Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программам "АНГЛИЙСКАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА 1883
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АНГЛИЙСКАЯ ДРАМАТИЗАЦИЯ»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Объединение: «Клуб Шекспира»
Возраст обучающихся: 9-13 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель программы:
педагог дополнительного образования:
Галиева Яна Николаевна
Москва 2017
Принята на заседании
педагогического совета …
от «28_»_августа_2017_г.
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа № 1883
«Бутово»
__________________Л.Е. Зерниченко
Приказ № 2/1 от «01» сентября 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поскольку основной задачей обучения иностранному языку является
формирование коммуникативной компетенции, то при создании специальных
условий для успешной реализации этой задачи, учащиеся начнут воспринимать
язык как коммуникативно-значимый элемент и будет использовать его как
активное средство коммуникации.
Данная программа дополнительного образования призвана развивать
коммуникативную компетенцию через художественно-эстетическую
направленность деятельности учащихся, а в дальнейшем способствовать
развитию таких качеств личности как инициативность, самовыражение,
креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям,
творческих возможностей.
Согласно новым требованиям ФГОС, конечной целью учебного процесса
должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и
навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной
личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования через
организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных
способов реализации новых требований.
Направленность программы по содержанию - художественная; по
функциональному предназначению учебно-познавательной; по форме
организации кружковой; по времени реализации —трехгодичной.
Программа разработана с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
и основного общего образования (Стандарты второго поколения) на основе :
Примерной основной образовательной программы начального общего
образования в России (Примерной программы по иностранному языку)
Авторской программы Spotlight авторы Дж. Дули, В. Эванс 2-11
классы.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию
дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. 922
(в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074)
Актуальность данной программы дополнительного образования
обусловлена недостаточностью и невозможностью зачастую общего школьного
образования в полной мере достигать задачи обучения иностранному языку в
соответствии с требованиями ФГОС и необходимостью расширения условий и
форм обучения для реализации конечной цели среднего основного образования
в направлении иностранного языка.
Отличительной особенностью данной программы является
специальные театрально - организованные условия внеурочной деятельности
по иностранному языку в начальной и основной школе для раскрытия из
внутреннего творческого потенциала в соответствии с их возрастными
особенностями. Учащихся начальной и основной школьной возрастной группы
интересует сам процесс получения знаний, и чем он разнообразнее по форме и
ярче по содержанию, чем меньше напряжён и обязателен, тем эффективнее будет
восприятие предлагаемого материала. Драматизация как элемент театрального
искусства близка и понятна детям, ведь в основе театра лежит игра, которая
является ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста.
По мнению К.С. Станиславского, театральная деятельность – средство для
социализации и развития детей, поскольку подобная деятельность естественна
для них. «Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки,
стимулировать развитие психических процессов... формировать творческую
активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми
и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в
ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем
мире,… но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с
окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности,
умения держать себя в обществе».
Значение и специфика театрального искусства заключаются в
сопереживании, познавательности, коммуникативности воздействия
художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов
искусства для детей (как, впрочем, и взрослых, что доказывает советский опыт
создания любительских театров), помогающий решить многие актуальные
проблемы педагогики и психологии.
Основное назначение данной программы состоит в формировании
коммуникативной компетенции через художественно-эстетическое развитие
личности посредством театрализации для развития способности и готовности
осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с
носителями языка.
Цель программы - развитие лингвопознавательной мотивации в
изучении иностранного языка с целью совершенствования коммуникативной
компетенции школьников 9-14 лет средствами комплексного подхода в
художественном образовании.
В рамках этой цели выделяются следующие задачи:
Обучающие задачи:
- формирование и развитие иноязычных фонетических навыков;
- развитие фонематического слуха;
- развитие навыков говорения (т.е. формирование у ребенка представления
об иностранном языке как средстве общения);
- формирование и пополнение лексического запаса.
- формирование у обучаемых навыков общения в различных ситуациях на
иностранном языке;
- формированание умение пользоваться иностранным языком для
достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, в реально возникающих
ситуациях общения;
- формирование ассоциативного мышления.
- освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном
языке,
- расширение лингвистического кругозора;
- знакомство с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы изучаемого языка
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям
иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии
мира,
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение
общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной
компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на
основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего
иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства
получения информации, позволяющей расширять свои знания в других
предметных областях
Развивающие задачи:
- развитие творческого потенциала учащихся через участие в постановке и
представлении театрального действия.
