Конспект урока "Мир образов вокальной и инструментальной музыки" 6 класс


Дидактическая часть.
Тема урока:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и
земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга.
Цель: Способствовать формированию знаний о жанре полифонической
музыки на примере фуги в творчестве И.С.Баха.
Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: коллективная работа, метод
демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, работа с
видеоматериалом.
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время
практической работы.
Конспект урока
6 класс (1 четверть).
Тема урока: «Мир образов вокальной и инструментальной
музыки».Образы духовной музыки Западной Европы.
«Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга.
Цель:
Способствовать формированию знаний о жанре полифонической музыки
на примере фуги в творчестве И.С.Баха.
Задачи:
познакомить с музыкой И.С.Баха, дать почувствовать и осознать
особенности полифонического изложения музыки, получить
представление о жанрах токкаты, фуги.
Ход урока.
Тема урока: Образы духовной музыки Западной Европы.
«Небесное и земное» в музыке…
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок музыки.
Проверили готовность к уроку. Садитесь.
2. Вступление.
Для постановки проблемы звучит коллаж музыки И.С.Баха
«Органная прелюдия ля минор». Дети определяют автора
произведения.
-Как вы считаете, современная эта музыка или старинная?
- Сегодня мы продолжаем работать по нашей теме «Мир образов
вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки
Западной Европы. Разговор сегодня предстоит необычный.
Сначала закончите фразу на экране «Небесное и земное» в музыке
(И.С.Баха). Слова для эпиграфа взяты у самого композитора
(«Цель музыки трогать сердца» И.С.Бах). Попробуем выяснить,
действительно ли в музыке И.С.Баха есть «небесное» и «земное»?
- Города где жил И.С.Бах- Веймар, Кётен, Лейпциг. Последние
годы своей жизни Бах провел в Лепциге. За время своего
творчества, Бах создал большинство своих лучших произведений
для органа. В Кётене завершена работа над первым циклом из 24
прелюдий и фуг, которые вошли в первый том «Хорошо
темперированного клавира» также знаменитые «Бранденбургские
концерты».В Лейпциге было написано большинство знаменитых
кантат: «Страсти по Иоанну», Страсти по Матфею»,знаменитая
Месса си минор. Наряду с церковной Бах писал и яркую,
красочную светскую музыку – оркестровую, клавирную,
вокальную.
-На каком клавишном инструменте играли музыканты если не
было фортепиано? (от латинского clavis ключ). В Италии его
называли ЧЕМБАЛО, в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии
АРПСИХОРД, а во Франции – КЛАВЕСИН. Это последнее
название стало общим для всех инструментов подобного типа.
(«Квинтет» гравюра 18 века) (Чембало И.С.Баха. Инструмент
сохранился до наших дней.)
Клавесин известен с 16 века. Существовали клавесины различных
форм, типов и разновидностей, в том числе чембало,
вёрджинел, спинет, клавицитериум, клавицимбалы, клавиарфы,
клавикорды.
Всего же, если судить по многообразию форм и названий
клавишных инструментов, их насчитывались десятки. Однако на
самом деле основных типов клавишно – струнных инструментов
было всего два: клавикорд и клавесин. Каждый имел свои
достоинства и недостатки. Клавикорд, например, обладал мягким,
нежным звуком, силу которого можно было по желанию
исполнителя менять. Но звук клавикорда был так тих, что в
большом помещении абсолютно терялся. Два струнных
инструмента полностью заглушали его.
Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. Звук
клавесина – ясный, четкий, определенный, намного сильнее звука
клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался
неизменным. Вот и получалось, что в то время, как на любом
струнно-смычковом или духовом инструменте можно было без
труда усиливать или уменьшать силу звука, клавесинисту это
было недоступно…
Слушаем произведение И.С.Баха (прелюдия – клавесин)
Видеофрагмент Бах за клавесином (просмотр)
Возможности клавесина были ограничены, что сказывалось на
силе звука, на протяженности и поэтому возникла необходимость в
усовершенствовании инструмента. Этим инструментом
впоследствии стало фортепиано. В 1709 году итальянец
Бартоломео Кристофори, хранитель коллекции клавесинов принца
Фердинандо Медичи, изобрел клавишный инструмент, который
назвал «Гравичембало коль пиано е форте»,что значит «клавесин с
тихим и громким звуком». Это и было первое фортепиано. Чуть
позже, независимо от Кристофори, фортепиано(или «пиано-
форте»,как эти инструменты поначалу называли) появились и в
других странах Европы. Великий Себастьян Бах, познакомившись
с первыми образцами фортепиано, нашел в них существенные
недостатки. В высоком регистре звук их слаб, заключил он, и
играть на них трудно. И.С.Бах использовал фортепиано лишь в
одном из своих поздних творений – в «Музыкальном
приношении». Бах даже был знаком с инструментом, который
получил название «королевский». Это был рояль. Первым, кто
сыграл на нем в Потсдаме, был И.С.Бах. (рояль Зильбермана).
