его. Кому? Да
лесовикам, изготавливавшим из дерева телеги, на которых могли ездить степняки. А
самое главное, обитатели лесов делали деготь, без которого не вращались колеса
степных телег. У жителей Средиземноморского побережья имелись великолепная
рыба и оливки, на склонах Апеннин и Пиренеев
6
паслись козы. Итак, у каждого народа был свой способ ведения хозяйства, свой
способ поддержания жизни. ...
Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов.
Каждому находилось приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные
долины, финно-угорские народы и украинцы водораздельные пространства,
тюрки и монголы степную полосу, а палеоазиаты — тундру. И при большом
разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда
оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы,
сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в
зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых. Поэтому в
Евразии политическая культура выработала свое, оригинальное видение путей и
целей развития».
Становление России как евразийской державы началось в XIV веке, в период
вхождения русских земель в Золотую Орду. Не вызывает сомнения, что
возрождение мощи русских княжеств на Северо-Востоке, прежде всего Москвы,
тесно связано с усвоением русскими монгольско-тюркских государственных
институтов, военного строя. Не последнюю роль в этом процессе сыграли
собственно тюрки выходцы из татарских орд, переходившие на службу к русским
князьям. Известно, что русское дворянство по крайней мере на треть происходило
от татарских баев и мурз. Расширение Московского государства на восток,
включение в империю многих неславянских народов, по большей части тюрок, и
угрофинов.
Лев Николаевич Гумилёв в рамках созданной им теории этногенеза показал, что
новая государственность в России имела иную этническую (энергетическую)
составляющую, нежели княжества Древней Руси. Новая энергия «пассионарность»
была сообщена русским то ли монголами, то ли имел место новый «пассионарный
толчок», ось которого прошла через Московское княжество.
Эта теория напрямую касается и моей работы, так как в один из периодов
истории развития Малого Коныпа сыграли роль именно татарские семьи, которые
организовали на берегу Чепцы своеобразный «перевоз», на правый берег
перевозились товары, кони, люди. Именно вблизи Малого Коныпа до сих пор
существует брод на реке – песчаная коса, по которой можно пройти и людям и
лошадям. Кроме того, этот брод является давним местом нереста стерляди,
ценнейшей рыбы вятских рек.
В поисках союзника Всеволод, как и его старший брат, начал обращать взоры на
Запад, но Западная Европа тогда являла собой неутешительную картину.
«Христианский мир» переживал пассионарную депрессию. Германские феодалы
начали захватывать пограничные славянские земли и превращать славян в
бесправных «сервов» крепостных. Западные славяне, жившие по Эльбе,
сопротивлялись немецкому давлению всеми силами, но силы были неравны.
Ужас положения славян состоял в том, что, не принадлежа к «Христианскому
миру», они были для немцев не просто «чужими»: людей другого суперэтноса
завоеватели рассматривали лишь как часть природы покоренной страны (со всеми
вытекающими отсюда последствиями).
Может быть, именно поэтому на Вятку двинулись и новгородские ушкуйники, и
славяне с других областей Руси.
7
Усиление христианских традиций в Северо-восточной Руси XIV в. коснулось
прежде всего служилых людей. Как в Киевской Руси после крещения, так и на Руси
XIV в. человек мог стать дружинником, гриднем у князя или ближним у боярина,
лишь, будучи христианином. Поскольку это условие соблюдалось совершенно
неукоснительно, для принципиальных противников христианства (пассионариев-
язычников) и для принципиальных противников каких-либо принципов (лентяев-
субпассионариев) не было возможности делать на Руси карьеру. И тут на помощь
русским язычникам пришли татары. Ведь монгольские ханы брали на службу всех,
кого угодно. Русские язычники в составе ханских войск шли сначала на Волгу, а
затем и на Дальний Восток, в Китай. В результате активная антихристианская часть
населения Руси просто исчезла в результате миграции, а количество активных
христиан в Москве, наоборот, увеличилось из-за притока пассионариев Орды,
Литвы и окраинных русских княжеств. Таким образом, складывалось новое
государство Российское, в том числе происходило и развитие Вятского края,
присоединившегося, пусть не сразу, и не столь добровольно, к Московскому
княжеству.
