Презентация "Культура и традиции Кинель - Черкасского района"

Подписи к слайдам:
Культура и традиции Кинель - Черкасского района
  • Автор: Шишкина Елена Романовна, учитель географии
  • ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель - Черкассы
Заселение Самарского Заволжья
  • Современное население Самарской области представляет собой многонациональную общность, сложившуюся в основном к концу 19 века в результате движения разнородных миграционных потоков на аграрноосваиваемую в 17-19 веках территорию России. Первыми российскому правительству пришлось урегулировать отношения с башкирами, договорясь с ними о том что, они должны будут платить ясак пушниной и медом.
  • Российскому правительству пришлось налаживать отношения и с другими кочевниками, считавшими себя хозяевами земель, находившихся в непосредственной близости, а этими кочевниками были татары, украинцы, чуваши, мордва. Изначально формировался пестрый в этническом отношении состав населения осваиваемого края. В целях закрепления новых территорий Российским государством правительство направляло сюда в первую очередь русских переселенцев, однако в формировании военно-служилого населения крепостей участвовали и представители других народов-мордвы, татар, чувашей.
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДАННЫМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2008
  • ГОДА
  • Русские (1)-83,6% Татары (2)-3,9% Чуваши (3)-3,1% Мордва (4)-2,7% Украинцы (5)-1,9% Армяне (6)-0,7% Азербайджанцы (7)-0,5% Казахи(8)-0,5 Белорусы (9)-0,4% Немцы (10)-0,3% Башкиры (11)-0,2% Евреи (12)-0,2% Другие национальности (13)-1,3% Не указали национальность (14)-0,7%
  • Средние заселение Кинель – Черкасского района.
  • Культура и традиции народа
  • Наш район очень богат и разнообразен. В нем живут люди разной национальности. У людей разных национальностей есть много общего в культуре и традициях. У всех национальностях были сформированы календарные праздники. Праздничная обрядность у населения края группировалась согласно поворотным моментам годового цикла: зимнее и летние солнцестояние , весенние и осенние равноденствие. В связи с этим и праздники делились на зимние, весенние, летние, осенние. Каждый из них был связан с определенном этапом сельскохозяйственных работ.
  • Кульминацией зимних праздников были Святки, продолжавшиеся в течение двух недель от Рождества до Крещения.
  • Праздником весеннего равноденствия является Масленица. Кульминационным моментом праздника был обряд сжигания Масленицы.
  • Среди летних календарных праздников отмечали Ивана Купалу в день летнего солнцестояния, в летний цикл весь народ занимался полевыми работами, время на праздники не оставалось. Осенний цикл обрядов характеризовался престольными праздниками, среди которых наиболее часто встречались Успение Богородицы, Покров день, осенняя Казанская (Божья Матерь), день Святого Димитрия Салунского, Казьмодемьянская , Михайлов день. Это были праздники села, определяемые по престолу церкви.
Праздники и самодеятельная жизнь
  • Праздник единства народов.
  • Праздник связанный с экологическими проблемами нашего района
  • Национальные костюмы
  • Традиционным был народный костюм населения. В традиционной одежде преобладал белый цвет. Главным элементом во всех женских костюмах является сарафан в сочетании с рубахой, нагрудники и головные уборы. Обязательно костюм был украшен золотом или драгоценными камнями, но такие костюмы были только у богатых женщин. Низший же слой женщин, одевались в простые рубахи, сарафаны и платок на голову. Важным было то, что замужняя женщина должна была прятать свои локоны за головной убор, а девушки наоборот распускать локоны или заплетать их в косы.
  • Женские украшения можно было разделить на 4 группы : ушные, шейные, украшения для рук и одежды. Золотые серьги носили только в зажиточных семьях. Во многих селениях в качестве ушных украшений применяли гусиные пушки. На шею надевали бусы, ожерелья, монеты, кружева. Бусы были дутые, стеклянные или янтарные. Руки украшали кольцами и перстнями. Самобытным украшениями одежды были пояса.
  • В традиционном костюме мужчин была полотняная рубаха туникообразного покроя или, как у женщин, со вставками на плечах, а также полотняные или суконные штаны. Праздничные рубахи молодых мужчин украшал тканый или вышитый узор на вороте и на грудной планке.
  • Мужской тра­диционный костюм почти исчез из оби­хода и использует только в свадебных обрядах или в фольклорных выступле­ниях.
  • Самой распространенной рабочей обувью были лапти. Их носили с домашними чулками и портянками: летом - полотняными, зимой – суконными. В праздничные дни пожилые мужчины и женщины одевали сапоги, а молодые старались приобрести черевички – полусапожки или городские ботинки на шнуровке.
  • Национальный мордовский костюм.
  • Национальный русский костюм.
  • Национальный украинский костюм.
  • Национальный чувашский костюм.
  • Национальный татарский костюм.
  • Национальный мужской русский костюм.
Традиционное народное искусство, коллективная память нации
  • Непреходящая красота русского леса наложила неизгладимый отпечаток на традициях, обычаях, обрядах и творчестве нашего народа. В старину было одно, увы, забытое нами значение: «Народное исскуство-старанье, попеченье и забота». Лес эстетически воздействовал на русского человека. В русских народных песнях много нежных и добрых слов обращено к «зеленой дубравушке» и ее обитателям – «белой березоньке», «кудрявой рябинушке», «ракитовому кусту» и др. Красота пропорций, простота и мудрость конструктивных решений русского народа меня очень поразила. Я уверена, что многие люди видят лес с его растительным и животным миром дает вдохновение поэтам, писателям, композиторам, художникам и скульпторам, благодаря которым мы видим всю красоту нашей природы.
Примеры нашей неизгладимо красивой природы в фольклоре
  • «Каково дерево, таковы и сучья» (пословица).
  • А вот загадка:
  • «Весной веселит,
  • Летом холодит,
  • Осенью питает,
  • Зимой согревает». (Дерево)
  • Поговорка:
  • «Сосна кормит, липа одевает».
  • Примета:
  • «Лопаются сережки у березы- время сеять хлеб»
  • Ах ты, степь широкая.
  • Ах ты, степь широкая,
  • Степь Раздольная,
  • Широко ты, матушка,
  • Протянулась.
  • Ой, да не степной орел
  • Подымается,
  • Ой, да то донской казак
  • Разгуляется.
  • Ой, да не летай, орел
  • Низко к земле,
  • Ой, да не гуляй, казак,
  • Близко к берегу.
  • Кинель – Черкасский народный театр и народный ансамбль «Сударушка»
  • Ныне в Кинель – Черкасском районе действует 39 клубов и Домов культуры. Почти в каждом из них проводились выставки местных художников, народного творчества: вышивки, плетения, других поделок прикладного искусства. Большой гордостью является театр драмы, организованный на базе драматического кружка в 1959 г. Первым руководителем был В.С. Голев. Хорошо известен Кинель – Черкасский самодеятельный хор, народный вокальный коллектив «Сударушка».
  • Спасибо за внимание
  • Перед рассветом звёзды горьки,
  • Глубок, как озеро, рассвет,
  • А там, у пашни, на пригорке
  • Коняги грустный силуэт…