Внеклассное мероприятие "Ситцевое царство" 1 класс

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 классов
«Ситцевое царство».
Цель занятия:
ознакомление с историей ситцепечатания с древности до наших дней.
Задачи занятия:
1.Расширять знания учащихся по истории родного края.
2.Прививать чувство патриотизма и стремление к творчеству;
3.Развивать умение сравнивать и делать выводы;
Место проведения: классная комната
Оборудование: мультимедийная установка, коллекция ткани для использования в
групповой работе, демонстрационный материал: коробочки с хлопком, таблицы
«Хлопчатобумажные ткани», отвар из кожуры репчатого лука, белая ткань для
окрашивания, окрашенная учителем ткань.
Ход работы:
слайда
Действия учителя
Действия учеников
Организационный этап
Звучит песня «Город родной» в
исполнении трио «Меридиан».
Дети проходят и садятся на свои места.
Целеполагающий этап
Сегодня к нам на занятие пришла
кукла Маша. У нее к вам большая
просьба. Маше нужно сшить
праздничное платье, но она не может
выбрать материал.
Поможем ей, ребята? Выберете
ткань, которая, на ваш взгляд,
подходит больше всего.
Дети работают в группах, рассматривают
коллекцию ткани, выбирают
понравившуюся.
Почему же вы все выбрали яркие и
красочные ткани?
Дети отвечают и доказывают, почему
сделали такой выбор.
Все ткани, которые были вами
выбраны хлопчатобумажные. А что
вы знаете о хлопке?
Чтение ребенком стихотворения.
«Песня о хлопке». Приложение 1.
Из хлопка (учитель выдает каждой
группе коробочки с хлопком и
вывешивает картинку с
изображением коробочки с хлопком
на доску) изготовляют
хлопчатобумажные ткани: ситец,
саржу, бязь, байку, фланель и др.
Учитель вывешивает таблицы
Дети рассматривают коробочки с
хлопком, которые учитель выдал каждой
группе и таблицы, вывешенные на доске.
«Хлопчатобумажные ткани» на
доску. Приложение 2 и 3.
Эти ткани не только красивые, но и
комфортные при носке. Эти ткани не
закупоривают поры и обеспечивают
хорошую вентиляцию кожи. Одежда
из таких тканей оказывает
благоприятное воздействие на
человека в условиях жаркого
климата.
Ситцевые ткани люди ценят, за эти
качества.
А как из хлопка получили такие
красивые ткани?
Ответы детей.
Из хлопка, который очень похож на
вату, вырабатывают ровницу, затем -
пряжу, а уж из пряжи на фабрике
ткут белую ткань.
Учитель на доске вывешивает кусок
белой ткани между картинкой с
изображением хлопка и таблицами
«Хлопчатобумажные ткани».
Дети внимательно слушают.
А хотите сами создать свой узор на
ткани?
Чем мы будем заниматься на
занятии?
Ответы детей.
Давайте откроем дверь в «Ситцевое
царство».
Дети внимательно слушают.
Этап получения новых знаний.
1-10
Выступление учителя.
Приложение 4.
Слушают, смотрят слайды.
Ориентировочно –
мотивационный этап.
11
Учитель обращается к кукле:
- Посмотри, Маша, какое
разнообразие тканей сейчас можно
видеть в магазинах, выбирай любую.
Дети внимательно слушают.
Но Маша почему-то не довольна:
вдруг ткань, которую она выберет,
понравится еще кому-то. Ребята, что
же ей делать?
Ответы детей, они приходят к выводу, что
нужно создать свою неповторимую,
оригинальную ткань.
Этап практической работы.
Для использования, экономии
времени нужно спланировать свою
работу.
Учитель прикрепляет на доску
карточки:
1.Окрашивание.
2.Просушка.
3.Нанесение рисунка.
Дети составляют план с помощью
учителя.
Инструктаж по охране труда.
Дети внимательно слушают.
Ребята, будьте осторожны при
работе с красителем: нужно надеть
перчатки, при окрашивании ткани
будьте аккуратны, не брызгайте на
стол и на одежду.
Приступаем к работе.
Возьмите кусочки белой ткани и с
помощью натурального красителя –
отвара из кожуры репчатого лука
окрасьте ткань.
Дети опускают кусочки ткани в емкость с
отваром из кожуры репчатого лука, через
несколько минут вынимают, отжимают.