- раскрытие индивидуальных творческих способностей;
- создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и
организация целенаправленного накопления школьниками субъективного
опыта.
- создать условия для полноценного и своевременного психологического
развития ребенка;
- развить речь, мышление, память, воображение;
- расширить кругозор учащихся в отношении театрального искусства;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- развитие творческого воображения;
- развивать речевое дыхание, чёткую дикцию и правильную артикуляцию,
разнообразную интонацию, а также пополнять словарный запас на иностранном
языке (путем произнесения скороговорок, заучивания пословиц, стихов, сказок
и рассказов).
- развитие и совершенствование коммуникативной компетенции
учащихся.
- расширение содержательной основы обучения за счет овладения
учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний.
- развитие навыков восприятия аутентичных текстов
- развитие национального самосознания на основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы
разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
компетентности.
Воспитательные задачи:
- создание положительной мотивации, познавательной активности и
потребности в практическом использовании языка в различных сферах
деятельности.
- воспитание ценностного отношения к творческой деятельности, а также
к ее продуктам.
- формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных
для творческой деятельности: инициативность, самовыражение, креативность и
гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих
возможностей.
- развитие чувства ответственности за результат.
- воспитание творческой направленности личности
-воспитание активно - творческого и эмоционально-эстетического
отношения к слову через подготовку и постановку спектаклей.
-приобщать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных
задач на английском языке в рамках изученной тематики.
Задачи в области театрального искусства:
организовать художественно-речевую и театрализованную
деятельность;
содействовать развитию выразительности речи детей в
процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких
номеров на иностранном языке;
содействовать развитию сценических способностей детей
плане соотнесения интонационной и пластической выразительности
образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);
предоставить детям опыт эмоционально-творческих
переживаний в процессе постановки и показа спектакля; организации
театрализованно-досуговой деятельности.
- Срок реализации программы - 3 года, рассчитана на 108 часов для
1 года обучения, 108 часов - 2 год обучения, 108 часов - 3 год обучения.
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на детей 9 – 13 лет (начальные и средние классы)
на 3 года обучения. В процессе обучения преподаватель формирует 3
творческие группы: учащиеся 3-4 классов - 3 часа в неделю, учащиеся 5 - 7
классов 3 часа в неделю, и 8 классов 3 чаcа в неделю. Каждой творческой
группе присваивается собственное название для выделения специфики и
направленности содержания творческий объединений: на начальном этапе –
Сказки Братьев Гримм (Grimms tales) и для основной школы Шекспировский
клуб (Shakespeare club).
Каждой группе предоставляется возможность осуществить реальный
творческий проект постановка сказок на английском языке, которые
выбираются учащимися из возможного ряда предложенных учителем или
создаются совместно творческими группами, а также написание сценария к
выбранному произведению. В список предлагаемых преподавателем пьесок,
сказок, рифмовок входят подходящие по объему знаний начальной и основной
школы произведения.
Драматическая работа творческого объединения начальной школы начнет
свою работу в развитии коммуникативной компетенции на материале уже
знакомых и простых сказок, постепенно усложняя языковое и речевое
содержание предлагаемых произведений, в итоге включив в репертуар авторские
произведения братьев Гримм. На 1 ом году обучения занятия проводятся 2 раза
в неделю - одно занятие длится 2 часа и второе - 1 час.
