Методическая разработка "Полифонические произведения И.С. Баха в младших классах"


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»
города Железногорска Курской области
Методическая разработка
«Полифонические произведения И.С. Баха в
младших классах»
Подготовила:
Преподаватель
МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»
Кулешова Светлана Сергеевна
г. Железногорск
2016 г.
Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной
которой является творчество И.С.Баха, - непременное условие гармонического
развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста.
Общепризнано, что изучение Баха одна из труднейших проблем
музыкальной педагогики. Действительно, многие препятствия стоят на пути к
выразительному и стилистически верному исполнению музыки великого
композитора.
Судьба баховских сочинений оказалась необычной. Не оценённый при
жизни и вовсе забытый после своей смерти, автор их был признан как
гениальный композитор спустя, по меньшей мере, три четверти века. Но
пробуждение интереса к его творчеству произошло уже в резко изменившихся
культурно-исторических условиях, в период бурного развития фортепианной
музыки и господства в ней романтического стиля. Не случайно произведения
композитора интерпретировались в это время с позиций, абсолютно чуждых
его искусству. Модернизация творчества Баха на манер романтической музыки
19 века стала почти узаконенным явлением. Дань этой традиции отдал К.Черни
и многие другие музыканты. Новое отношение к творчеству Баха,
ознаменованное стремлением освободить его от чужеродных примесей и
передать его подлинный облик, сложилось только в конце 19 века. С тех пор
изучение музыкального наследия композитора было поставлено на прочный
фундамент научно-исторического анализа.
Искусство Баха выросло на основе устойчивых традиций и подчинено
строгой системе законов и правил. Но это не означает, что сочинения
композитора не нуждаются в оригинальной, индивидуальной трактовке.
Стремление по-новому исполнить Баха, если оно выражается в поиске
стилистически верных красок, можно только приветствовать. Природа
клавирных сочинений Баха такова, что без активного участия интеллекта
выразительное их исполнение невозможно. Они могут стать незаменимым
материалом для развития музыкального мышления, для воспитания
инициативы и самостоятельности ученика, более того,- ключом к пониманию
иных музыкальных стилей.
Начальные годы обучения в детской музыкальной школе оказывают такое
глубокое воздействие на ученика, что период этот справедливо считается
решающим и самым ответственным этапом в формировании будущего
пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, в том
числе и к полифонической.
Лучшей путеводной нитью в мире музыки для ребёнка является песня:
первоклассник охотно поёт знакомые песни, с интересом слушает пьески,
которые играет ему педагог. Мелодии детских и народных песен в легчайшем
одноголосном переложении для фортепиано самый доходчивый по своему
содержанию учебный материал для начинающих. Песни следует выбирать
простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной
выразительностью, с чётко выраженной кульминацией. Затем постепенно
привлекаются и чисто инструментальные мелодии. Таким образом, с первых
шагов в центр внимания ученика ставится мелодия, которую он с начала
выразительно поёт, а затем учится так же выразительно «петь» на фортепиано.
Певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится
на сочетание двух таких же мелодий в лёгких полифонических пьесах. В
естественности этого перехода – залог сохранения интереса к полифонии в
будущем. Полифонический репертуар для начинающих составляют лёгкие
полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и
понятные детям по своему содержанию. В таких пьесах ведущий голос, как
правило, верхний, нижний же (подголосок) лишь дополняет, «раскрашивает»
основной напев. Примером могут служить пьесы: «Ах ты, зимушка-зима», « На
горе, горе». Здесь можно познакомить учащихся с необходимыми приёмами
работы над полифонией (ученик играет один голос, педагог - другой, один
голос поётся, другой исполняется на фортепиано). Играя с педагогом в
ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчётливо ощущает
самостоятельную жизнь каждого из них, но и слышит всю пьесу целиком в
одновременном сочетании обоих голосов.