- Какой известный инструмент напоминает форма рояля?
(Слушаем «Токкату и фугу» ре минор И.С.Баха в исполнении
фортепиано). (Можно взять фрагменты, не называя произведение.)
Слушаем произведение И.С.Баха в исполнении фортепиано.
Сравните с клавесином.
(слайд 13-15,видеоряд)
И.С.Бах был церковным придворным органистом, писал музыку
для органа и сам исполнял её. (Бах за клавиатурой; Орган в
Арнштадтской церкви Св. Бонифация, на котором играл Бах.)
Германия 16 век. Камерный орган.
Бах был известен как знаток устройства и специалист по
реконструкции органов. Его часто просили проверить или
испытать инструменты с дефектами или после ремонта.
«О, грянь, орган, над головою
И каждого, как светом в полдень,
Навек духовностью наполни…
В век бездуховный и слепой.
Л.Болеславский
«Под орган душа тоскует,
Плачет и поет,
Торжествует, негодует,
Горестно зовет… И.Бунин
Орган-это большой клавишно-духовой музыкальный инструмент.
Действительно, по звуковому богатству и обилию музыкальных
средств, орган занимает первое место среди всех инструментов и
считается царем инструментов.
На сцене концертного зала вы видите фасад органа с частью труб.
Сотни их находятся за его фасадом, располагаясь ярусами вверх и
вниз, вправо и влево, уходя рядами в глубину обширного
помещения
Одни трубы расположены горизонтально, другие – вертикально, а
некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов
число труб доходит до 30000. Самые большие высотой более 10
метров, самые маленькие – 10 мм
Музыка для органа записывается на трех нотоносцах. Два из них
фиксируют партию мануалов, один – для педали. Орган позволяет
тянуть звук, аккорд сколь угодно долго с постоянной громкостью.
Эта его особенность приобрела свое художественное выражение в
возникновении приема органного пункта: при неизменном звуке в
басу мелодия и гармония развиваются. Музыканты на любых
инструментах создают динамическую нюансировку внутри
каждой музыкальной фразы. Окраска звука органа неизменна
независимо от силы удара по клавише, поэтому исполнители
применяют особые приемы для изображения начала и конца фраз,
логики строения внутри самой фразы.
В средние века наряду с большими органами были и маленькие –
регали и портативы.
Регаль (от французского regale) в 16-18 вв. малый переносной
орган с язычковыми трубами без раструбов с бьющими язычками.
Имел 1-4 регистра. Изготовлялся в форме складывающейся книги.
Во время игры Регаль ставили на стол, иногда на ножки.
Употреблялся в придворной, театральной, церковной и домашней
музыке. Портатив (от латинского porto ношу). Буквально -
переносной. Малый переносной орган с 1 мануалом (диапазон 1-2
октавы). Трубы лабиальные. Исполнитель играл на клавиатуре
правой рукой, левой накачивал мех. В Западной Европе получил
распространение в 13 –16 вв. Постепенно инструмент
совершенствовался и к 16 в. приобрел почти современный вид.
Для органа писали полифонические произведения.
- А знаете вы что такое полифония?
Клавесин и фортепиано – различные инструменты, а фортепиано
и орган? Давайте сравним
(Слушаем «Органная прелюдия и фуга ля минор» орган),
фрагмент
Дать определение «прелюдия».
Дать определение «фуги».
-Так какой композитор написал «Органную прелюдию и фугу »?
Свой земной путь И.С.Бах закончил в г. Лейпциге.
…Он сел к органу, медленно погрузил руки в клавиатуру, и
воздух содрогнулся, как от далекого горного обвала. И снова, и
ещё раз, как бы падая по уступам, донеслись глухие раскаты.
Потом медленно, словно раздумывая, он собрал в аккорды этот
сдержанный, нарастающий гул и вдруг стремительно, размашисто
и свободно перешёл в наступление. Он штурмом брал непокорное
время, вторгаясь далеко вперед, туда, в будущее, где имя его
останется навсегда.
Вопрос 1
Что такое прелюдия?
Вопрос 2
Как переводится «фуга»?
Вопрос 3. (клавишно-щипковый, клавишно-ударный, клавишно-
духовой)
ОБОБЩЕНИЕ:
-Какой инструмент был самый любимый у композитора?
Да. «Для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был
орган...». «Не ручей, а МОРЕ ему имя» слова Л.В.Бетховена. (по-
немецки Bach значит ручей). Что же такого необычайного было в
музыке И.С.Баха? Величайшая правдивость выражения
человеческих чувств. Музыка И.С.Баха всегда привлекала
внимание слушателей глубиной философской мысли. Свободно
скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных
школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.
«Музыка лечит душу и тело» - такую надпись можно увидеть на
некоторых старинных итальянских инструментах, а для нашего
урока эта надпись может стать выводом по теме «Небесное» и
земное в музыке И.С.Баха.
Спасибо за работу. Урок окончен.