Конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера" 5 класс


Конспект урока по музыке
в 5 классе
Первое путешествие в музыкальный театр.
ОПЕРА
Выполнила:
Алексеева М. С.
Учитель музыки
2013
Класс: 5
II четверть
Тема урока: Первое путешествие в музыкальный театр. ОПЕРА.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: урок - путешествие в театр.
Цель урока: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры
на примере жанра «Опера»
Задачи:
1. Развитие музыкальности, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
2. Освоение музыки и знаний о музыке, в том числе о театре и его истории создания, ее интонационно-
образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка на примере
музыкальных произведений.
3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музык, через прослушивание музыкальных
фрагментов.
Новые понятия: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты, театрон, схена, орхестр,
котурны, корифей, жесты, речь, трагедия, комедии, драматургия, драматург.
Музыкальный репертуар:
«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;
«Лебедь» Сент Санс;
«Хор половецких девушек» Бородин из оп. «КНЯЗЬ ИГОРЬ»
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Распевание «Добрый день!»
2. Актуализация через цветограмму и подход к теме урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы разделились по группам, а значит и оценивать ваши ответы мы будем
тоже по группам, но за правильный ответ вы будите получать нотки, которые сами будите
располагать на своём нотоносце в любом порядке. Чем больше будет правильных ответов, тем
длиннее и интереснее будет впоследствии проигранная мелодия, состоящая из этих ноток.
Ребята, мы всегда анализировали прослушанное произведение, определяя его характер, темп,
динамику, а сегодня мы попробуем подойти к этому заданию более творчески, тем самым,
ознакомиться с новым методом анализа произведения и проверить свои творческие возможности.
Сегодня мы разделились на 3 творческие группы, у каждой группы есть цветные карточки. Я
специально не дала их каждому, чтобы вы могли, высказывая каждый своё индивидуальное мнение,
прийти к единому коллективному мнению.
Вам необходимо сначала прослушать несколько отрывков знакомых и незнакомых вам
произведений и оценить их через цветограмму, отложив по порядку каждый цвет.
Звучат фрагменты произведений:
«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
«Лебедь» Сент Санса;
«Полёт шмеля» Римский-Корсаков;
«Хор половецких девушек» Бородин из оп. «Князь Игорь»
«Славься» хор из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Учитель: Вы прослушали фрагменты произведений. Заслушаем мнение ваших команд. Какого цвета
у вас ваши произведения?
Красный - возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат эмоциями.
Жёлтый цвет – тёплый, бодрящий, веселый, привлекательный.
Оранжевый – весёлый, жизнерадостный, пламенный.
Зелёный цвет – спокойный, создаёт приятное, мирное настроение…
Синий цвет – спокойный, но серьёзный, нежный печальный, тоскливый, сентиментальный.
Обсуждение выбранного ответа.
3. Углубление в тему урока.
Учитель: Скажите, пожалуйста, где мы можем услышать столь необычные, серьёзные произведения,
в какой прекрасный мир они могут нас привести?
Ответ: Эти произведения можно услышать в театре.
Правильно. И сегодня мы с вами попадаем в необычный мир театра через удивительное
волшебное путешествие, в мир ОПЕРНОГО ТЕАТРА.
Сегодня мы с вами с вами познакомимся с историей театра на примере сравнения театра прошлого
и настоящего, а новые термины мы выпишем с вами в таблицу и в конце просмотренной презентации
мы эти слова распределим на группы. В первую группу войдут слова, ушедшие в прошлое и не
встречающиеся в настоящее время, а ко второй группе мы отнесём слова, которые претерпели
изменения и остались по сей день в нашей речи.
Учитель: Что же, по-вашему, мы можем назвать музыкальным театром?
Ответ: Музыкальный театр - это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт
музыка.
Что можно увидеть в музыкальном театре?
Оперу и Балет, драму, оперетту, мюзикл, сатиру и т.д..
Что такое ОПЕРА?
ОПЕРА – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица
ПОЮТ. Вспомните 3 кита в музыке и назовите того кита, который смело нам открывает этот
удивительный мир оперы.
Ответ: этот кит – ПЕСНЯ.