2. Миграционные процессы в истории становления Вятского края
Если рассмотреть историю образования Вятского края с позиции теории
Гумилева, то и здесь прослеживается пассионарность Новгородских ушкуйников,
двигавшихся на Восток в поисках новых земель и теснивших фино-угорские
племена, проживавшие на территории современной Кировской области. До прихода
в край русских здесь жили предки современных удмуртов, коми, марийцев.
Археологические материалы позволяют сказать, что географический фактор в те
времена определял специфику традиционной системы ведения хозяйства. Получили
развитие охота, рыболовство, скотоводство, земледелие, металлургия и обмен
продукцией. Из природных материалов изготавливались посуда, одежда, строилось
жилье, готовилась пища. Вся система уклада жизни деятельности человека была
гармонично приспособлена к конкретной среде обитания - ландшафтам.
С
XII XIV
веков «обнаруживается русская жизнь на Bятке. Пионерами
русской колонизации региона были новгородские ушкуйники, которые, плывя по
реке Вятке, в пяти верстах от впадения реки Чепцы «...узреше на правой стороне на
высокой прекрасной горе устроен град чудской... называемый чудью Болванский
городок... и побиша ту множество чуди и отяков, и инии по лесам разбегошася, от
того обладания новгородцы начаша множиться и размышляюще еже им где в
приятном месте град свой построити...». Позже на месте Боляскова поля
(территория современного города Кирова) был «устроен един град... нарекоша его
Хлынов».
Так, в пограничном пространстве, между землями удмуртов и марийцев,
появлялись первые русские городки. К новгородцам, первым русским поселенцам
на Вятке, позже присоединялись русские из Владимиро-Суздальского княжества,
продолжались миграции со стороны Устюга.
Кроме хозяйственной деятельности первые вятчане занимались и военными
походами. В XV веке они воевали не только с соседями, но и совершали набеги на
Устюг, Вологду, Вымь, Вычегду, Сарай.
8
1489 год своеобразный рубеж в сложном этническом развитии русского вятского
населения. С присоединением Вятки к Москве часть «кровопролитных» вятчан
«вывели» в столицу, началось заселение края «благочестивыми» устюжанами,
двинянами, а оставшиеся потомки новгородских ушкуйников стали занимать
приниженное положение.
В это же время вместе с русскими в Москву были отведены и арские князья,
предки современных каринских татар. Великий князь привел их к «роте» и отпустил
домой. Это первое достоверное упоминание о татарах, живущих в вятском регионе.
Центр владений арских князей был в Карино, близ появившегося позже г.
Слободского. Интересно, что вместе с татарами здесь жили и бесермяне еще одна
малочисленная этническая группа, об истории и происхождении которой до сих пор
у ученых существуют разные мнения.
В период формирования Русского централизованного государства, при Иване
Грозном, вятская земля занимала сравнительно небольшую часть будущей Вятской
губернии. Вятскими считались земли по среднему течению рек Вятки и Чепцы,
Арская земля.
По мнению путешественников-иностранцев край был малолюден, болотист, дик.
Крестьянской колонизации способствовали прикрепление крестьян к земле (1597 г.)
и преследования раскольников 1667 г.). Беглые крестьяне и старообрядцы стали
интенсивно заселять эти территории. «Поморское» направление освоения русскими
приобретает новый размах к началу 17 века.
В то время в вятских землях можно было наблюдать некоторую стабилизацию.
Мирное развитие, рост населения, торговля, увеличение площади пахотных земель
привели к росту сельхозпродукции. Урожайность хлебов росла, вятский, хлеб
вывозился в Сибирь.
В целом освоению русскими вятских земель в XVI XVII веках способствовал
приток населения из разных областей и смешение их на Вятке. В это же время
начинается обрусение коренного населения.
