Конспект урока "Жанр семейного романа в мировой литературе на примере двух произведений" 11 класс


1
Конспект урока литературы
(внеклассного чтения) в 11 классе
учителя МБОУ «СОШ №45»
Мартыновой Марии Владимировны
Тема: Жанр семейного романа в мировой литературе на примере двух
произведений «Дело Артамоновых» М. Горького и «Будденброки. История
гибели одного семейства» Т. Манна.
Тип урока:
- урок изучения нового материала
Цели урока:
- Познавательная. Показать особенности жанра семейного романа в мировой
литературе.
- Развивающая. Способствовать развитию у учащихся аналитического
мышления, умения рассуждать и делать выводы.
- Воспитательная. Способствовать воспитанию в учащихся любви к чтению,
укрепить у учеников понятие родовой памяти (памяти поколений), побудить
учеников к размышлениям об отношениях в их семьях; способствовать
формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к
родителям; прививать ответственность за собственную семью.
Оборудование: книга «Дело Артамоновых» М. Горького; книга
«Будденброки. История гибели одного семейства» Т. Манна,
мультимедийная презентация, отрывки их х/ф «Будденброки» (Германия,
2008) и «Дело Артамоновых» (СССР, 1941).
Оформление урока:
Выставка книг, посвященных жанру семейного романа Угрюм река»
В.Я.Шишкова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Война и мир» Л.Н. Толстого,
«Анна Каренина» Л.Н. Толстой, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси). Авторы
представленных книг уделяют внимание изображению истории семьи,
семейных традиций, процессу формирования личности, а также
осуществлению связей человека с окружающим миром. Автор каждой книги
2
пишет историю семьи, которая развивается или приходит к упадку на фоне
непростых времен.
Эпиграфы:
«В семье все должны стоять друг за друга, иначе беда постучится в двери».
Томас Манн «Будденброки:
История гибели одного семейства»
«Дело разрасталось, разрасталась и семья Артамоновых».
Максим Горький «Дело Артамоновых»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель приветствует детей. Дает рабочее распоряжение записать в тетради
число.
Затем обращает внимание учеников на эпиграфы, выведенные на слайде.
Один из учеников читает первый эпиграф, затем второй.
Учитель: Мы только что прочитали эпиграфы к нашему уроку. Можно ли
догадаться чему будет посвящен урок?
Ученики: Да, теме семьи. Ведь в каждом эпиграфе его автор упоминает о
семье.
Учитель: Верно. А известны ли вам данные авторы?
Ученики: Мы знаем Максима Горького. Второй автор нам неизвестен.
Учитель: Как раз сегодня мы с ним и познакомимся. А тема нашего урока
звучит так: «Жанр семейного романа в мировой литературе на примере двух
произведений «Дело Артамоновых» М. Горького и «Будденброки. История
гибели одного семейства» Т. Манна».
Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве двух совершенно разных
писателей, которые жили в одно время, но в разных странах. Один из них
наш русский писатель, который был 5 раз номинирован на Нобелевскую
премию по литературе (в 1918-м, 1923-м, 1928-м, 1930-м и, наконец, в 1933-
м) и всем вам давно знакомый Максим Горький, другой писатель - мастер
3
эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929),
имевший несколько гражданств, но живший и писавший в Германии Томас
Манн.
II. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока это жанр семейного романа на примере двух
произведений. Но прежде чем говорить о произведениях и их творцах, стоит
разобраться с понятием семейного романа.
Тип романа-эпопеи, который называется роман - семейная хроника
чрезвычайно характерен для западноевропейской литературы первых
десятилетий 20 века. В нем присутствуют все свойства биографической
эпопеи, то есть чрезвычайно широкий фон, на котором действуют
персонажи. И принципиальная задача автора это не только рассказ о
жизненных перипетиях одного или нескольких человек, если речь идет о
семье, но и рассказ об исторических судьбах, о развитии истории, о
процессах в общественной жизни стран или страны. И рассказ о жизни семьи
оказывается очень удобной формой рассказа о жизни общества, так как
"семья ячейка общества" (Энгельс). Из этого тезиса исходит Т. Манн и
многие другие писатели этого времени, когда создают истории жизни каких-
то семей, которые становятся удобной формой рассказа о жизни мира,
общества, страны. Это более глубокая структура, чем роман-биография, так
как в семье много людей, у каждого своя судьба, несколько поколений.