Сможете ли вы угадать герои какой оперы изображены на картинке?
Ответы: «Иван Сусанин» Глинка и «Борис Годунов» Мусоргский.
Какой же он был раньше театр?
РАССКАЗ О ТЕАТРЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Греческие мифы были основой для театральных зрелищ, которые постепенно переросли в
важный вид искусства
Т Е А Т Р.
Театр зародился в Древней Греции
- Что такое «театр»?
(по словарю переводится как «место для зрелищ» и вид искусства на сцене) Зрелища, на
которые собирался почти весь город, все свободные граждане Афин, имели очень большое
значение.
А как же выглядело театральное помещение в Древней Греции?
Каково было его устройство?
О том, как был устроен театр в Древней Греции, говорят уцелевшие во многих местах
театральные сооружения. Их вместимость была довольно внушительная. Афинский театр
Диониса вмещал, например, около 17 тысяч зрителей.
Древнегреческий театр напоминал скорее театральный стадион.
Представление шло под открытым небом, на круглой площадке ОРХЕСТРЕ. Помещение,
откуда актёры выходили на орхестру,
называлось СХЕНА.
Скамьи для зрителей вырубали прямо на каменистых склонах холма, у подножия
которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков
ТЕАТРОН.
- Как сейчас называется место для игры актеров? (СЦЕНА - очень похоже на древнегреческое
слово СХЕНА – «возвышение»).
Искусство актера в древнегреческом театре
Актеры в Древней Греции выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа
(царь, герой, женщина и т. п.), либо душевное состояние (радость, горе, надменность, отчаянье и
т. д.) и в париках.
1. Женские роли играли мужчины. Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для
этого надевал обувь на высокой подошве – КОТУРНЫ.
2. Кроме актеров в спектакле участвовал ХОР, возглавляемый КОРИФЕЕМ.
хор поддерживал героя в его правой борьбе, осуждал его за ошибки, гневно корил за
преступления, впадал в отчаянье при бедствиях, рыдал над погибшим. Но во всех случаях хор
выражал мнение народа, публики, ведь хор состоял из граждан Афин и был как бы символом
живого участия народа в представлениях.
В древнегреческом театре почти не было декораций. Вся эта скромность изобразительных
средств (костюмы, маски, парики, отсутствие декораций и т. д.) существовала потому, что
искусство в древнегреческом театре в основном опиралось на слуховое и зрительное восприятие
актерского мастерства. И главными средствами выразительности были ЖЕСТЫ, РЕЧЬ,
Представления древнегреческого театра были «думой о жизни», здесь, на орхестре
совершались важные захватывающие события, сталкивались мощные характеры.
О представлениях древнегреческого театра
На сцене проходили два вида представлений.
ТРАГЕДИЯ изображает на сцене такие события, когда герой борется со злыми силами и
погибает.
КОМЕДИЯ изображает на сцене такие события, которые
вызывают смех.
Все эти понятия являются частями одного целого и называются – ДРАМАТУРГИЯ, т. е.
литература для театра.
ДРАМАТУРГ это автор, создающий литературу для театра.
Театр в Греции учреждение государственное. Власти придают большое значение его
воспитательной роли, драматурги пишут пьесы не ради гонорара, а ради славы и почета. Плата за
вход в театр очень низкая.
А какой же он сейчас театр - современник?
4. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.
В начале урока мы прослушали музыкальные фрагменты.
Учитель: А кто исполнил эту музыку?
Дети: Исполнили музыкальные инструменты.
Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Дети отвечают.
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные
произведения.
Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?
Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
(На доске появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: Осторожные, мягкие...
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить
какую по характеру музыку исполняет оркестр. (ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)
Учитель: Многие произведения исполняются хором, есть те, которые исполняются сольно, дуэтом,
трио ми т. д.
Я предлагаю для разучивания и исполнения отрывок из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Учитель: А сейчас я попробую воспроизвести созданную вами мелодию на нотоносце, и кто знает,
может быть, кто-нибудь станет в жизни композитором и эта мелодия станет началом его
творческого пути.
5. Подведение итога урока, рефлексия.
Выставление оценок.