Работая над подголосочным видом полифонии, ученик с первых лет
обучения параллельно знакомится с миниатюрами танцевального жанра
композиторов 17-18в. Репертуар для этого можно найти в сборниках лёгких
старинных пьес под редакцией Н.Юровского, в сборнике под редакцией С.
Ляховицкой. В пьесах такого жанра используются приёмы контрастной
полифонии, что делает их популярными в педагогическом репертуаре.
Изложение обычно двухголосное, основную мелодию ведёт верхний голос,
всегда разнообразный по артикуляции, ритму, интонациям. Нижний голос
менее выразителен в интонационном отношении, но имеет самостоятельную
линию. Эти коротенькие пьесы отличаются изяществом и законченностью. Они
воспитывают чувство стиля, вырабатывают осмысленное исполнение штрихов,
самостоятельность рук, готовят учеников к более сложной классической
полифонии. В качестве примеров таких пьес можно привести следующие: Б.
Гольденвейзер «Пьеса», Ж. Арман «Пьеса», Н. Дауге «Колыбельная». Пьесы
старинных композиторов включены в различные Школы и Хрестоматии. Не
следует проходить мимо этих маленьких шедевров. На них ученик делает шаг к
исполнению более сложных полифонических пьес И.С.Баха.
Дальнейшее знакомство учеников с контрастной полифонией продолжает
бесценный сборник пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Сборник
состоит из разных по жанру пьес (менуэты, полонезы, марши) и ориентирован
по степени трудности на 2-3 классы ДМШ. Пьесы отличаются богатством и
разнообразием мелодий, ритмов, различны по настроению. Особенно хочется
выделить менуэты. Одни из них грациозны, жизнерадостны, другие задумчивы,
печальны, иные отличаются гибкими, напевными мелодиями. Все пьесы
сборника помогают вырабатывать у учеников осмысленное, выразительное
исполнение штрихов, добиваться контрастной характеристики голосов,
достигать единства формы. Прежде чем начать прохождение пьес, хорошо бы
познакомить ученика с историей создания сборника, применительно к детскому
восприятию рассказать о старинных танцах где, когда их танцевали, как в
мелодических оборотах отразились те или иные движения танцующих
(глубокие поклоны, приседания, реверансы). Следует отметить, что все танцы
построены на бытовом материале и предназначались для учебных целей.
Необходимо помнить, что именно на таких пьесах строится основательная,
последовательная подготовка к пониманию баховских мелодий, интонаций,
штрихов. Поэтому педагогам следует серьёзно отнестись к изучению этого
сборника.
Что должен знать педагог:
1. Задавая пьесу, педагог должен быть уверен, что она по силам ученику,
что он поймёт её смысл.
2. Прежде чем дать задание разбирать пьесу, необходимо проверить
аппликатуру, штрихи, фразировочные лиги.
3. Сыграть несколько раз пьесу. Раскрыть её содержание, определить
характер, направить внимание ученика на различие мелодических линий
в партии правой и левой руки. Затем объяснить фразировку и
артикуляцию каждого голоса. После этого начать разбирать текст в
классе. Без разбора на уроке, без детального разъяснения задавать
самостоятельный разбор пока не целесообразно.
4. На следующем уроке проверяется разбор первой половины пьесы.
Педагог обращает внимание на точное и выразительное исполнение
штрихов, певучесть звука.
5. Одновременное звучание двух голосов ученик должен услышать в
ансамблевой игре с педагогом, что даёт возможность воспринимать пьесу
целиком.
6. Не торопиться соединять две руки. Ученик должен грамотно и свободно
играть каждый голос.
7. Как бы хорошо не играл ученик пьесу, он должен проигрывать отдельно
каждый голос, иначе зачастую рельефность голосов исчезает.
Пройдя ряд пьес из «Нотной тетради», ученик знакомится с простейшими
проявлениями полифонического мышления. Здесь начинает формироваться
слуховая база, налаживается координация рук. На начальном этапе главное не
спешить, двигаться постепенно, так как только последовательное усложнение
текста развивает мастерство. Каждое задание должно быть посильно и понятно
ученику. Желательно продуманно, индивидуально подбирать полифонический
репертуар, это часто играет решающую роль в развитии интереса к полифонии.
