Квест как эффективная форма экологического образования учащихся

1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Квест как эффективная форма экологического образования учащихся
методическая разработка
.
Составитель: Ромина Зоя Ивановна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества»
Киселевского городского округа,
моб.т.: 89133204175,
е-mail: zoiaromina2011@yandex.ru
Киселёвск, 2019
2
Содержание
1
Введение………………………………………………………………..
3
2.
Пояснительная записка………………………………………………..
4
3.
Особенности проведения экологической квест-игры
«Лесная карусель»…………………………………………………….
5
4.
Сценарий экологической квест-игры «Лесная карусель»…………..
6
5.
Список использованных литературных источников………………..
11
6.
Приложения……………………………………………………………
12
3
Введение
В современных условиях особое внимание заслуживает проблема
воспитания экологически грамотного, высоконравственного и здорового
поколения. Эта проблема решается путем экологизации образования,
пересмотра содержания, форм и методов воспитания и обучения. Одной из
современных интерактивных форм взаимодействия с учащимися является
экологический квест (от англ. «quest» - поиск приключений»), в котором
учащиеся совместно решают экологические проблемы, моделируют
ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение,
работают в деловом сотрудничестве (команде) [1;2].
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современном
образовательном пространстве появились новые технологии и формы
взаимодействия педагогов с учащимися. Современный учащийся, это
человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов», умеющий
дискутировать и доказывать, искать и находить быстро информацию [2;4].
Для него интересным становится участие в новых интерактивных
мероприятиях, позволяющих проявить себя среди сверстников, отличиться
разносторонними знаниями и способностями. Благодаря неординарной
организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета,
квест-технологии стали очень популярны среди подростков.
Цель итоговой работы. Активизация экологической деятельности
учащихся посредством использования квест-технологии, переориентация
учащихся из позиции потребителя информации в активного участника
образовательного процесса.
Задачи итоговой работы:
- изучить методическую литературу по использованию квест-технологии;
- описать стратегию проведения экологической квест-игры «Лесная
карусель»;
- активизировать экологическое образование учащихся путем использования
квест-технологии;
- использовать новые технологии и формы взаимодействия педагогов с
учащимися в учебной и творческой деятельности.
Квест-технология прочно закрепилась в образовательном пространстве,
является педагогической технологией, потому что открывает возможность
изучения учебных предметов в новом образовательном формате [2].
4
2.Пояснительная записка
Эффективным видом современных интерактивных технологий
становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития,
самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Интерактивные
игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности
субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному
усвоению этих форм [1;2]. Играя, можно достучаться до сердца ребенка,
обозначить приоритетные экологические устои общества, сформировать
личностные качества. Познавая законы экологии в игровой форме, ребенок
изучает взаимосвязи в природе, учится способам реабилитации
экологических нарушений и воспитывает в себе ответственное отношение к
природе
Новизна методической разработки состоит в том, что эколого-
биологические задания носят региональный характер, где предусмотрено
личное восприятие экологической ситуации местности. Содержание
экологического квеста «Лесная карусель» - это специальным образом
организованный вид интерактивной игры исследовательской
направленности, для выполнения которой обучающиеся проходят этапы
маршрута, совместно решают ребусы и исследовательские задачи,
осуществляют поиск природных объектов и информации по указанным
объектам, раскрывают творческие способности в рамках экологической игры.
Экологический квест создаёт атмосферу познания и соперничества,
закрепляет знания о природных объектах местности.
Планируемые результаты:
- повышение заинтересованности учащихся в изучении природы родного
края;
- формирование основ самообучения и самоорганизации, умения работать в
команде (планировать, распределять функции, взаимоконтроль);
- умение находить способы решений в проблемной ситуации, определение
рационального варианта, обоснование своего выбора;
- формирование навыков публичных выступлений (защита проектов с
выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями);
- повышение уровня воспитанности и экологической культуры учащихся.
Методическая разработка экологической квест-игры «Лесная карусель»
рекомендуется для использования во всех формах организации
экологического образования: на уроке, во внеурочной, внеклассной работе.
Являясь привычным образом деятельности учащихся, игра способствует
более эффективному усвоению экологических знаний, норм поведения в
природе, формированию бережного отношения к окружающей среде [2;6].
Разработка рассчитана для работы с учащимися среднего школьного возраста
и полезна учителю, педагогу дополнительного образования.
Ценность методической разработки в том, что мероприятие базируется
на региональном компоненте, учащиеся выступают не пассивными
слушателями или наблюдателями, а активными его участниками.
