Типы цитологических задач в КИМах ЕГЭ и их решение

Типы цитологических задач в КИМах ЕГЭ и их решение Учитель биологии Евсюгина Е.М., МОУ «СОШ № 13» г. Воркута Блок II «Клетка как биологическая система».Задания линии 3

Сколько аутосом содержит соматическая клетка птицы, если в её кариотипе содержится 16 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: 14.

Установите соответствие между характеристиками и веществами, участвующими в клеточном дыхании, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ХАРАКТЕРИСТИКИ   ВЕЩЕСТВА, УЧАСТВУЮЩИЕ В КЛЕТОЧНОМ ДЫХАНИИ А) шестиуглеродный моносахарид 1) Б) содержит три остатка фосфорной кислоты 2) В) окислитель в дыхательной цепи 3) Г) исходный субстрат для гликолиза 4) Д) продукт гликолиза Е) макроэргическое соединение 314321   2 Установите соответствие между характеристиками и процессами, веществами фотосинтеза, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца . ХАРАКТЕРИСТИКИ  А) представляет собой циклический процесс в строме Б) содержит два остатка фосфорной кислоты В) снабжает темновую фазу энергией Г) обеспечивает выделение кислорода Д) преобразуются углеводы Е) нуждается в энергии солнечного света ПРОЦЕССЫ И ВЕЩЕСТВА ФОТОСИНТЕЗА  1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Блок 2. Клетка как биологическая система Задания линии 8 Установите последовательность процессов при транскрипции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.   1) отделение РНК-полимеразы от ДНК 2) соединение РНК-полимеразы с промотором гена 3) синтез РНК по принципу комплементарности 4) разрушение водородных связей между цепями ДНК 5) созревание иРНК 6) выход РНК из ядра 243156

27.Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу.

Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)):

5’-ЦТЦГАТТГАГГЦАТТАТАГАГЦАТЦГ-3’

3’-ГАГЦТААЦТЦЦГТААТАТЦТЦГТАГЦ-5’

Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что конечная часть полипептида, кодируемая этим геном, имеет длину более четырёх аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

1. Последовательность иРНК:

5’-ЦУЦГАУУГАГГЦАУУАУАГАГЦАУЦГ-3’

2. В последовательности иРНК присутствует стоп-кодон 5’-УАГ-3’ (УАГ)

3. По стоп-кодону находим открытую рамку считывания.

4. Последовательность полипептида: сер-иле-глу-ала-лей.

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. При синтезе фрагмента полипептида в рибосому входят молекулы тРНК в следующей последовательности (указаны антикодоны в направлении от 5’ к 3’ концу):

ЦУГ, УАУ, АУА, ГЦУ, АУА.

Установите нуклеотидную последовательность участка ДНК, который кодирует данный полипептид, и определите, какая цепь является матричной (транскрибируемой) в данном фрагменте ДНК. Установите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента полипептида. Укажите последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Пояснение.

1. Последовательность иРНК:

5’-ЦАГАУАУАУАГЦУАУ-3;

2. Последовательность ДНК:

5’-ЦАГАТАТАТАГЦТАТ-3’

3’-ГТЦТАТАТАТЦГАТА-5’

нижняя цепь матричная (транскрибируемая)

ИЛИ

5’-АТАГЦТАТАТАТЦТГ-3’

3’-ТАТЦГАТАТАТАГАЦ-5’

верхняя цепь матричная (транскрибируемая);

3. Фрагмент полипептида: глн-иле-тир-сер-тир.

Задание «Стадии мейоза»
  • В клетках эндосперма семян лилии 21 хромосома. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в конце телофазы мейоза 1 и мейоза 2 по сравнению с интерфазой клеток этого организма? Ответ поясните.

1)В синтетическом периоде интерфазы происходит удвоение молекул ДНК, в результате чего набор клетки становится 2n4c - 14 хромосом 28 молекул ДНК 2) В конце телофазы мейоза I каждая из двух образующихся клеток содержит набор - n2c - 7 хромосом 14 молекул ДНК 3) В конце телофазы мейоза II каждая из двух образующихся клеток содержит набор - nc - 7 хромосом 7 молекул ДНК

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. 1) Микроспоры образуются в результате мейоза из материнских клеток спор (спорогенной ткани). 2) Вегетативная и генеративная клетки пыльцевого зерна образуются в результате митоза микроспор. 3) Спермии образуются в результате митоза генеративной клетки 4) Все названные клетки гаплоидны   Задание «Митоз тетраплоидов»
  • В клетках меристемы тетраплоидных сортов винограда содержится 76 хромосом. Определите набор и количество хромосом, а также набор и количество молекул ДНК в этих клетках в профазе и анафазе митоза. Ответ поясните.

Схема решения задачи включает:

• в профазе набор хромосом 4n, количество хромосом – 76;
  • в профазе набор ДНК 8с, количество молекул ДНК – 152;
  • так как в интерфазе (S-периоде) происходит репликация ДНК, и хромосомы становятся двухроматидными;
  • в анафазе набор хромосом 8n, количество хромосом – 152;
  • в анафазе набор ДНК 8с, количество молекул ДНК – 152;
  • так как в анафазе к полюсам клетки расходятся отдельные хроматиды, количество хромосом увеличивается вдвое, количество ДНК не меняется.
Задание «Митоз клеток человека с синдромом. Гаметогенез»
  • У человека синдром Патау вызывается геномной мутацией (трисомией по 13 хромосоме). Определите количество хромосом и количество молекул ДНК в оогониях после завершения телофазы и в ооцитах 1 порядка у плода с диагнозом синдром Патау. Ответ поясните.
  • При синдроме Патау в кариотипе на одну хромосому больше, чем в норме
  • 2) В оогониях после завершения телофазы 47 хромосом

3)В оогониях после завершения телофазы 47 молекул ДНК;