Именно такую форму повествования выбрали писатели, с чьими
произведениями мы с вами сегодня познакомимся.
Но прежде чем переходить к романам мы с вами поговорим о самих
писателях.
Ученик (заранее подготовлен) читает доклад, сопровождаемый
иллюстрациями (презентация):
Максим Горький (1868 1936) знаменитый русский писатель и драматург, автор
произведений на революционную тематику, основоположник социалистического
реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Много лет провел в
эмиграции.
4
Ранние годы
Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столярА.
Настоящее имя Максима Горького Алексей Максимович Пешков. Родители его рано
умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом.
Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной
поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен
стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».
Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель
был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь, чем только придется.
Обучение и начало литературной деятельности
В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище.
Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887
год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он
пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.
Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор
полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.
Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем,
опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли
писателю известность.
В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом
Толстым.
В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по
приказу Николая II вскоре признано недействительным.
К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895),
пьесы «Мещане» (1901) и «На дне»(1902), повести «Детство» (19131914) и «В людях»
(1915—1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925—1936), который автор так и не
закончил, семейной роман «Дело Артамоновых» (1925), а также многие циклы рассказов.
Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка»,
«Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном
детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из
бедных семей, выпускал детский журнал.
Эмиграции, возвращение на родину
В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию,
где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию.
Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в
издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за
обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина, и разногласий с властью вновь
уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.
Последние годы и смерть
На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и
журналы.
Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при
загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и
многие в этом обвиняли Сталина. Однако эта версия так и не подтвердилась.
Второй ученик (заранее подготовлен) знакомит всех присутствующих с
биографией Т.Манна:
Томас Манн - выдающий немецкий писатель, автор эпических полотен, лауреат
Нобелевской премии по литературе, наиболее именитый представитель семейства
Маннов, богатого на творческие таланты. Родился 6 июня 1875 г. в Любеке. В 16-летнем
возрасте Томас оказывается в Мюнхене: туда семья переезжает после смерти отца - купца
и городского сенатора. В этом городе ему предстоит жить до 1933 г.
Окончив школу, Томас устраивается в страховую компанию и занимается журналистикой,
намереваясь последовать примеру брата Генриха, в ту пору начинающего писателя. На
5
протяжении 1898-1899 гг. Т. Манн редактирует сатирический журнал «Симплициссимус».
К этому времени относится первая публикация - сборник рассказов «Маленький господин
Фридеман». Первый роман «Будденброки», повествующий о судьбе купеческой
династии и носивший автобиографический характер, - сделал Манна знаменитым
писателем.
В 1905 г. в личной жизни Манна происходит важное событие - женитьба на Кате
Прингсхайм, знатной еврейке, дочери профессора математики, которая стала матерью его
шестерых детей. Такая партия позволила писателю стать вхожим в общество
представителей крупной буржуазии, что содействовало усилению консервативности его
политических взглядов.
Т. Манн поддерживал Первую мировую войну, осуждал общественные реформы и
пацифизм, переживая в это время серьезный духовный кризис. Огромная разница в
убеждениях стала причиной разрыва с Генрихом, и только переход Томаса на позиции
демократии сделал возможным примирение. В 1924 г. увидел свет роман «Волшебная
гора», принесший Т. Манну мировую славу. В 1929 г. он благодаря «Будденброкам»
становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Следующий за награждением период биографии Томаса Манна отмечен увеличением
роли политики в его жизни и в творчестве в частности. Писатель и его супруга не
вернулись в нацистскую Германию из Швейцарии, когда в 1933 г. Гитлер приходит к
власти. Поселившись невдалеке от Цюриха, они много времени проводят в путешествиях.