Драматизация же творческого объединения основной школы начнется с
уже известных и соответствующих по языковому и речевому уровню сказок на
иностранном языке, постепенно приобщаясь к творчеству У. Шекспира через
автобиографическую информацию и соннеты, которые будут обыгрываться
учащимися и в дальнейшем будут оттачивать свои творческие навыки на
английском языке в пьесе «Ромео и Джульета». На 2-ом году обучения занятия
проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Задача преподавателя уловить интерес учащихся к той или иной
постановке, помочь учащимся с пополнением лексического запаса,
грамматического материала для данной пьесы. Необходимо отработать все
фонетические трудности, помочь с распределением ролей, учитывая
индивидуальные особенности каждого ребенка и его пожелания. Педагогу на
каждом этапе следует отмечать и записывать все интересные и оригинальные
«находки» детей с целью дальнейшего их использования. Приступая к
подготовке спектакля, учитель должен точно продумать тему, идею и жанр
спектакля; продумать оформление сценического пространства, декорации,
реквизит, возможные костюмы персонажей и т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончанию первого года обучения у учащихся:
- будут сформированы и развиты иноязычных фонетических навыков
(правильное произношение английских звуков); будет развит фонематического
слух (понимание иноязычной речи на слух); будут развитие навыков говорения
(т.е. сформированы у ребенка представления об иностранном языке как средстве
общения);
- будет пополнен лексический запас; будет сформирован навык общения
в различных ситуациях на иностранном языке; сформировано умение
пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения
мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения; будет
сформировано ассоциативного мышления;
- будут ознакомлены с детским фольклором и доступными образцами
детской художественной литературы изучаемого языка; будут знать основные
правила речевого и неречевого поведения; будут иметь начальные
лингвистических представления, необходимых для овладения на элементарном
уровне устной и письменной речью на иностранном языке, будет расширен
лингвистического кругозора; будет продолжено формирование дружелюбного и
толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной
личностной позиции в восприятии мира, будут формироваться и
совершенствоваться иноязычной коммуникативной компетенции
- будет развит творческий потенциал учащихся через участие в постановке
и представлении театрального действия; будет происходить раскрытие
индивидуальных творческих способностей;
- будут созданы условия для реализации индивидуальности каждого
ученика и организации целенаправленного накопления школьниками
субъективного опыта; будут созданы условия для полноценного и
своевременного психологического развития ребенка;
- будет продолжать развиваться речь, мышление, память, воображение;
будет расширяться кругозор учащихся в отношении театрального искусства;
будет формироваться мотивацию к познанию и творчеству; будет развиваться
творческого воображения, речевое дыхание, чёткая дикция и правильная
артикуляция, разнообразная интонация в соответствии с индидуальными
особенностями и упорством каждого отдельного индивида, будет развита
содержательная основа обучения за счет овладения учащимися определенным
объемом лексико-грамматических знаний, будет развит навыков восприятия
аутентичных текстов в соответствии с индивидуальными особенностями и
упорством каждого отдельного индивида
На втором и на третьем году обучения учащиеся:
- будут знать основные правила речевого и неречевого поведения; будут
иметь начальные лингвистических представления, необходимых для овладения
на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке,
будет расширен лингвистического кругозора; будет продолжено формирование
дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма
и выраженной личностной позиции в восприятии мира,
- будут формироваться и совершенствоваться иноязычной
коммуникативной компетенции; будут расширены и систематизированы знания
о языке, будет расширен лингвистический кругозора и лексический запас,
дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- будет развит творческий потенциал учащихся через участие в
постановке и представлении театрального действия; будет происходить
раскрытие индивидуальных творческих способностей; будут созданы условия
для реализации индивидуальности каждого ученика и организации
целенаправленного накопления школьниками субъективного опыта;
- будут созданы условия для полноценного и своевременного
психологического развития ребенка; будет продолжать развиваться речь,
мышление, память, воображение; будет расширяться кругозор учащихся в
отношении театрального искусства; будет формироваться мотивацию к
познанию и творчеству; - будет развиваться творческого воображения, речевое
дыхание, чёткая дикция и правильная артикуляция, разнообразная интонация в
соответствии с индивидуальными особенностями и упорством каждого
отдельного индивида, будет развита содержательная основа обучения за счет
овладения учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний,
будет развит навыков восприятия аутентичных текстов в соответствии с
индивидуальными особенностями и упорством каждого отдельного индивида,
- будет развиваться национального самосознания на основе знакомства с
жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной
литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня
иноязычной компетентности;
- будет создана положительная мотивация, познавательная активность и
потребность в практическом использовании языка в различных сферах
деятельности; будет воспитано ценностное отношения к творческой
деятельности, а также к ее продуктам; будут формироваться психологические
свойства и качества личности, актуальных для творческой деятельности:
инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления,
способность к нестандартным решениям, творческих возможностей; будет
развито чувство ответственности за результат; будет воспитываться творческая
направленность личности; будет воспитываться активно - творческого и
эмоционально-эстетического отношения к слову через подготовку и постановку
спектаклей; ребенок будет приобщен к самостоятельному решению
коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики
Задачи в области театрального искусства:
- Будет организована художественно-речевую и театрализованную
деятельность;
- Будет оказано содействие в развитии выразительности речи детей в процессе
работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров на
иностранном языке;
- Будет оказано содействие в развитии сценических способностей детей
плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа,
взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);
- Будет предоставлен опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе
постановки и показа спектакля; организации театрализованно-досуговой
деятельности.
