Конспект урока "Формирование концертно - исполнительских навыков в процессе работы над репертуаром" 3 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение культуры
дополнительного образования детей Шелеховского района
«Центр творческого развития и гуманитарного образования имени К. Г. Самарина»
План-конспект открытого урока
по предмету «Специальность и чтение с листа» ДПОП «Фортепиано».
Провела преподаватель Верпаховская Н. А. с ученицей 3 кл. фортепианного
отделения Гудаевой Яной.
Продолжительность урока: 40 мин.
Тема: «Формирование концертно-исполнительских навыков в процессе
работы над репертуаром».
Этап работы над репертуаром: разучивание новых произведений,
Цели этапа:
Обучающая: освоение новых пианистических приемов исполнения
произведений полифонического и гомофонно-гармонического склада;
Воспитательная: развитие творческих качеств личности путем
включения в исполнительский процесс.
Формы работы на уроке:
Исполнение на инструменте;
Игра в ансамбле с преподавателем;
Показ, демонстрация;
Разъяснение;
Обсуждение, анализ;
Творческая работа, вариационная обработка разучиваемого
произведения.
Используемые технологии:
Технология сотрудничества: ансамблевые формы работы позволяют
активизировать самоконтроль обучающегося, развивают
исполнительскую инициативу, ответственное отношение к результату;
Здоровьесберегающая: выбор форм работы и темпа смены заданий,
обусловленный возрастными и индивидуальными особенностями
личности обучающегося для наиболее интенсивного наполнения урока.
ИКТ: демонстрация на уроке образцов исполнительского искусства для
иллюстрации осваиваемого материала.
Использованное оборудование: 2 фортепиано, ноты, ноутбук, аудио- и
видеозаписи.
План урока:
1. Работа над гаммой ре мажор: гамма на 2 октавы, арпеджии трехзвучные,
длинные на 2 октавы, аккорды трехзвучные - 6 минут;
2. Работа над этюдами К. Черни №№1, 2, 5, 6 под редакцией Г. Гермера (I
тетрадь) – 8 минут;
3. Работа над Прелюдией И. С. Баха ре минор (№5 из сборника «12
маленьких прелюдий», ред. Н. Копчевского) – 18 минут;
4. Работа над навыком чтения с листа, пьеса И. Корольковой
«Колыбельная» - 5 минут;
5. Рефлексия, домашнее задание – 3 минуты.
Содержание урока:
1. Работа над гаммой ре мажор: гамма на 2 октавы, арпеджии
трехзвучные, длинные на 2 октавы, аккорды трехзвучные.
Задачи урока:
1. Вырабатывать навыки физиологически-естественной пианистической
пластики.
a. Подготовить игровой аппарат к исполнению. Контроль грамотной
посадки за инструментом. Упражнения «Крылья», «Репка»,
«Шарик».
b. Активизировать пальцевую работу в пределах 5-пальцевой
позиции. Материал: упражнения «Гном», «Ау», «Подъем»,
«Друзья», в ансамбле с преподавателем, что позволяет
активизировать слух, подготовить к исполнению имитационного
полифонического материала.
c. Отработать технический навык смены позиции, подкладывание и
перекладывание 1-го пальца. Материал: упражнения «Шалаш».
«Зонтик».
d. Работать над закреплением аппликатурно-двигательных
стандартов на материале комплекса гаммы ре мажор левой рукой,
в ансамбле с преподавателем.
2. Вырабатывать стабильное ощущение внутренней пульсации, слышание
сильной доли в двухдольной метрической организации: проработка
технического комплекса гаммы ре мажор в ритмических вариантах
«Мяу», «Буратино», «Прогулка», «Эстафета», в ансамбле с
преподавателем.
2. Работа над этюдами К. Черни №№1, 2, 5, 6 под редакцией Г. Гермера
(I тетрадь).
Цель работы над произведением: выработка концертно-исполнительских
навыков, техническое развитие на материале пьес классического стиля
гомофонно-гармонического склада.