3. История заселения Малого Коныпа
Малый Конып в составе Вятской губернии также испытывала на себе различные
фазы пассионарного развития. Небольшая деревня в Поломской волости
Хлыновского уезда впервые упоминается в писцовой книге в 1629 году: «Починок у
реки Чепцы Гришинской Кучинова... ». Далее идет запись: «Во дворе Трофимка
Дружинин пашни 5 четвертей в поле, сена на р.Чепце 12 копен, лесу пашенного 6
десятин». Это были статистические данные переписи населения на Руси,
проведенной по указу царя М.Ф. Романова для улучшения работы органов
государственного управления и создания более справедливой системы
налогообложения. Царствование М. Романова и его отца патриарха Филарета
пришлось на очень тяжелые для России времена, после изгнания польских
интервентов экономика страны была в запустении, в центральных районах более
половины пахотной земли было заброшено «Великое Московское разорение»,
поэтому хозяйственную разруху могли спасти более благополучные окраины.
Крестьяне Вятской земли не слишком отличались от крестьян других регионов
России и так же составляли основу нации. По своим природно-климатическим
9
условиям это далеко не самая привлекательная земля. Много пота нужно пролить,
чтобы получить от нее желаемый урожай.
Территорию вдоль реки Чепцы населяли удмурты. Они занимались пашенным
земледелием, где основными культурами являлись просо, ячмень, полба, овес,
мягкая пшеница и лен. Существовало и домашнее скотоводство: лошади, коровы,
овцы, домашняя птица. Огромное значение имели охота, сбор грибов и ягод. Из
домашних ремесел получило развитие деревообработка, производство шерстяных и
льняных тканей, меховых изделий, глиняной посуды, медных орудий и оружия,
изделий из кости, женских украшений и т.п.
Основную массу русских поселенцев составляли крестьяне мерды). Они
занимались земледелием, применяя подсечно-огневую и трехпольную системы.
Главные культуры озимая рожь и яровые хлеба: овес, ячмень, пшеница, а так же
лен и конопля. В огородах выращивали овощи: лук, репу, свеклу, морковь. Большое
значение в хозяйстве имело домашнее скотоводство. Для заготовки кормов
использовались пойменные луга, лесные поляны и расчищенные из-под леса пожни.
Подсобную роль в хозяйстве играли охота, рыболовство, бортничество.
К моменту проведения дозора1615 года в Чепецком оборочном стане (2)
насчитывалось 65 русских починков, в 1-2 двора каждый. Все мелкие владельцы
земли после переписи составили сословие тяглых людей. Они облагались данью и
несли государственные расходы на управление и содержание войска. Земли никем
не занятые при первых письмах назывались оборочными и могли сдаваться в аренду
любому «вольному» человеку (не записанному в писцовую книгу).
Позднее, в зависимости от величины поселений, рода занятий крестьян или
других социальных слоев населения, стала формироваться административная
структура края. Территория Вятской губернии делилась на уезды, центрами
которых становились города и крупные села. Уезды подразделялись на волости с
крупными селами и деревнями во главе. В каждой волости был свой староста,
лекарский пункт, храм или часовня, а также в волостном центре устраивались
ярмарки велась торговля и обмен, ремесленники получали заказы и т.д. В каждой
волости насчитывалось до несколько десятков деревень.
Например, в пределы Ржано-Поломской волости, куда входила и наша деревня
Малый Конып, входило 55 деревень. Близко лежащие друг к другу деревни
объединялись, в свою очередь в сельские общины.
Село Ржаной Полом (ныне Полом), центр волости, находился в 17 км. от Малого
Коныпа. Это считалось не близким расстоянием, поэтому крестьяне деревни
старались обходиться своими силами и в торговле и в ведении хозяйства. Выгодным
было и географическое положение: в 3-х километрах проходил сибирский тракт, а к
40-м годам ХХ века была построена и железная дорога.
4. Дореволюционное развитие Малого Коныпа
Далее в архивных документах д. Гришинская алый Конып) встречается уже в
1859 году, в «Списке населенных мест Вятской губернии». Можно предположить,
что первое название дали русские поселенцы, а другое, видимо более древнее,
татарского или удмуртского происхождения. Другое объяснение может быть таким.
Неподалеку друг от друга располагались два селения, починка с разными
названиями, а потом они слились. Жители вспоминают, что еще в 20-е годы 20 века
10
возле речки было пожарное депо с табличкой, на которой было написано
«Гришинский починок», ревизских душ 61 душа, 1861г.