5
3.Особенности проведения экологической квест-игры
В экологической квест-игре «Лесная карусель» принимают участие
учащиеся 11-13 лет, возрастные особенности которых предусматривают
активные формы работы [6;8]. Данная форма взаимодействия ребят и
взрослых помогает убрать барьер для проявления у учащихся лучших
психологических и интеллектуальных качеств. В ней прослеживается
важность каждого ребенка в команде и интерес всей команды к личности
каждого.
В игре участвует 2 команды по 6-8 человек. Каждой команде
предстоит побывать на 9 игровых станциях. На каждой игровой станции
команду ждёт помощник, предлагающий задания. Полный ответ оценивается
красным жетоном, неполный ответ - синим жетоном, слабый ответ - зеленым
жетоном.
На первом этапе команда получает пазл, собрав который получается
картинка: с названием экологической квест-игры Лесная карусель» - 1
команда), с экологическим призывом («Береги природу» - 2 команда). Далее
помощник зачитывает загадки, отгадав которые команда уходит на маршрут.
Игра будет закончена, если команда пройдёт все станции и вернется в
исходное место. После прохождения всех станций капитаны команд
предоставляют свои жетоны главному эксперту квест-игры. Подведение
итогов квеста осуществляется по сумме набранных жетонов: каких жетонов
окажется у команды больше, то место и займет она в игре. Красных больше
- 1 место, синих - 2 место, зеленых 3 место. Игра рассчитана на 60 минут.
Команды передвигаются по станциям, по своему маршрутному пути.
Для усложнения условий проведения квеста на маршруте между станциями
используются некоторые элементы полосы препятствий: «бревно», «завал»,
«кочки», «веревочка» [5], которые делают игру более увлекательной.
Мероприятие может быть проведено как в закрытом пространстве, так и на
открытой местности (парк, сквер, двор школы). И так, на старт!
6
4.Сценарий экологической квест-игры «Лесная карусель»
Цель. Формирование уровня экологической грамотности учащихся
путем расширения знаний о природе родного края, воспитание
коммуникативных навыков и умение действовать в команде. Экологический
квест «Лесная карусель» как форма реализации интерактивных технологий
позволяет решать следующие задачи:
- повысить интерес учащихся к познанию и исследованию природных
объектов родного края;
- развивать умения анализировать, сопоставлять, классифицировать
основные признаки объектов и явлений природы;
- формировать экологическое мышление и культуру общения в природе;
- воспитывать любовь к родному краю и развивать творческие способности.
Форма мероприятия: экологическая квест-игра.
Целевая аудитория. Учащихся 11-13лет, имеющие базовый набор
знаний по экологии и биологии.
Оборудование. План местности с маршрутом и указанными
остановками, дидактический материал для проведения конкурсов,
экологические знаки, слайдовая презентация, мультимедианая аппаратура.
Ход проведения квест-игры
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня для вас проводится
экологическая квест-игра «Лесная карусель», суть которой заключается в
следующем:
- игра состоит из нескольких станций, на каждой из которых вам будут
предлагаться различные задания;
- все задания находятся в отдельных конвертах и вскрываются только тогда,
когда решено задание предыдущего этапа;
- на каждой игровой станции находится один помощник, являющийся
членом экспертной группы квест-игры. Он предлагает экологические
задания, которые необходимо выполнить;
- результат выполнения заданий оценивается тремя жетонами (полный ответ
- красными жетонами, неполный ответ – синими и слабый ответ - зелеными);
-перед отправкой на следующую станцию, будет предложена загадка, отгадка
которой укажет название станции;
-между станциями использованы несложные элементы полосы препятствий:
«бревно», «завал», «кочки», «веревочка»;
- при прохождении всех станций участники возвращаются в исходное место;
- жюри подсчитывает жетоны и определяет победителей.
Желаю Вам удачи!
XX век внес роковое изменение в понятие «экология». Теперь, когда
мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как
рыбы, нам не хватает только одного - «научиться жить на Земле, как люди», -
таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия [3]. Мы предлагаем вам
стать участниками экологического путешествия, и самим научиться
правильно жить в природе.
7
Но для начала дадим возможность нашим командам представиться
(команды представляют свои названия и эмблемы, экспертная группа
оценивает выступления жетонами; команды вместе отправляются на
выполнение задания №1).
Задание №1. «Собери пазл».
Необходимо собрать пазлы: команде №1 - «Лесная карусель», команде
№2 - «Береги природу» (Приложение 1).
Далее ребята отгадывают загадки и отправляются на свои маршруты
спользуется элемент препятствия - «веревочка»).
Загадка для команды №1.
Думать, отгадывать и побеждать,
Учит знания нам добывать.