Задачи урока:
1. Проучить мелодическую линию шестнадцатых, добиваться
выразительного гладкого ровного звучания каждой рукой. Для этого
проанализировать мотивное строение мелодии, обсудить
эмоциональное наполнение мотивов, динамический план, указанный
автором.
2. Добиваться стабильного цельного исполнения по нотам 4-х этюдов
подряд (только мелодические линии) с аккомпанементом преподавателя
для создания представления о цельном звучании, подготовить ученицу
к выучиванию наизусть. Использовать момент физической
активности: настройка на равномерную пульсацию стоя
маршировать в пульсе четвертями в темпе исполнения.
3. Работа над Прелюдией И. С. Баха ре минор (№5 из сборника «12
маленьких прелюдий», ред. Н. Копчевского).
Цель работы над произведением: освоение приемов исполнения двухголосной
полифонии с элементами имитации, мелизматики, развитие слуховой и
двигательной координации.
Задачи урока:
1. Проработать мелодическую линию каждого голоса в тактах 15-20 без
мелизмов, добиваться выразительного, эмоционально наполненного
исполнения. Для этого проследить вместе с ученицей движение мотивов
в каждом голосе.
2. Работать над слуховой координацией голосов в тактах 15-20 (без
мелизмов). Проиграть эпизод в ансамбле с преподавателем, услышать
взаимодействие голосов, следить за эмоциональной выразительностью
звучания.
3. Осваивать исполнение мелизмов мордент перечеркнутый и
неперечеркнутый.
a. В тактах 15-20 проследить с ученицей по нотам мелизмы в каждом
голосе, повторить ранее пройденный материал название и
исполнение знаков.
b. Обсудить с ученицей смысловое, стилистическое значение
мелизмов, их роль в эмоциональном наполнении мелодии. Для
этого прослушать музыкальные иллюстрации: исполнение
фрагмента Прелюдии и фуги до-диез минор (ХТК I том) С.
Рихтером (без мелизмов) и Ф. Гульдой мелизмами), проследить,
как изменяется звучание, настроение произведения. Использовать
прослушивание в качестве момента физической активности:
перейти из-за инструмента к столу преподавателя, если удобно
слушать стоя. Предложить сравнить звучание линии голоса в
тактах 15-20 Прелюдии с мелизмами и без них.
c. Проиграть расшифровку каждого знака, поставить техническую
задачу – проучить мелодическую линию с мелизмами, добиваться
гладкого естественного исполнения, четкой артикуляции.
4. Работа над навыком чтения с листа, пьеса И. Корольковой
«Колыбельная».
Задачи:
1. Проанализировать с ученицей произведение по усвоенному ранее
алгоритму:
Просмотреть форму, отметить наличие разделов, реприз;
Отметить темповые и динамические указания, склад партии
каждой руки, штрихи. Предположить характер исполнения, роль
каждой руки;
Просмотреть партию каждой руки, отметить ключ, ключевые
знаки, размер, наличие затакта, преобладающие длительности,
обозначения штрихов и аппликатуры. Сделать выводы о способе
счета, аппликатурно-двигательных приемах для каждой руки.
2. Проиграть пьесу в ансамбле с преподавателем по схеме вижу-слышу-
играю.
5. Рефлексия, домашнее задание.
Ученица называет проработанные произведения, отмечает, что может
повторить и доделать дома. Преподаватель ставит новые задачи:
1. Разучить технический комплекс гаммы ре мажор двумя руками.
2. Закрепить цельное исполнение этюдов №№1, 2, 3, 4 только
мелодические линии шестнадцатых. Проработать медленно по нотам
исполнение двумя руками, сохраняя выразительность мелодии.
3. Прелюдию И. С. Баха (такты 15-20) играть по голосам с мордентами,
добиваться гладкого, выразительного звучания, двумя руками без
мордентов, координировать полифоническое взаимодействие
голосов.