Учебно-тематический план
первый год обучения
п/п
Название
раздела/темы
Формы контроля
(аттестации)
теория
практика
1
Организация
художественно-
речевой и
театрализованной
деятельности
22
86
Выразительное чтение,
составление
собственного танца,
выступление с
диалогом, репетиция ,
показ.
2
Техника и
интонационная
выразительность
речи
2.1 Сказка
«Теремок»,
2.2.«Репка»,
2.3. «Маша и
Медведь»,
2.4 «Гусеница
Элин и ее друзья»,
2.5 «Колобок»,
2.6. «Горшочек
каши»,
2.7. «Гензель и
Гретель»,
2
1
1
1
1
1
1
1
2
3
3
3
3
3
3
5
Выразительное чтение
и интонирование
2.8. «Красная
Шапочка»
1
5
3
Основы
сценической
пластики,
сценического
движения и
сценического
танца
3.1. Сказка
«Теремок»,
3.2«Репка»,
3.3. «Маша и
Медведь»,
3.4 «Гусеница
Элин и ее друзья»,
3.5 «Колобок»,
3.6. «Горшочек
каши»,
3.7. «Гензель и
Гретель»,
3.8. «Красная
Шапочка»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
3
3
3
Постановка
совместного танца
4
Развитие
способностей в
жанре чтецкого
исполнения
1
5
Выразительное чтение
стихотворения или
прозы
5
Исполнение
диалоговых
текстов
1
5
Выступление с
понравившимся
диалогом
6
Работа над
концертной
сценической
программой
12
Репетиция
7
Работа по
постановке
спектакля Мир
сказок
1
10
Показ. Анализ работы.
ВСЕГО
108
Учебно-тематический план
Второй год обучения
п/п
Название
раздела/темы
Количество часов
Формы контроля
(аттестации)
теория
практика
1
Организация
художественно-
речевой и
театрализованной
деятельности
22
86
Выразительное чтение,
Выполнение
общеразвивающих игр и
упражнений (ходьба, бег,
прыжки, ходьба на
четвереньках, Изображение
персонажей с помощью
движения, выразительное
чтение прозы, репетиция,
показ.
2
Техника и
интонационная
выразительность
речи в таких
произведениях
как
2.1. The Bunny
Fluffs’ moving day
2.2. В гостях у
сказки (Three
Piglets”“Wise
Lion, Stubborn
Goat and Silly
Ram” “The Story
About the
Lion”“Winnie-the-
Pooh”
“Funnyballs”)
2.3. The travelling
musician
2.4. Rapunzel
2.5. Rumpelstitskin
2.6. Sonnets
2
1
1
1
1
1
1
2
3
3
3
3
5
5
Выразительное чтение и
интонирование
3
Формирование
двигательно-
музыкальных
умений и навыков
с помощью
обучения
элементам
1
3
Выполнение
общеразвивающих игр и
упражнений (ходьба, бег,
прыжки, ходьба на
четвереньках
внешней техники
актера.
4
Основы
сценической
пластики,
сценического
движения и
сценического
танца:
4.1. The Bunny
Fluffs’ moving day
4.2. В гостях у
сказки (“Three
Piglets”“Wise
Lion, Stubborn
Goat and Silly
Ram” “The Story
About the
Lion”“Winnie-the-
Pooh”
“Funnyballs”)
4.3. The travelling
musician
4.4. Rapunzel
4.5. Rumpelstitskin
4.6. Sonnets
1
1
1
1
1
1
1
5
3
3
3
3
3
3
Изображение персонажей с
помощью движения
5
Развитие
способностей в
жанре чтецкого
исполнения
1
5
Выразительное чтение прозы
6
Исполнение
диалоговых
текстов
1
3
Выступление с диалогом
7
Развитие
творческого
воображения,
фантазии и
ассоциативно-
образного
мышления
1
2
Музыкально-эмоциональные
ассоциации.
