Статья для педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"


Муниципальное бюджетное автономное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки"
г. Балаково Саратовской области
Статья
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Подготовила:
Базарова Надежда Алексеевна
учитель-логопед
г. Балаково
2015 г.
2
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие
качества, как доброта, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой
ради других людей, умение сочувствовать, содействовать. Однако в период
кардинальных перемен нашему обществу стали нужны люди деловые, уверенные
в себе, с яркой индивидуальностью, независимые. И получилось так, что
воспитание в людях всех перечисленных ранее качеств стало непопулярным,
лишним для развития и прогресса общества, для благополучия людей. И
действительно, появилось много таких людей, возникли учебные заведения,
формирующие подобную модель современного человека. Но жизнь мудра и
вносит свои коррективы. В обществе назрел своего рода социальный взрыв из-за
«дефицита нравственности» у отдельных личностей и взаимоотношениях между
людьми. Наблюдается доминанта материальных ценностей над духовными: у
детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, патриотизме; высокий уровень детской преступности вызван
общим ростом агрессивности и жестокости в обществе; детей отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость; семья несостоятельна в вопросах
воспитания, так как родители озабочены не духовным здоровьем детей, а
проблемой финансового достатка.
Необходимость изменений в формировании идеалов и целей воспитания сейчас
особенно важна. Стали говорить о духовном возрождении России, об исправлении
ошибок недавнего прошлого.
Выход из сложившейся ситуации можно найти, действуя совместно: семья,
воспитательное учреждение и государство должны объединить усилия.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" в котором определено, что государственная политика в
образовательной сфере должна основываться на приоритете общечеловеческих
ценностей. В статье 87 указывается на то, что в целях формирования и развития
личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными
3
и социокультурными ценностями в основные образовательные программы
могут быть включены такие образовательные и воспитательные формы работы,
которые направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-
нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных
принципах.
Образовательные учреждения должны стать центрами культуры, источниками
духовного развития человека.
В связи с этим требуется реформирование сложившейся практики в
дошкольных учреждениях, новый взгляд на соотношение рационального и
эмоционально-образного познания и освоения мира в образовательном процессе.
Появляется необходимость решения целого ряда актуальных проблем: отбор
содержания, разработка методики воспитания нового человека, не столько
информатированного, сколько способного обогатить своим духовным опытом
духовную культуру общества.
Идея развития духовной культуры человека является не просто тенденцией
развития общества, его переориентацией на национальные культурные ценности,
она стимулирует поиск способов и средств развития духовно-нравственной
культуры личности.
Увеличение числа работ, посвященных проблеме духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения, свидетельствуют о пристальном внимании
к ней ученых (педагогов, психологов). Это свидетельствует об изменении
парадигмы общества, где приоритет отдан общечеловеческим ценностям. Если
раньше моральные принципы подменялись идейно-нравственными или идейно-
политическими направлениями в воспитании, то сейчас категории «духовность»,
«нравственность» рассматриваются как основа процесса становления
человеческого в человеке.
Однако, не смотря на наличие определенных успехов в разработке теории и
практики данного предмета исследования, остаются не изученными процесс
духовного роста, процесс перехода количественных знаний в качественное
изменение личности ребенка. Давно замечено, что у дошкольников
наблюдается разрыв между знанием и опытом в силу их психофизиологических
4
особенностей. На это указывал А.С. Макаренко, говоря о том, что « между
пониманием ребенка как поступить и привычным способом поведения есть какая-
то маленькая канавка и нужно эту канавку заполнить опытом».
Цель работы педагогов не только формировать у детей навыки соблюдения
норм поведения, но и вызвать активное эмоциональное отношение к правилам,
нормам, определяющим ценность во взаимоотношениях с окружающими;
формировать личность ребенка так, чтобы его нравственное поведение,
проявляясь с внешней, видимой стороны, являлось продуктом внутреннего
содержания. Проблема заключается в том, как этого добиться.
Противоречие между установленным фактом необходимости и возможности
духовно- нравственного воспитания в дошкольном возрасте и несовершенством
разработанных методик дало основание для работы в данном направлении.
Изучив литературу по данной теме, обнаружилось, что многие выдающиеся
отечественные педагоги считали, что система воспитания порождается историей
народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический
материал веками накапливался в устном народном творчестве, народно-
прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных
произведениях которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Решение проблем воспитания в детях духовно нравственных качеств личности
требует определения категориального аппарата.
В аспекте данного исследования понятие «дух», «духовность» определяется
как мышление, интеллект, и, в то же время это душа человека, наделенная
высшими душевными качествами, способствующими реализации ее идеальных
потребностей.
Духовный опыт это отношение субъекта к себе и миру через интуитивное
постижение душевного мира человека в соотнесении с миром культурных
ценностей.
Духовные ценности это явления общественного сознания, выражающиеся в
идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости несправедливости,
идеалы, моральные нормативы и принципы).
5
Духовная жизнь общества это общественное сознание, которое дает
оценку явлениям реальности, одобряет или осуждает их, то есть является
нормативным по своему характеру.