На карте 1870 года деревня так же обозначена под двойным названием
Гришинская (Малый Конып). По данным переписи населения 1861 года в деревне
насчитывалось всего 19 крестьянских дворов, в которых проживало 231 человек
(114 мужчин и 117 женщин).
Очень интересная информация по истории заселения Малого Коныпа
поступила к краеведам от семьи Ворончихиных: Александра Андреевича и Зои
Алексеевны. Их родственник Ворончихин Николай Ильич, проживавший в г.
Кирово-Чепецк проводил исследования своей родословной, в результате которого
появилась «зеленая тетрадь» - записки из различных источников, в том числе
документов Слободского краеведческого музея и многочисленных воспоминаний
родственников. В частности в данной тетради мы нашли такие строки:
«В войске царя Ивана Грозного при знаменитом взятии Казани было семь
татарских родов со своими дружинами, которые оказали немалую услугу при
завоевании города. В последствии Иван Грозный послал этих семерых воинов:
Арсланова, Деветьярова, Дунящего, Касомова, Абашева, Кудяшева, Кибишева со
всеми своими людьми и имуществом искать правый берег р. Чепцы, послав гонцов
по берегам Волги, Камы, весь табор двинулся через Елабугу, через наши села:
Кумены, Вожгалы, Филиппово, Полом. Найдя левый берег Чепцы, табор
остановился на том месте, где сейчас Большой Конып. На новом месте было
построено селение. Но нужно было переправиться на правый берег реки,
организовать перевоз, поэтому поближе к реке был выстроен починок, который
назвали Конып (в переводе с татарского стоянка). Так появилась одна из версий
названия «Малый Конып»
«Род Ворончихиных удмуртского происхождения, судя по окончанию
«чихин». Отец моего прадеда Селиван (Селуол) по документам) со своими
сыновьями выстроили кирпичный дом (к сожалению не сохранился). Кирпич делали
из глины и обжигали (пруды). Дом покрыли известью, отсюда пошло название:
белый каменный дом. Селивановцы были народ работящий. На самом песчаном
месте братья раскорчевали вырубки, удобрили и распахали землю. Их поля стали
называть Селивановские подчеки, потом политые чеки, а сейчас на этом месте
растут сосенки». «Река чепца в середина XVI века протекала несколько иначе: по
сегодняшним Дьяковским озерам, по оз. Глушиха, по оз. Старица и мимо
Кривобора. Таким образом, заливные луга находились на правом берегу. Население
росло, и была острая необходимость в пастбищных лугах. На правом берегу в 7 км.
была (да и сейчас есть) д. Хлюпинцы. Мужики распахивали песчаные берега с обеих
сторон и вдруг, в одну из весен, река напрямую промыла русло до д. Хлюпинцы и
повернула влево. Таким образом, на левом берегу Чепцы появились новые луга:
Захариха, Осинник, Большой луг, Зеленище, Ярки и др…»
По другой версии слово «конып» прочитывается из удмуртского языка. Первая
часть названия «кон», восходит к «конъы» - белка, являющемуся языческим,
дохристианским именем. Вторая часть изменена под действием русского закона
конца слова, Согласно ему, звонкие согласные в конце слова оглушаются. Таким
образом, из удмуртского «ыб» (поле) возникло «ып». Дословно по данной версии
11
«КОНЫП» переводится с удмуртского как поле белки (принадлежащее человеку по
имени Конып), или просто беличье поле.
Крестьяне Малого Коныпа в большинстве своем считались со средним
достатком. Наиболее богатые семьи Медведициных Александра Родионовича и
Александра Андреевича, Ворончихиных Василия Яковлевича и Ивана Ивановича
имели в своем хозяйстве по 6-7 коров, 3-4 лошади, выкармливали по 3 - 4 годовалых
бычка, свиней. Они имели большие наделы земли, по сравнению с другими, больше
было у них и лугов. Всего таких богатых хозяйств насчитывалось до 10.
Благодаря трудолюбию, умению хозяйствовать жители Малого Коныпа не
испытывали особых жизненных затруднений. Численность населения деревни
неуклонно росла. По данным переписи 1905 года в ней уже насчитывается 407
человек в 60 крестьянских дворах.