8
Развитие
эмоциональной
памяти.
Формирование
навыка
1
2
Создание с помощью тела
образов фантастических
зверей, сказочных существ.
перевоплощения
на основе
заданной эмоции.
9
Работа над
концертной
сценической
программой
1
12
Репетиция
10
Работа по
постановке
спектакля
Romeo and Juliet
1
10
Показ. Анализ работы.
11
всего
108
Учебно-тематическое планирование
Третий год обучения
п/п
Название
раздела/темы
Количество часов
Формы контроля (аттестации)
теория
практика
1
Организация
художественно-
речевой и
театрализованной
деятельности
22
86
Выразительное чтение и
интонирование, постановка
совместного танца, создание с
помощью тела образов
фантастических
зверей, сказочных существ,
рисование пиктограмм,
перевод эмоции в цветовую
характеристику, выступление с
собственным диалогом,
репетиция, показ
2
Техника и
интонационная
выразительность
речи
2.1. Frederick and
Catherine
(Фредерик и
Катерина )
2.2. Clever Gretel
(Умная Гретель)
2.3. Snow white
and seven gnomes
(Белоснежка и
семь гномов)
1
1
1
1
2
5
5
5
Выразительное чтение и
интонирование
2.4. 100 sonnets
(100 соннетов)
2.5. Ромео и
Джульета
1
1
5
5
3
Основы
сценической
пластики,
сценического
движения и
сценического
танца
3.1 Frederick and
Catherine
(Фредерик и
Катерина )
3.2. Clever Gretel
(Умная Гретель)
3.3. Snow white
and seven gnomes
(Белоснежка и
семь гномов)
3.4. 100 sonnets
(100 соннетов)
3.5. Ромео и
Джульета
1
1
1
1
1
1
2
5
5
5
5
5
Постановка совместного танца
4
Развитие навыков
взаимодействия и
общения.
1
3
Создание с помощью тела
образов фантастических
зверей, сказочных существ
5
Развитие
эмоциональной
памяти.
Формирование
навыка
перевоплощения
на основе
заданной эмоции.
1
3
Рисование пиктограмм.
Перевод эмоции в цветовую
характеристику.
6
Развитие
способностей в
жанре чтецкого
исполнения
2
5
Выразительное чтение
7
Исполнение
диалоговых
текстов
2
5
Выступление с собственным
диалогами
8
Работа над
концертной
сценической
программой
2
5
Репетиция
9
Работа по
постановке
спектакля
2
10
Показ. Анализ работы
10
всего
108
Примечание: данный учебно-тематический план составлен на один год обучения
и включает расчёт учебных часов на одну подгруппу учащихся творческого
объединения. Учебно-тематические планы последующих годов обучения
аналогичны по структуре, усложнение носит содержательный и репертуарный
характер.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности.
Тема 1. Техника и интонационная выразительность речи. Понятие о
технике и интонационной выразительности. Выполнение комплекса
упражнений, направленных на развитии речевой выразительности
(скороговорки, чистоговорки, «лепка фраз» заданной интонации и т.д.).
Тема 2. Основы сценической пластики, сценического движения и
сценического танца. Индивидуальное и коллективное выполнение комплекса
упражнений, направленных на развитие навыков и приёмов сценической
пластики
Тема 3. Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения. Тренинг
чтения различных по жанру литературных произведений. Отработка дикции,
выразительности, интонации.
Тема 4. Исполнение диалоговых текстов. Тренинг сценического
исполнения диалоговых текстов. Отработка умения взаимодействовать с
партнёром в ходе диалога, используя различные выразительные средства.
Тема 5. Работа над концертной сценической программой. Знакомство с
концертной программой, определение структурных частей и исполнителей.
Содержание отдельных номеров концертной программы. Тренинг
индивидуальных и коллективных номеров. Репетиции на сцене: индивидуальные
и коллективные. Репетиция сводного варианта сценической программы.
Генеральная репетиция.
Тема 6. Работа по постановке спектакля. Знакомство с пьесой, читка
пьесы, разбор по ролям. Тренинг: творческие этюды, индивидуальная работа с
исполнителями ролей, работа над коллективными мизансценами. Построение
мизансцен, работа с подгруппами и индивидуальная работа с исполнителями
ролей. Отработка мизансцен, работа над пластической и интонационной
выразительностью. Работа над выразительностью целостного художественного
образа спектакля. Репетиция в условиях, приближенных с сценическим.