Необходимо помнить, что работа над полифонией должна вестись
систематически, а не от случая к случаю, и не забывать о методах работы над
ней.
Работая над полифонией Баха, педагог должен рассказать о
существовании различных редакций. Надо понимать, что ни одна из них не
является обязательной для исполнения. Указания редакторов должны
рассматриваться как один из возможных вариантов трактовки текста. Из
редакций «Нотной тетради» можно отметить следующие: А. Лукомский. «И.С.
Бах. Двенадцать маленьких пьес». Достоинством её являются лиги,
отмечающие разнообразие штрихов, хорошая аппликатура. Редакция
Л.И.Ройзмана единственное полное советское издание «Нотной тетради».
Главное его достоинство точный авторский текст, почти все исполнительские
указания верно отражают характер творчества Баха. Каждая пьеса снабжена
словесными пояснениями. И главное достоинство этой редакции помещённая
в сборнике таблица расшифровки встречающихся в пьесах сборника мелизмов,
которую И.С.Бах вписал в тетрадь сыну Вильгельму Фридеману. Редакция Б.
Бартока – венгерское издание тринадцати пьес из «Нотной тетради», где далеко
не всё можно рекомендовать. Не смотря на отличную фразировку, редактор
несколько романтизирует характер пьес. Редакция И.А. Браудо замечательное
пособие для изучения музыкального языка И.С. Баха. В его «Полифоническую
тетрадь» входит восемь танцев. В них динамически обозначен каждый голос,
цезуры между фразами, мотивами обозначены чёрточкой, аппликатура удобна.
Все мелизмы расшифрованы в конце сборника, там же даны разъяснения по
каждой пьесе. Темпы, указанные к каждой пьесе, обозначены по метроному.
При работе над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с
мелизмами, этим неотъемлемым атрибутом музыки 17-18 веков, в которой
орнаментика была важнейшим художественно-выразительным средством. О
том, какое принципиальное значение придавал ей Бах, свидетельствуют его
предисловия к собственным сочинениям. В них он помещал таблицы с
расшифровкой мелизмов. При взгляде на таблицу бросаются в глаза три
момента:
1) исполнять мелизмы Бах рекомендует (за отдельными исключениями)
за счёт длительности основного звука;
2) все мелизмы начинаются с верхней вспомогательной ноты (кроме
перечёркнутого мордента);
3) вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях
диатонической гаммы, не считая тех случаев, когда знак альтерации указан
самим композитором – под знаком мелизма или над ним.
Лишь обстоятельно изучив основные приёмы исполнительства 17-18
веков, можно найти в результате и свою собственную стилистически верную
трактовку мелизмов.
В заключении хочется сказать, что творчество Баха по самой своей
природе непосредственно обращено к нашей интеллектуальной сфере. Для
понимания полифонических произведений композитора нужны специальные
знания, нужна рациональная система их усвоения. И от того как педагог
преподнесёт эти знания, какие методы в работе над полифонией он будет
использовать, зависит восприятие учеником этого непростого стиля в музыке.
Изучение пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» это первая ступень
на пути к более сложным произведениям Баха, таким как «Маленькие
прелюдии и фуги», «Инвенции и симфонии», «Хорошо темперированный
клавир».
Список используемой литературы.
1. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М.: Издательский дом «Классика
XXI», 2007. 192 с.
2. Как научить играть на рояле. Первые шаги / Сост.: С.В. Грохотов. М.:
Издательский дом «Классика – XXI», 2006. 220 с.
3. Как исполнять Баха / Сост.: М.С. Толстоброва. М.: Издательский дом
«Классика – XXI», 2007. 208 с., ил.
4. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. 2-е изд., испр. Л.:
Музыка, 1988. 160 с., нот.