До революции деревня Малый Конып была в составе Рысевского сельского
общества. Она в то время, как и множество других деревень, состоял из одной
длинной улицы Труда и еще двух небольших улочек Первомайской и Речной (в
народе называемой Ежовкой). Наиболее распространенной фамилией среди
жителей деревни была Ворончихины, их было больше половины. Много было
Ковальноговых и Медведициных. По национальному составу выделяются русские,
удмурты, марийцы, татары.
Из окрестных деревень более зажиточными были крестьяне в Полянах (Филипп
Снигирев держал 6 взрослых лошадей и 3 жеребенка), Коршунихе ван Шиляев
7лошадей и 4 жеребенка, Анисим Шаклеин 6 лошадей и 3 жеребенка),
Кабаново(Шиляев Назар 7 лошадей и 1 жеребенок, Ходырев Сергей 6 лошадей и
2 жеребенка). В них практически не было безлошадных. Из воспоминаний А.В.
Ворончихина. «Дед мой, Селиван Ворончихин, покупал сенокосные участки у татар,
брал в аренду земли, держал скот, торговал с татарами мясом и картофелем. Ездил в
Карино, татарское село на другой стороне Чепцы по субботам. Говорят, был в
Карино свой татарский удельный князь, который ездил к Екатерине II, и она за
богатые подарки отписала ему земли по левому (коныпскому) берегу Чепцы во
владение. Безлошадных в деревне было мало, 9-10 семейств, они держали по одной
корове, если же и коровы не было, сдавали наделы в аренду.
В нашей местности не было помещичьего землевладения, все крестьяне
считались государственными или оброчными. Каждый имел свой участок земли и
платил за него равномерный для всех оброк или налог. Крестьянин становился
фактически хозяином своего надела и мог его продать, отдать в аренду, заложить,
променять, завещать. Владелец, обрабатывая свою землю, полностью распоряжался
полученным урожаем. И в тоже время он оставался как бы арендатором
государственной земли. Вот данные по арендной плате за 1888 год з материалов
по статистике Вятской губернии): поля с крутыми скатами, почвы супесчаные
(жители называли эту почву «мелдую», подпочву с белой глиной «беляк»),
поэтому плата такова:
-
под рожь – 1р.-1,6.р. за десятину;
-
яровые 80 коп. – . за десятину;
-
сенокосы – . – 1,6р. за воз.
Из отхожих промыслов по Поломской волости в сведениях Вятского губернского
статистического комитета за 1875 год числятся:
12
Распиловщиков леса 50 чел., плотников 70 чел., дровосеков 70 чел.,
рудокопов 20 человек, ыделкой овчин занимались 150 чел., свечей 1 чел. В
зимнее время часто по 1-2 человека из семьи нанимались на заготовку леса,
работали на мостовых и земельных работах, на железной работе, ездили к богатым
заводчикам в Слободской, на «Белке», в Вахрушах на кожевенном производстве.
Некоторые пимокаты, кожевники уезжали на сезонные работы в Сибирь.
Во многих семьях занимались дополнительно каким-либо ремеслом или
промыслом. Например, заготавливали лозу для плетельщиков, выделывали кожи и
шкуры, катали валенки, шили обувь. Женщины ткали-пряли, рукодельничали.
Земли было мало, много сенокосных угодий до 1928 года принадлежало татарам.
Несколько семей (7-8), занимались исключительно рыболовством, кое-кто плел
сети, делал ивовые морды. Плетение корзин в Коныпе началось примерно в 1890-х
гг, когда Селиван Фаттевич Ворончихин пригласил для своего сына Василия,
слабого здоровьем, мастера, чтобы он научил его ремеслу. В 6 км от Коныпа. В
деревне Салаково, делали сани и телеги. Были пимокаты 4-5 семей, шубно-
овчинная мастерская, выделывали шкуры, несколько человек шили шубы для
царской армии (Ковальногов Григорий Никитич, Дмитрий Никитич и Филипп
Никитич держали шубно –овчинную мастерскую). На конце деревни жил Трофим
Емельянович Ворончихин, занимался пчеловодством, выделкой шкур,
рыболовством., напротив него Иван Аверьянович занимался плотницким
ремеслом. В Петрышах жил Якимов Яков, был очень богат, торговец, имел свой
магазин и 2-этажный деревянный дом в Кирове, на ул. Коммунистической. Двое его
сыновей уехали:один в Китай, другой во Францию. Ворончихин Иван Тимофеевич
жил в красном каменном доме, занимался изготовлением кирпича, построил дом,
возле реки был небольшой кирпичный заводик. Поскольку деревня расположена
рядом с рекой, то естественно, жители занимались рыбной ловлей и охотой вокруг
леса, имеются озера, куда прилетают весной и осенью стаи уток. Несколько семей
занимались бортничеством.