Репетиция на сцене фонограммой, с элементами декораций и реквизитом и
т.д.). Сводная репетиция на сцене - соединение всех видов сценической работы.
Индивидуальная работа. Генеральная репетиция - прогон спектакля, просмотр
композиции и анализ результата работы с детьми. Индивидуальная работа Показ
сценического представления. Анализ работы.
2 год обучения
К указанным выше пунктам (1 год обучения) добавляется система
совершенствования навыков актерского мастерства.
Тема 3. Формирование двигательно-музыкальных умений и навыков
с помощью обучения элементам внешней техники актера.
Освоение правильной походки и осанки. Тренинг ощущения правильной
осанки и походки. Техника Ходьба, постановка стопы при ходьбе, движение
рук.
Выполнение общеразвивающих игр и упражнений (ходьба, бег, прыжки,
ходьба на четвереньках; медленный, быстрый, очень быстрый, очень
медленный шаг; повороты, построения, остановки, проходы по схемам).
Тема 7. Развитие творческого воображения, фантазии и
ассоциативно-образного мышления.
Игры в ассоциации с изображением характера.
Исполнение этюдов: “На что похожа эта эмоция?”.
Музыкально-эмоциональные ассоциации.
Тема 8. Развитие эмоциональной памяти. Формирование навыка
перевоплощения на основе заданной эмоции.
Перевод эмоций на язык пластики и ритмики.
Сочинение-рассказ по музыкальной партитуре об эмоциональной стране.
Рисование портретных характеристик жителей страны эмоций.
Этюды - перемещения. Поза - жест - движение - эмоция.
Мимическая гимнастика.
Рисование пиктограмм.
Перевод эмоции в цветовую характеристику.
3 год обучения
На третьем году обучения приоритетным направлением становится
отработка навыков взаимодействия и работы в творческом коллективе, чему
способствуют следующие вводимые тренинги.
Тема 4 . Развитие навыка импровизации как необходимого условия
успешного выступления на сцене.
Погружение в эмоциональный мир движений. Танцевальная разминка.
Танцуем вместе.
Индивидуальные танцы без музыкального сопровождения.
Движение под музыку в контрастных ритмах.
Походки (легкая, грузная, вперевалочку, семенящая, летящая,
подпрыгивающая).
Упражнения на развитие умения менять характер движения. Варианты:
легко - тяжело, округло - угловато, плавно - резко, свободно - скованно,
непрерывно - прерывисто. Музыкально-ритмические импровизации по ритму
стихов.
Перевод звучания, интонации музыки в движение
Тема 5. Развитие навыков взаимодействия и общения.
Рисование друг друга в парах. Сочинение о друге, партнере.
Этюдные упражнения: “Лепка скульптуры”, “Звуковая волна”, “Повтори
позу”, “Бадминтон”. Коллективные фантазии. Создание с помощью тела
образов фантастических зверей, сказочных существ.
Сочинение-фантазия по руке партнера.
Играем все вместе - «Согласованные действия»: насос, гребля, кузница,
пилка дров.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
входной контроль (7.09.2017, тест);
текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в
процессе обучения);
промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного
года);
итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля:
- педагогическое наблюдение;
- диагностика;
- тестирование;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных
рассказов, вопросов для проведения викторин, подготовка рисунков,
декламирование стихотворений).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет оборудован в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного
процесса.
Методические особенности реализации программы
Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде
всего, разнообразие форм проведения занятий.
Используются следующие формы занятий:
ознакомительное (беседа, показ, просмотр видео материала с
аналогичным тематическим содержанием)
исполнительское (тематическое или предметное);
творческое (импровизационное, сочинительское, игровое);
комбинированное или комплексное.
В ходе ознакомительного занятия дети знакомятся с различными
аспектами той или иной области, направления, вида искусства, являющегося
предметом образовательной и творческой деятельности объединения. Например,
с творчеством конкретного деятеля искусств, с направлением в искусстве, с
особенностями конкретной исторической эпохи, отразившимися в истории
искусства и т.д.