Много читать и узнавать,
Все знания в уме держать! (головоломка).
Загадка для команды №2.
Отпечатки на снегу
Звери оставляют на бегу,
Человек идет вперед,
И животных узнаёт! (следопыт).
Задание 2. Станция «Головоломка» (используется элемент препятствия
- «бревно»). Сопровождается демонстрацией слайдовой презентации.
Верны ли следующие утверждения:
1.Лиственница сбрасывает свои иголки поздней осенью, а шишки её
рассыпаются на ветру?
Ответ.Да, верно.
2. Корневая система дерева очень сильна.
Ответ. Маленький росток вполне способен пробить себе дорогу даже через
толстый и прочный асфальт.
3. Деревья действительно уменьшают парниковый эффект. Объясните от
чего?
Ответ. Да, главной причиной парникового эффекта, является повышение
содержания углекислого газа в атмосфере. Деревья поглощают СО
2
, тем
самым предотвращают экологическое нарушение.
4. В среднем за год одно дерево на Земле отфильтровывает до 100 тысяч
кубометров воздуха?
Ответ. Да, верно. Фильтрация происходит через зеленые листья (процесс
фотосинтеза).
5. Известно, чтобы спасти от вырубки одно дерево, требуется сдать на
переработку около 80 кг макулатуры. Сколько потребуется макулатуры,
чтобы спасти 100 деревьев?
Ответ. 8тонн макулатуры.
8
Загадка для перехода на следующую станцию.
Отпечатки на снегу
Звери оставляют на бегу,
Человек идет вперед,
И животных узнаёт! (следопыт).
Задание № 3. Станция «Следопыты».
Проводится карточная игра, где игроки, имея «фотографии» следов
животных на снегу, должны подобрать из общей колоды соответствующие
карточки с изображениями зверей [5]. (Приложение 2).
Загадка для следующей станции (используется элемент препятствия -
«кочки»).
Разгадать ведь ты сумей,
Убирая запятые, точки.
Как раскроешь сей секрет,
Угадаешь ты предмет! (ребус, или шифровка).
Задание №4. Станция «Шифровка».
Предлагаются ребусы, расшифровав которые, ребята выходят на
местность и фотографируются у расшифрованного дерева (Приложение 3).
Далее необходимо вернуться, показать сделанные фотографии и
получить жетоны.
Загадка для перехода на следующую станцию спользуется элемент
препятствия - «шишки в лукошко»).
Ель, пихта или сосна,
Зеленеют как всегда!
Шишки разные повсюду,
Вот скажите - это чудо!
Изучать их, наблюдать - и конечно защищать! (Станция «Изучай и исследуй»)
Задание №5. Станция «Изучай и исследуй».
Ведущий: Вы определили виды хвойных деревьев на предыдущем
этапе. Проведите краткосрочный мониторинг. Перед вами лотки с ветками
хвойных видов деревьев. Вам необходимо сравнить и данные записать в
таблицу[9]. (Приложение 4).
Загадка для перехода на следующую станцию (используется элемент
препятствия - «гусиный шаг»).
Стихи слагаем мы впервые
Дубы - грибы и ветка - клетка,
И получается у нас (буриме)
Отлично, класс!
9
Задание 6. Станция «Поэзия и творчество»(используется слайдовая
презентация).
Буриме - это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов,
чаще шуточных, на заданные рифмы.
Предлагается в стиле «буриме» составить двух-четырехстишья из
предложенных рифмованных пар слов на тему «Экология окружающей
среды»: кран океан, клетка-ветка, лес-чудес, вода-беда, дубы-грибы, сосна-
красна, трава-сова, елка – чудесная иголка (Приложение 5).
Загадка для перехода следующую станцию (используется элемент
препятствия - «завал»).
Порою скрыто много здесь,
Попробуй - отгадай!
Как вспомнишь флору вокруг нас,
Запишешь в клетку - это высший класс! (кроссворд).
Задание №7.Станция «Кроссвордная».
Необходимо решить кроссворд и записать названия деревьев
риложение 6).
Загадка для перехода на следующую станцию (используется элемент
препятствия - «лабиринт»).
Крестики и нолики- классная игра,
Капитаны наши - умные всегда!
Отвечаем быстро мы - по диагонали
Узнаем кто самый, самый - по вертикали (конкурс капитанов).
Задание №8. Станция «Конкурс капитанов» (ответы на вопросы).
