Конспект урока "Прядение - вид народного ремесла"

Тема: «Прядение - вид народного ремесла»
Цели урока:
ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани
углубить и расширить знания о видах народных промыслов; раскрыть
значение слова «прялка»; рассмотреть репродукции картин и обсудить их
смысл;
•формировать интерес к народно-прикладному искусству;
•прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества.
Оборудование:
мультимедийный проектор, веретено, прялка, льняные нитки
Ход урока
1.Оргмомент
2.Изучение темы урока
Слова учителя изобразительного искусства:
В любом краеведческом музее или деревянного зодчества ты обязательно
увидишь изукрашенную прялку. Из предметов прежнего крестьянского
быта до наших времён сохранилось больше всего
Слово учителя русского языка:
Прялка - приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в
движение ножной педалью. Образ пряхи существует не только в
человеческом обличье. Так, роль пряхи в животном мире, по представлениям
русского народа, воплощает горностайка, персонаж сказов об ивановских
ткачах Владимирской губернии. В них рассказывается о горностайке —
«доброй рукодельнице: что спрядет, что соткет — простым людям в прок
идет». Она «лапками стежку шьет — стежка серебром сияет», так как прядет
не простую пряжу, а снежную.
В разных областях называли прялку по -разному: пресница (сосна),
коренуха (корень), терем.
Покровительницей прядения у древних славян была богиня Среча.
СРЕЧА (Встреча) богиня судьбы. Она представлялась в виде красивой
девушки-пряхи, прядущей нить судьбы. Это ночная богиня — никто не
видел, как она прядет — отсюда обычай гадать ночью.
союзы. Противоположной была Несреча –седая старуха. Несреча тоже
пряха, но прядёт слишком тонкую, обрывающуюся нить.На византийских
мозаиках и миниатюрах IX в. Богородица изображалась с веретеном и
пряжей; из Византии это изображение пришло на Русь. А прядение, наряду с
колодцем и Священным Писанием, стало одним из трех легендарно-
иконографических символов Благовещения.
Непосредственной покровительницей женской зимней работы, в первую
очередь прядения была Параскева Пятница, образ которой зачастую
сливался с Богородицей. Обе они представлялись защитницами женщин,
распорядительницами браков, покровительницами дома и женских занятий.
В древности существовала языческая богиня - Мокошь женское божество
древнерусского пантеона, которая, в народных представлениях, была
женщиной с большой головой и длинными руками, прядущей в избе по
ночам. По поверьям прялку не разрешалось оставлять кудель открытой, а
«то Мокша опрядет». Параскева Пятница заимствовала занятие Мокоши, а
затем и покровительство пряхам и прядению, поэтому ее называли
Льняницею: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен».
Прялки приносили Параскеве Пятнице жертвы — бросали в колодец кудель.
Назывался такой обряд «мокрида», что соотносилось с именем Мокоши и
имело общий корень со словами «мокрый», «мокнуть» или «mokus»
прядение.
Слово учителя технологии:
Любая прялка состояла из веретена, пряслицы и прялки, к которой
прикрепляли прядильное волокно в виде кудели. Мастерица вытягивала из
кудели пучок волокон и присоединяла к веретену. Пряслица насаживалась
на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити
приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали. Повиснув в воздухе,
оно продолжало вращаться, постепенно вытягивая и скручивая нить. Когда
нить становилась достаточно длинной, мастерица наматывала её на
веретено.
Далее сообщение обучающихся о прялках.
Прялка – не только орудие женского труда, но и ритуально –обрядный
предмет. Во всех северных губерниях существовал такой порядок:
просватался парень к девушке, обязательно должен был ей раньше прялку
собственной работы подарить. В каждой местности были свои излюбленные
формы прялок и узоры. В вологодских и архангельских сёлах прялки
делали резные и ярко раскрашенные. В Пермогорье и в селе Борок
любили рисовать на светлом фоне цветы, красные ягоды, сказочную
птицу Сирин и коней, запряжённых в сани. В деревнях вокруг Каргополя
на прялках изображали пышные букеты, а в сёлах у реки Мезень прялки
украшали по своему; по золотистому фону располагали орнаменты с
рисунками бегущих оленей и коней. Северодвинская прялка имела резной
силуэт. Ярославская прялка выполнялась с мелкой скобчатой резьбой ,
напоминающей гравировку.
Под боком у Городца, в деревнях (Курцево, Косково…), делались
единственные в своём роде инкрустированные прялочные донца.
В Нижегородском крае пряли с гребня. Донце представляло собой
широкую доску, плавно суживающуюся к головке – подставке с
отверстием, куда вставлялся гребень с куделью.
На донцах городецких прялок можно увидеть фигуру коня. Туловище
коня с сильной , гордо изогнутой шеей и маленькой чуткой головой
вырезали из морёного дуба(пролежавшего многие годы на дне реки).В
70-е годы прошлого века начали прялки расписывать.
Богаты сюжетами прялки Ярославской губернии. Особенно любили
изображать праздничное чаепитие. На вологодских прялках
геометрические знаки изображали смену дня и ночи, круговорота суток,
движение солнца вокруг земли по небу и подземному пути.
Слово учителя технологии:
Прясть девочек учили семи лет. И не только за прялкой. Даже в русских
народных играх, таких как «А мы просо сеяли», «На горе мак», также
воспроизводили стадии обработки пряжи.
В народной песне «В низенькой светёлке» сохранился образ
пряхи.(Обучающиеся исполняют песню)
Учитель изобразительного искусства показывает презентацию.
3.Закрепление
Нарисовать эскиз прялки
4.Итог урока Вопросы обучающимся.
1. Почему в сказках в число испытаний красной девицы входит
задание спрясть горы пряжи, наткать большое количество полотна,
соткать ковёр?
2. В чём смысл заявления одной из сестёр в сказке А.С. Пушкина:
«Кабы я была царица,- говорит её сестрица,- то на весь бы мир одна
наткала я полотна»?
3. Какую роль играет веретено в сказках Ш.Перро «Спящая красавица»
и братьев Гримм «Бабушка Метелица»?
4. Что общего между Богоматерью в «Устюжском благовещении» и
богиней Афиной на картине Д.Веласкеса «Пряхи»?
Создай иллюстрацию к сказке А.С Пушкина «Сказка о царе
Салтане…» , в которой говорится о трёх девицах, которые сидят под
окном и прядут пряжу. В работе используй знания об изображении
замкнутого пространства, о равновесии, способах изображения
человека в движении. Все фигуры (девицы) должны быть одеты в
русские национальные костюмы.
5.Контроль и оценка знаний обучающихся
6.Домашнее задание.
1.Создай иллюстрацию к сказке А.С Пушкина «Сказка о царе
Салтане…» , в которой говорится о трёх девицах, которые сидят под
окном и прядут пряжу. В работе используй знания об изображении
замкнутого пространства, о равновесии, способах изображения
человека в движении. Все фигуры (девицы) должны быть одеты в
русские национальные костюмы.
2.Найти в Интернете сказки о прядении.