Показ (демонстрация, исполнение произведений искусства,
сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило,
самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с
музыкальным или театральным репертуаром. При просмотре видео материала с
аналогичным тематическим содержанием, педагог выполняет роль
комментатора в начале или после просмотра.
Наиболее часто используемой в ознакомительном занятии формой
является беседа - целенаправленно организованный и содержательно
продуманный диалог с ведущей ролью педагога на заранее запланированную
тему (показ или просмотр могут стать составной частью беседы). Методика
проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы, то есть
на полилог, а не на диалог с одним-двумя наиболее активными и
заинтересованными детьми. Также в ходе беседы важно создать определенный
«эмоциональный накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и
эмоциональной позицией педагога. Результаты беседы должны использоваться в
последующей работе и побуждать обучающихся к самостоятельному поиску
информации по данной теме.
В ходе исполнительского занятия главной решаемой задачей является
развитие технических навыков и художественных способностей детей в
исполнительской деятельности на разных ее этапах. Оно занимает центральное
место в деятельности театральной студии.
Подобные занятия могут быть тематическими или
предметными, проводиться в коллективной или индивидуальной форме.
Методические приёмы, используемые педагогом, должны обеспечить
соблюдение пропорций технической, тренинговой и исполнительски-творческой
деятельности детей в ходе занятия, создать эмоционально-образный настрой
всех участников на совместную деятельность, обеспечить включение всех детей
группы в процесс занятия на каждом отрезке времени в сочетании с
индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Важно, чтобы в ходе занятия и
после него педагог мог оценить деятельность детей с точки зрения динамики
изменения их исполнительского роста, а также, чтобы и сами дети приобретали
в ходе таких занятий навыки самооценки.
Предметное исполнительское занятие имеет достаточно чёткую
внутреннюю структуру (разминка, тренинг, работа над закреплением старого
материала, разучивание нового, оценка проведённой работы).
В творческом занятии создаются условия для развития общих и
специальных творческих способностей детей на основе создания конкретных
продуктов детского творчества (материального или духовного характера).
В подготовке такого занятия необходим творческий подход; типовой
структуры здесь не предполагается езависимо от возраста детей). Условно
можно охарактеризовать занятия этого вида по преимущественно используемым
приёмам и видам организации деятельности: импровизация, сочинительство,
поисковая или творческая игра и т.д. (хотя они могут сочетаться и на одном
занятии). Творческое занятие может проводиться как самостоятельное или как
вторая часть комплексного занятия (например, предваряться ознакомительной
беседой или показом).
При импровизационной форме педагог направляет деятельность детей на
ту или иную интерпретацию существующего произведения (исполнение его в
определённом стиле, пародирование произведения и т.д.), чтобы выявить и
развить способность ребёнка к импровизации. В другом случае перед детьми
ставится задача сочинить или «досочинить» какое-либо произведение на
определённую тему, сюжет, по опорным сигналам (рисунки, музыкальный
размер, пиктограмма и т.п.). Такая работа может носить индивидуальный и
коллективный характер.
Работа над спектаклем в начальной школе:
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
3.Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
1.Научить детей репетировать сказку по частям
2.Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над
мизансценами и запоминать их последовательность.
3.Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные
«законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
1.Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
2.Научить детей чувствовать ритм спектакля
3.Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к
демонстрации.
4.Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно
его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия со зрителям.
Работа над спектаклем в средней школе предусматривает следующие
этапы:
Знакомство с произведением; разбор его лексического и
грамматического материала;
Игры, этюды.
Игры первый активный период подготовки спектакля, когда детям
предлагается пофантазировать, попытаться изобразить персонажей
произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят,
спят, одеваются. Здесь уже необходимо включить музыкальное сопровождение.
Можно вводить элементы изучения иностранного языка, начав с ментальных
стереотипов народа – носителя языка: характерных интонаций, мимики, жестов,
черт темперамента, этикета, быта и т.д. Особенность этого периода заключается
в том, что ребенок действует на площадке один, или несколько детей изображают
одно и то же и друг с другом не взаимодействуют. Инициатором ситуации
является педагог.
Этюды второй активный период, в котором детям предоставляется большая
самостоятельность: им предлагается самим придумать несложные ситуации с
персонажами и тут же разыграть их на сцене. Желательно делать это в двух
ментально-языковых вариантах в русском и в английском. Здесь же начнется
работа вспомогательных блоков: хореографического, спортивного и вокального.