Вопросы:
- Самая маленькая по площади область Сибири?(Кемеровская)
- Самый маленький олень Кузбасса? (кабарга)
- Самая выносливая птица? (клест)
- Самое крупное млекопитающее животное Сибири? (лось)
- Самые ядовитые грибы? (бледная поганка, мухомор вонючий)
- Самый крупный сокол Кузбасса? (балобан)
- Самое распространенное дерево России? (береза)
- Самая крупная кошка тайги? (рысь)
- Самая ценная древесина? (лиственница, можжевельник)
Загадка для перехода на следующую станцию (используется элемент
препятствия - «заячьи забавы»).
Агитируем и привлекаем,
Беречь природу, призываем!
10
Стихийный мусор убираем,
И всё это - в рисунках отражаем! (листовка).
Правильно! Листовка - это популярный полиграфический формат для
раздачи на улицах или мероприятиях.
Задание 9. Станция «Печатное творчество - листовка» (используется
слайдовая презентация).
Ведущий: Красив зеленый наряд Сибири! Не секрет, что леса гибнут
от вырубок браконьеров, от пожаров. Гибнет и все лесное сообщество… Кто,
как не мы в ответе за природу края!
Дайте свой ответ в виде листовки на тему: «Нет – пожарам! Да лесам!
Помоги природе сам.
Далее экспертная группа оценивает разработанные участниками квеста
проекты агитационных материалов[6,9].
Ведущий:
Наше «ДА!» - миру и спокойствию, любви и уважению к природе,
заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без
удушливого выхлопа, тишине, разуму и науке, осторожности и мудрости.
Наше «НЕТ!» - любым войнам, пожарам, безграмотному
природопользованию, всему тому, что грозит Земле, угрожает людям,
каждому человеку - всем и по отдельности!
Экспертная группа подводит итоги квест-игры.
11
5.Список использованных литературных источников
1.Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и
социокультурной компетенции//Информационно-коммуникационные
технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I
Международной научно-практической конференции. М., 2014.
2.Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты//Материалы международной
конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99».-
http://ito.bitpro.ru/1999.
3.Василенко А. В. https://www.predmetnik.ru/conference_notes.
4.Каравка А. А. http://mir-nauki.com/PDF/45PD MN315.pdf.
Николаева Н. В. http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf2002, №7.-
http://vio.fio.ru/vio.
5.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б.,
6.Плеханова Е.М. Образовательныйквест - современная интерактивная
технология // Современные проблемы науки и образования.-2015.-1-2.
7.Петунин О.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как
способ выполнения требований ФГОС// Инновации в образовании.-2014.
8.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые
педагогические и информационные технологии в системе
образования/Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системыповыш. квалиф.
пед. кадров/под ред. Е. С. Полат М.: Издательский центр «Академия»,
2001.
9.Романцова Ю. В., http://festival.1september.ru/articles/513088/.
12
Приложение 1
Правильные ответы к заданию№1 (Станция «Составить пазл»)
13
Приложение 2
Правильные ответы к заданию №3танция «Следопыты»)
Ответ. Волк, заяц, лиса, кабан, лось, медведь (по порядку).
14
Приложение 3
Правильные ответы к заданию №4 танция «Шифровка»)
Команда №1.
Ответы:валериана лекарственная, сосна.
Команда №2.
Ответы:зверобой, ёлочка.
15
Приложение 4
Правильные ответы к заданию № 5танция «Изучай и исследуй»)
Черты сравнения
Ель
Сосна
Класс
Хвойные
Хвойные
Семейство
Сосновые
Сосновые
Форма кроны
Пирамидальная
Овальная
Густота кроны
Густая
Редкая
Длина хвоинок
Короткие
Длинные
Количество хвоинок в пучке
1
2
Хвоинки держатся
5-6 лет
2-3года
Форма шишек
Продолговатая
Округлая
Размеры шишек
Длина – до 15 см,
ширина - 3-4 см
Длина - 8-10 см,
ширина - 3-4 см
Отношение к свету
Теневыносливое
Светолюбивая
Отношение к почве
Влаголюбивая
Сухие, песчаные
Как называется лес
Ельник
Сосновый бор
16
Приложение 5
Варианты правильных ответов к заданию №6
(станция «Поэзия и творчество»)
1.Не открывайте в квартире сильно кран
Ведь на планете может исчезнуть целый океан!
2.Берегите люди дубы,
Ведь под ними живут грибы!
3.Красива новогодняя елка
Распушила она в лесу чудесные иголки!
17
Приложение 6
Правильные ответы к заданию№7
(станция «Кроссвордная»)
Ответы:
По вертикали: 5-дуб; 6-липа; 7-рябина; 8-ель; 9-сосна.
По горизонтали:1-береза; 2-ва; 3-осина; 4-клен.