(дети работают в перчатках).
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие
интересные цвета у вас получились.
А сейчас дадим ткани высохнуть.
Учащиеся развешивают ткань на
просушку.
Ткань мы покрасили ручным
способом, так как это делали в
древности. И сейчас мы должны
нанести рисунок, манеры нам
заменят вот такие штампы.
Учащиеся получают ткань, заранее
выкрашенную учителем тем же способом
( в целях экономии времени).
Прежде чем приступить к работе
подумайте, какой рисунок будет на
вашей ткани. Внимательно
посмотрите на образцы, детали
рисунка расположены на одинаковом
расстоянии друг от друга. Орнамент
может быть расположен по краю, в
центре или по диагонали ткани.
Рисунок должен повторяться.
Дети внимательно слушают.
Рефлексивно – оценочный этап.
Помогает ученикам организовать
выставку работ.
Оценивают свою работу, делятся
эмоциями от работы.
Посмотрите, какие красивые у нас
получились ткани, все они
неповторимы и оригинальны.
Все вещи, которые сделаны своими
руками, очень ценятся, потому что
индивидуальны, выражают
внутренний мир создателя.
Ученики получают за работу
«Сертификат качества», который учитель
подготовил заранее.
И мы с вами должны помочь кукле
Маше сделать непростой выбор: из
какой же ткани ей сшить наряд – из
ткани, купленной в магазине или из
той, что создали мы с вами.
Дети должны положить свой
«Сертификат качества» в конвертик:
один висит под коллекцией
хлопчатобумажных тканей, другой - под
выставкой работ.
Я очень рада, что большинство из
вас отдали предпочтение той ткани,
которую мы создали. В наряде из нее
кукла Маша будет оригинальной и
неотразимой.
Список литературы.
1.Арсеньев Е.В. «Ивановские ситцы», 1983 г.
2.Балдин К.Е., Ильин Ю.А. «Ивановский край в истории Отечества».
3.Балдин К.Е., Кохова Л.А. «От кустарного села к индустриальному мегаполису».
4.Бяковский В. «Дома и люди».
5.Газета «Рабочий край», 26 марта 1957 год, Глебов Ю. «Народный умелец Соков».
6.Журнал «Директор», №9, 2006 год, Хавин А. «Осип Соков неграмотный гений
промшпионажа».
7.«Наш край в истории Отечества». Учебное пособие по историческому краеведению
для учащихся 8 – 11 классов школ Ивановской области. Иваново, 1995 год.
8.Журнал «Наша Родина – Иваново – Вознесенск» 2007 год, №12, Кохова Л.А. «Соков
мост- связь времен», стр.36.
Приложение 1.
Песня о хлопке.
Эта пушистая белая вата
В поле росла, дорогие ребята.
Выйдя из теплого тихого плена,
Вырос хлопчатник почти по колено.
Светом и влагой земли напоен,
Начал выбрасывать веточки он.
И разлилось и раскинулось вскоре
Нежных цветов золотистое море.
Каждый на солнышке жарком блистал,
Каждый коробочкой беленькой стал.
Солнце коробочки обогревает,
Ядра в коробочках этих вспухают.
Время проходит – не медлит оно.
Смотришь, в коробочках ваты полно.
Значит, пора наступила для сбора!
Это мы делаем дружно и скоро.
Где хоть одно волокно упадет,
Там его юный помощник найдет.
Собранный хлопок дадим мы заводу,
Труд хлопковода послужит народу.
Кудмус Мухаммади.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Выступление учителя:
Слайд №1-2 А начиналась зарождаться текстильная промышленность не на пустом
месте, а в деревянных избах – светелках. Крестьяне не могли прокормиться только одним
землепашеством, так как земля в наших местах не плодородная, не дает большого урожая.
Вот и приходилось крестьянам заниматься побочным ремеслом.
Слайд №3. Основатель ситцепечатания в нашем крае – Осип Степанович Соков был
искусным резчиком манер. В то время для старинной набойки по традиционному холсту
служила масляная краска. А она в известной мере сковывала ткань, лишала ее гибкости,
плохо выдерживала стирку, крошилась и отпадала. Секреты более прочной фиксации
были подвластны лишь умельцам на двух фабриках России. Одна из них находилась в
Шлиссенбурге. Осип Соков поступил работать на эту фабрику.