5. Колхозное движение, как пассионарный толчок в развитии Малого
Коныпа.
Свои коррективы в развитие деревни Малый Конып внесла революция 1917 года.
Перессорились соседи и даже родственники. Более зажиточные крестьяне спешили
уехать. Власть перешла к беднякам. Хотя первое время, время выжиданий (что
будет дальше) отток населения не был интенсивным.
Во время гражданской войны коныпчане впервые ощутили тяготы голодной
жизни. Многие мужчины по мобилизации ушли на фронт. Особенно большим
волнением крестьянство было охвачено, когда Колчак был на подступах к Вятке. В
деревне были размещены солдаты строительного батальона. С северо-восточной
стороны деревни были нарыты окопы, построены блиндажи. Остатки от подготовки
к обороне (болванки, гранаты, мины, каски) жители деревни находят до сих пор.
Особенно трудным был 1921 год. Его так и называют голодным годом.
И все-таки в этот период наблюдается рост населения деревни. В 1926 году
численность жителей 700 человек в138 дворах. Это говорит о том, что наряду с
естественным приростом населения имеет место и миграции переселение в
деревню с близлежащих деревень и из городов.
13
1924-25 и 26 гг. годы НЭПа, оживили частную торговлю и в городе. Были
открыты лавки и в Малом Коныпе. До войны был магазин в Мошнино. В Б.Коныпе
молокозавод, до войны, куда сдавали молоко.
По итогам переписи населения 1926 года в Прокудинском сельском совете было
17 населенных пунктов, число хозяйств крестьянского типа 392, прочих – 16,
всего 408. Населения 916 мужчин и 1168 женщин. Всего 2084 человека. В том
числе в Малом Коныпе насчитывалось 99 дворов и 529 жителей (223 мужчины и 296
женщин.
В 1926-27 годах в деревне было создано товарищество по совместной обработке
земли ТОЗ. Большим достижением товарищества было то, что оно закупило
первую косилку «Идеал». ТОЗ был первым шагом к созданию крестьянского
коллектива. «Рост и укрепление социалистического фактора в деревне вызывает со
стороны кулаков ожесточенное противодействие.
В 1929 году создается артель «Начинание», члены которого заготавливают
строительный лес, делают кольца к лыжным палкам, др. работы. В то время в
Коныпе была шубно-овчинная мастерская, где выделывали овчины, владелец
Ворончихин Трофим Емельянович. Впоследствии их раскулачили,
мастерскую отобрали. В этом же 1929 году была создана из крестьян Малого
Коныпа и других близлежащих деревень коммуна «Красная заря», на основе
добровольного вхождения в коммуну. Но вскоре принцип добровольности
был нарушен. Крестьян стали загонять в колхоз без учета их желаний, а
поскольку все имущество и скот при вхождении в коммуну обобществлялось,
наиболее богатые крестьяне начали укрывать его: резали скот, уничтожали
запасы хлеба и кормов, в течении полумесяца крестьяне всех окрестных
деревень были включены в коммуну «Красная заря». Ставилась задача
объединить в эту коммуну всю Поломскую волость.
Вообще планировалось создать свою коммуну в каждой деревне, а если нет
условий для ее организации, то нужно было до 15 января 1930 года вступить в
«Красную Зарю» з протокола М-Коныпской партячейки). В коммуну входило 15
хозяйств, из них 10 крестьянских, 70 человек. До конца 1929 года из коммуны
выбыло 2 хозяйства и вновь вступило –3. Было много детей. Для коммуны выбрали
место по ул. Первомайской, наверху, где сейчас располагается теплая стоянка.