Нравственность (мораль) одна из форм общественного сознания,
социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей
во всех областях общественной жизни.
Воспитание это процесс передачи подрастающему поколению социального
опыта, духовного богатства, накопленных в прошлом. В процессе воспитания
происходит социализация личности, адаптация ее к конкретной социокультурной
среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического
общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из
многочисленных направлений культуры, но и совершенствует его.
Культура совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых
человечеством в процессе общественно-исторической практики и
характеризующих исторически достигнутую степень в развитии общества. Это
великое богатство, высшее проявление творческих сил и способностей человека.
Национальная культура культура отдельно взятого народа, отличающаяся
своеобразием черт национального характера, самобытностью произведений
народного творчества и мастеров культуры, традициями.
Духовно-нравственное развитие личности овладение общечеловеческими
нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных
регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.),
способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими
критериями свои поступки и поведение.
Размышления о развитии в человеке духовно-нравственных начал содержатся
в трудах русских философов, педагогов. Если обратиться к истокам отечественной
педагогики, можно констатировать тот факт, что формированию духовной
культуры человека всегда уделялось большое внимание. «Послушайте меня,-
наставляет Владимир Мономах в своем знаменитом «Поучении».- Если не все
примете то хоть половину…Всего же более убогих не забывайте…Ни правого, ни
виновного не убивайте…Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь
6
богом…Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, на
чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы,
переступив, не погубить души своей… Что умеете хорошего, то не забывайте, а
чего не умеете, тому учитесь…Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».
Христианская антропология уделяла и уделяет много внимания развитию
духовной культуры человека. Такие тексты известных богословов, как «Лествица»
Св. Иоанна, «Добролюбие», «Источник знания» Климента Александрийского,
«Катехизические поучения» Св. Кирилла Иерусалимского и многие другие
призваны описать восхождение человека по ступеням духовного развития.
«Лествица», переведенная на Руси в XII в., составлена из тридцати Слов-поучений
содержащих заповеди кротости, смирения, простоты, уравновешенности, тайны
духовной жизни, любви к ближнему.
Проблеме формирования духовного начала в человеке посвящены
классические работы К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Н. И.
Пирогова, В. Г. Белинского.
Н. И. Пирогов и К.Д. Ушинский заложили основы специального изучения
человека как воспитуемого с целью реализации гуманной, общечеловеческой цели
воспитания «развитие прежде всего и более всего гуманности в человеке,
человека в человеке… Все питается единственно из природных источников души,
и воспитание должно более всего беречь эту силу как основание всякого
человеческого достоинства».
Действенным средством приобщения к моральным ценностям своего народа
издавна являются произведения устного народного творчества. Они
использовались как средство поучения и научения детей.
У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение
основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
«Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д.
Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом
случае с педагогическим гением народа». Поэтому он подчеркивал, что
«…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он
ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика» видя в
7
фольклорных произведениях национальную самобытность народа,
богатый материал для воспитания.
«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и
национальные явления»,- отмечал В. Г. Белинский в своих трудах.
Педагогика советского периода в вопросах нравственного воспитания связана
с трудами таких деятелей как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко,
Р. И. Жуковская, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре и других. Воспитание нравственности
после Октябрьской революции приобрело оттенок социалистической идеологии и
потеряло свое духовное начало. Главным принципом нравственного воспитания
был принцип коммунистической идейности и целенаправленности. Однако это не
помешало педагогам развивать теорию и практику нравственного воспитания. До
сих пор актуальны идеи «воспитания в коллективе, для коллектива, через
коллектив» выдвинутые А. С. Макаренко. «Коллектив это школа формирования
общественной направленности личности ребенка. Здесь наиболее ярко
раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества»,-
отмечала Р. К. Крупская.
Происходящие изменения в социально-экономической, политической и
культурной сферах общества выдвигают на первый план проблему развития
личности, способной адаптироваться к современным условиям его
реформирования. Требуется личность с богатым духовным миром. Стали говорить
о возвращении к истокам, о приобщении детей культурному наследию, о
формировании национального духовного характера.
Народная культура и искусство своими возможностями создают в
современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития
в ребенке национальных особенностей.
Временной отрезок на рубеже ХХ и ХХI столетий связан с
широкомасштабными переменами в области воспитания детей. Появились новые
подходы и концепции воспитания. Личностно-ориентированный подход в
воспитательной деятельности стремительно завоевал образовательное
пространство России. И это не случайно. Концепция данного подхода
8
воспитания ребенка как человека культуры разработанная известным
ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской ставит
своей целью воспитание человека свободного, гуманного, духовного и
творческого.
«Человек культуры это духовная личность. Воспитание духовной личности
предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании,
рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира,
поиск смысла жизни, счастья, идеала. Духовность человека культуры проявляется
в его способности культурной идентификации, выбору культуросообразного
образа жизни.