Желательно, чтобы все дети пробовали исполнять разные роли, благодаря этому
спектакль может быть поставлен в нескольких вариантах, а учащиеся получат
максимум возможностей для самовыражения.
Распределение ролей и разучивание текста.
Разводка (первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе
с режиссером придумывают мизансцены (расположение актера и необходимого
ему реквизита на сцене в определенный момент времени), передвижения,
физические действия персонажей).
Наработка (дети вместе с режиссером начинают наполнять свои роли
смыслом и эмоциями с помощью интонаций, смысловых пауз, мимики и жестов).
Этап наработки разбивается на эпизоды каждый из них репетируется отдельно.
Отработка (репетиция спектакля от начала и до конца, со всеми
спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами).
Особенность данного этапа в том, что педагог время от времени может
останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то
моменты проигрывать заново.
Прогоны (репетиции всего спектакля от начала и до конца без остановок).
Замечания и уточнения делаются учителем в конце действия и реализуются в
следующем прогоне.
Генеральная репетиция;
Премьера (официальное представление спектакля зрителям: родителям
детей, педагогам и всем желающим)
Нормативно-правовые акты и документы
1. «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией Российской Федерации
2. Федеральным законом от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
3. «Концепция развития дополнительного образования детей» РФ
от4.09.2014г.№ 1726
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин
Обр. науки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
СанПиН2.4.4. 3172-14 № 41 от 04.07.2014 г.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» Письмо от 18.11.2015г. № 09-3242
«Комментарии ФГОС дошкольного образования» Минобрнауки РФ от
28.02.2014 г № 08-249
Приказ № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей
в 2014-2015 у. г.» Правительства Москвы Дог М от 17.12.2014г.
Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения города Москвы «Школы № 1883 «Бутово»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3. Багрова Е.О. Примерная программа дисциплины «Сценическая речь». М.,
2004.
4. Брюсова Н.Г.Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 класс. М:
Дрофа, 2003.
Дополнительная литература:
5. Гудкова Л.М.. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной
школе. АСТ "Астрель" М.2005.
6. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском
языке: 5–9 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 144 с. – (Мастерская учителя
иностранного языка).
Интернет-сайты:
7. http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4pv4Y93KK
8. http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4pv6aKBKV
9. https://chaikinavika1972.jimdo.com/комплекс-упражнений-для-актёров-
школьного театрального-кружка/
10. https://liteka.ru/library/read/67/4
11. http://www.kidsinco.com/2009/05/cinderella-2/
12. http://royallib.com/read/Grimm_The_Brothers/Grimms_Fairy_Tales.html#0
13. https://botan.cc/prepod/inostrannye_yazyki/ose7vo9l.html#scrolldown
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Календарно-тематическое планирование
Календарный учебный график
Название тем
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Тема № 1.
Организация
художественно-
речевой и
театрализованной
деятельности
Теория
1
Практика
2
Тема № 2.
теория
9
………….
практика
12
7
Техника и
интонационная
выразительность речи
2.1 Сказка «Теремок»,
2.2.«Репка»,
2.3. «Маша и
Медведь»,
2.4 «Гусеница Элин и
ее друзья»,
2.5 «Колобок»,
2.6. «Горшочек каши»,
2.7. «Гензель и
Гретель»,
2.8. «Красная
Шапочка»
…………
Тема №3
Основы сценической
пластики,
сценического
движения и
сценического танца
3.1. Сказка «Теремок»,
3.2«Репка»,
3.3. «Маша и
Медведь»,
3.4 «Гусеница Элин и
ее друзья»,
3.5 «Колобок»,
3.6. «Горшочек каши»,
3.7. «Гензель и
Гретель»,
3.8. «Красная
Шапочка»
теория
9
5
4
практика
25
8
Январь
Февраль
Март
Апрель
Практика
17
Тема №4
Развитие навыков
взаимодействия и
общения
Теория
1
Практика
5
Тема № 5
Исполнение
диалоговых текстов
Теория
1
Практика
5
Тема №6
Работа над
концертной
сценической
программой
Теория
-
Практика
12
Тема №7
Теория
1
Работа по постановке
спектакля Мир сказок
Практика
10
Формы аттестации / контроля