Место было возвышенным, площадка ровная. Для коммунаров было выстроено 2-
этажное деревянное здание. В коммуну вошли несколько семей из М-Коныпа и
близлежащих деревень:
М Конып:
Ворончихин Илья Ильич (его брат Ворончихин Николай Ильич автор
«зеленой тетради, упомянутой выше» в настоящее время в К-Чепецке
проживает его вдова)
Ворончихин Дмитрий Семенович, председатель коммуны (отец Юрия
Дмитриевича Ворончихина, бывшего директора М-Коныпской школы)
Ворончихин Андрей Дмитриевич и его сын Ворончихин Яков Андреевич
Медведицын Василий Алексеевич
Ворончихин Алексей Васильевич (был первым коммунистом в Коныпе)
Ворончихин Петр Матвеевич
Ворончихин Василий Матвеевич
14
Медведицин Иван Иванович, пчеловод
Медведицин Георгий Васильевич
Ворончихин Ефим Егорович, бригадир полеводческой бригады
Б-Конып:
Дубовцев Филипп Иванович с семьей (занимался кузнечным делом, ковал
ведра, печки, домашнюю утварь. Хозяйство было справным и его
обложили твердым налогом, тогда-то он и решил перейти в коммуну.
Вместе с сыновьями, а их было у него трое, перевезли в М-Конып дом и
жили в нем, а не вместе со всеми).
Шаклеин Тарас Михайлович, по рассказам, отчаянный мужик, был
плотником, членом правления коммуны.
Ветошкин Василий Васильевич ырос в приюте, т.к. родители погибли во
время гражданской войны, был направлен на жительство в коммуну, здесь
женился на коммунарке, воевал, после войны женился во второй раз, его
жена Ветошкина Ольга Алексеевна, в настоящее время живет в К-
Чепецке)
Прокудино 1:
Шаклеин Павел
Ходырев Николай Ефимович, главн. бухгалтер коммуны, впоследствии
вышел из нее и вернулся домой.
Тупицы:
Яков Алексеевич, фамилия не установлена, имел в Тупицах кирпичный
дом, некоторое время состоял в коммуне, потом вышел из нее и вернулся в
свой дом.
Мокрушин Григорий Егорович, портной
Поляны:
Шиляева Анна Матвеевна с семьей, вся семья сапожничала, имела доход.
Их за это обложили твердым налогом. (в К-Чепецке живет в настоящее
время сын)
Коммунарам отвели самые лучшие пахотные земли и луга, сенокосы, два
рыбных озера (Омут за рекой и длинное, в 1 км, предположительно, Глушиху),
откуда рыбу возили возами. В озере, возле донных ключей, когда начинался мор
рыбы, можно было прямо руками ловить 4-5-килограммовых щук, ставили
«фитили» из ниток, морды. А чтобы вода быстрее портилась, на перемычку реки с
озером выкидывали кучи навоза и утаптывали его, тогда рыба быстрее шла к
ключам, при этом погибало очень много рыбы, которую потом клевали вороны.
В коммуне были построены конюшня, коровник, свинарник, сапожная
мастерская, выкопан колодец, отобрали у богатых мужиков и держали пчел, за
которыми ухаживала Ворончихина Александра Филипповна, бывшая монашка. В
Коршунихе в то время было две мельницы, одна общественная, другую держал
Пойлов Михаил. Когда его раскулачили и выслали, то его мельницу передали в
коммуну, а в просторном доме поселились 2 или 3 семьи коммунаров из Тупиц,
предположительно, Мокрушины, тетка Терешиха с дочерьми. Был в коммуне даже
свой выездной рысак, на котором до Кирова можно было домчаться за 40 минут.
Коммунары держали весь скот в одной конюшне. Из протокола М-Коныпской
партячейки от 21 октября 1929 года: слушали: «О необходимости смещения скота в
15
коммуне», постановили: « Учитывая целесообразность смещения скота в одну
конюшню, поручить партийной части коммунаров провести смещение скота в одно
место и разъясняя членам важность о смещении».
Почти одновременно с коммуной в Коныпе была образована промартель
«Начинание», в которую вошла большая часть людей. Были объединены поля,
лошади, а коровы и мелкий скот стояли по своим домам. Потом артель
переименована в промколхоз (в нач