Для ученика русской школы полем культурной самоидентификации является
русская национальная культура от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные
основания и целевые установки воспитания человека культуры связываются в
первую очередь с образом гражданина России» [Степанов Е.Н. Лузина Л.М.
Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Сфера, 2003. с
55].
Начало нового века ознаменовано сближением государственной политики и
церковных традиций.
Уже в 1993 году в Москве прошли первые Рождественские образовательные
Чтения. Они выросли из конференции православных педагогов Москвы.
В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования,
духовно-нравственное просвещение общества, осмысление
проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения,
расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования.
Осмысление особой роли Православия в становлении духовности отечественной
образовательной традиции говорит о её возрождении. Актуализировались
вопросы необходимости привития юным гражданам любви к Отечеству, его
культуре, языку.
В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации
подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание
патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих
9
высокой нравственностью и проявляющих национальную и
религиозную терпимость».
Для реализации государственной программы «патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы» были созданы
разнообразные образовательные программы. Например, программа О.Л. Князевой,
М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»
[СПБ.: Детство. – Пресс, 2001].
М.Д. Маханева говорит о том, что «обращение к отеческому наследию
воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее».
Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю
своих предков, их культуру». Подчеркивает, что «знание истории своего народа,
родной культуры поможет с большим вниманием, уважением и интересом
относится к истории и культуре других народов». [М.Д. Маханева. Нравственно-
патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие. М.:
2004. с.3.]
Кандидат педагогических наук Л.В. Кокуева также выделяет процесс
приобщения детей к культурному наследию формирование в ребенке
национального духовного характера, как составные части патриотического
воспитания. В статье «Особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного
возраста» она приводит слова русского философа и педагога В.В. Зеньковского:
«Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми
основными чувствами, какими живет народная душа… мы… не можем созреть
вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие
душе нашей силы могли получить свое развитие».
Таким образом, задача взрослого ( будь то воспитатель, родитель)
внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки духовности и
творческого восприятия мира, что может стать стержнем, вокруг которого будет
выстраиваться гармония его личности, а для этого надо «раскрыть» ребенка, не
дать ему «уйти в себя», что в последнее время нередко наблюдается у детей
старшего дошкольного возраста.
10
Список использованной литературы
1. Бабаева Т.И. У школьного порога..- М.: Просвещение .1993.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб.
заведений.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. - М., Просвещение, 1967.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.
М.: 1999. – с.344
5. Детские частушки, шутки, прибаутки: популярное пособие для родителей и
педагогов. / Составители Т.И. Бахметьева, Т.Г. Соколова/ Академия развития. –
2002. с.224.
6. Дмитриева Е. Как читать детям народные сказки. // Дошкольное воспитание.-
1984.-№6, с. 32-35.
7. Ельницкий К.В. о воспитании : Золотой фонд педагогики / Сост. редактор
А.П.Фурсов : - М.: Школьная Пресса, 2004.
8. Жуковская Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А.
Козлова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1981. – с.208.
9. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и
сценарии обрядовых праздников: методические пособия для педагогов
дошкольных образовательных учреждений. / Автор составитель П.С.
Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Мркеева и др. СПБ.: Детство Пресс, 2001.
с.400.
10. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. Учеб.пос. для студ.
пед.институтов. / Сост.: Гребенщиков Е.А. и др. М.: Просвещение, 1980.
11. Квятковский Е.В. Через эмоции к высокой духовности. // Дошкольное
воспитание.- 1992, - №1, с.57-61.
12. Князева О.П. Маханева М.Д. Приобщение детей к истории русской народной
культуре:программа. Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 1998. – с.304.
13. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для
студ. сред. Пед.учеб. заведений. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Академия,
2000.
14. Кокуева Л.В. особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного
возраста // Дошкольник. Младший школьник. – 2005. - №1.
15. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-
творческих способностей. // Дошкольное воспитание.-1998.-№10, с.65-67.
16. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Академия , 2003.
17. Пажитнов Л.Н. Слово и дело Толстого. – М.: Детская литература, 1979.
18. Соловьева Е. Восьмые Рождественские образовательные Чтения.//
Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. с.158.
19. Степанов Е.Н. Лузина Л.М. педагогу о современных подходах и концепциях
воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с.160.
11
20. Султанова Н., Цилько Н. Духовно- нравственное воспитание
дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 2004.- №5, с.7-15.
21. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. – М.: Молодая гвардия,
1990.
22. Тихонова М.В. Смирнова Н.С. / Красна изба… знакомство детей с русским
народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПБ.:
Детство – Пресс, 2000. – с.208.
23. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1972.
24. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни,
потешки для детей дошкольного возраста. СПБ.: Детство Пресс, 2000.
с.128.
25. Фролова О. Ян Амос Коменский о воспитании и обучении детей в семье.//
Дошкольное воспитание.- 1981.- №11.
26. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и
музыкального руководителя. / под. ред. Н.А. Ветлушной. М.: Просвещение,
1974. с.175.
27. Штайнер Р Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / пер. с нем.
М.: Парсифаль, 19993. – с.40.