«Пять лет добросовестно трудился за скромное вознаграждение. Наконец решил
распрощаться с владельцами фабрики, они были англичанами. Они очень сожалели, что
теряют такого честного и добросовестного работника и даже хотели дать премию
Осипу.Но он сказал: «Не извольте беспокоиться, вы меня и без того
облагодетельствовали».И только через три года владельцы фабрики поняли, о чем шла
речь. На ярмарках появилась ткань, крашеная не в Шлиссенбурге. Вскоре русская отделка
вытеснила английскую, а Соков сделался олигархом по сегодняшним меркам.»
Слайд № 4 - 5. Возвратившись в родные места, Соков построил каменный набойный
корпус. Произошло это свыше двух столетий назад, в 1787 году. Она была возведена на
месте нынешней Казанской церкви.Здесь и начал применять невиданные для большинства
ивановцев методы набойки. В чем же новизна, коль набойка – то осталась? Способ
нанесения узора с помощью манеры на полотно мастер оставил прежним. Другого просто
не было, печатный вал не был еще изобретен. А вот красители использовал иные.
Слайд №6. На своей фабрике он ввел передовые способы отделки тканей, так
называемые заварные краски растительного происхождения: из ивовой коры, кожуры
репчатого лука, корней марены, чернильных орешков (наросты на листьях дуба).
«Колеры Соков составлял не как обычно на воде, а на хлебном уксусе (перебродивший
квас) , на основе которого получались черный, красный, фиолетовый, розовый и
коричневый цвета. Секретами составления красок Соков ни с кем не делился».
Изготовленные краски Соков стал наносить не на привычный холст, а на
хлопчатобумажную миткаль и его заслуженно считают одним из основоположников
ситцепечатания в нашем крае.
Слайд №7. Помещение колориста на мануфактуре обычно состояло из двух комнат. В
одной находилась лаборатория, здесь на плите в горшках и мисках варились отвары трав,
проводились опыты по закреплению красок.
Слайд №8. В другой комнате, называемой секретной, которая часто не имела даже
окон, находились записи рецептов и составов красок. Появились так называемые тетради
справочники.
Слайд № 9. Соковские ситцы выгодно отличались от изделий земляков не только
яркостью красок, но и затейливыми рисунками. До этого на местных тканях изображались
«горохи», мелкие цветочки, геометрические фигуры. На тканях Сокова мы видим
роскошные вазы, гирлянды цветов, дам и кавалеров.
В наше время кроме волокон натурального происхождения используют химические
волокна. Ткань, которую снимают со станков, называют суровой или суровьем. Прежде
чем поступить в продажу, она проходит операции отделки. Ткани различного назначения
отделывают по– разному. Одни отбеливают, другие окрашивают, на третьи наносят
печатный рисунок. При окончательной отделке их пропитывают составами, придающими
им более красивый вид, мягкость. А чтобы нанести рисунок, ткань пропускают между
большим чугунным цилиндром и одним или несколькими печатными валами. На валах
выгравирован нужный рисунок, они забирают в углубления рисунка пастообразную
краску и переносят ее на ткань. При таком методе возможно печатание с очень большой
скоростью – до 200 м в секунду.
Слайд № 10. Эти рисунки он копировал со столичных образцов и придумывал сам.
Успех соковских начинаний послужил толчком к перевороту в промышленном развитии
села Иванова. С той поры здесь и стали одна за другой появляться «ситцевые фабрики».
Так с легкой руки Осипа Степановича, открывшего дверь в «ситцевое царство», и завелась
на ивановской земле хлопчатобумажная промышленность.
В наше время кроме волокон натурального происхождения используют химические
волокна. Ткань, которую снимают со станков, называют суровой или суровьем. Прежде
чем поступить в продажу, она проходит операции отделки. Ткани различного назначения
отделывают по разному. Одни отбеливают, другие окрашивают, на третьи наносят
печатный рисунок. При окончательной отделке их пропитывают составами, придающими
им более красивый вид, мягкость. А чтобы нанести рисунок, ткань пропускают между
большим чугунным цилиндром и одним или несколькими печатными валами. На валах
выгравирован нужный рисунок, они забирают в углубления рисунка пастообразную
краску и переносят ее на ткань. При таком методе возможно печатание с очень большой
скоростью – до 200 м в секунду.
Слайд № 11. Огромное разнообразие тканей мы видим сегодня в магазинах нашего
города! Каждый может выбрать любой материал на свой вкус.