Власти Германии предпринимали попытки вернуть именитого писателя в страну, а в ответ
на его категорический отказ лишили немецкого гражданства, отняли почетную
докторскую степень Боннского университета. Став сначала подданным Чехословакии,
Манн эмигрировал в 1938 г. в США, где на протяжении трех лет преподавал
в Принстонском университете гуманитарные дисциплины, консультировал Библиотеку
конгресса по вопросам немецкой литературы. На протяжении 1941-1952 гг. его
жизненный путь связан с Калифорнией.
После окончания Второй мировой войны жизнь в США осложнилась тем, что в адрес
увлекающегося идеями социализма Т. Манна звучат обвинения в
пособничестве Советскому Союзу. В Восточной и Западной Германии его встречают
чрезвычайно радушно, однако писатель принимает решение на превратившуюся в два
лагеря родину не возвращаться. В 1949 г. от лица обеих Германий ему была вручена
премия Гете (кроме того, Манна наградили почетными степенями Кембриджский и
Оксфордский университеты).
Наиболее значимыми художественными произведениями этого периода являеются роман
«Доктор Фаустус» и тетралогия «Иосиф и его братья», над которой он работал больше
десяти лет. Последний роман, «Приключения авантюриста Феликса Круля», остался
недописанным.
Летом 1952 г. Т. Манн с семьей приехал в Швейцарию и жил там до смерти в 1955 году.
III. Сравнительный анализ произведений.
Прежде чем начать разговор о романах, стоит обратить ваше внимание на то,
что семейный роман - это не только рассказ о жизненных перипетиях одного
или нескольких человек, если речь идет о семье, но и рассказ об
исторических судьбах, о развитии истории, о процессах в общественной
жизни стран или страны. Таким образом, писатель, выбрав именно этот жанр,
хочет показать исторические события, жизнь всего общества в определенные
6
временные границы, на примере одной семьи (чаще нескольких поколений
одной семьи).
Далее идет лекция учителя:
Роман «Дело Артамоновых» был издан в 1925 году. Но задуман он был еще до
революции, в начале 900-х годов. Это засвидетельствовано самим Горьким.
Вспоминая в книге «Лев Толстой» о своей встрече с Львом Николаевичем в Крыму
в конце 1901 начале 1902 года, М. Горький писал: «Я рассказал ему историю трех
поколений знакомой мне купеческой семьи, историю, где закон вырождения действовал
особенно безжалостно». Л. Н. Толстого очень заинтересовал этот замысел, он сказал: «Вот
это —правда! Это я знаю, в Туле есть две таких семьи. И это надо написать. Кратко
написать большой роман, понимаете? Непременно!» Его заинтересовали и отдельные
персонажи задуманного произведения: «Это очень серьезно. Тот, который идет в монахи
молиться за всю семью,— это чудесно! Это — настоящее: вы — грешите, а я пойду
отмаливать грехи ваши. И другой скучающий стяжатель-строитель,— тоже правда! И
что он пьет, и зверь, распутник, и любит всех, а вдруг убил,— ах, это хорошо! Вот
это надо написать».
«История трех поколений», где «закон вырождения» действовал особенно
безжалостно», «тот, который идет в монахи молиться за свою семью», «скучающий»,
«стяжатель-строитель» все это элементы сюжета и первоначальные наброски
персонажей «Дела Артамоновых».
Позднее Горький в беседе с В. И. Лениным рассказал и ему о своих замыслах.
«Отличная тема, ответил Горькому Ленин, конечно, трудная, потребует массу
времени, я думаю, что Вы бы с ней сладили, но не вижу: чем Вы ее кончите? Конца-то
действительность не дает. Нет, это надо писать после революции».
Горький так и поступил. «Дело Артамоновых» он написал в те годы, когда история
решила судьбу буржуазии.
Хронологические рамки романа определены писателем очень точно. Действие в «Деле
Артамоновых» начинается, как указывает Горький, «года через два после воли», иными
словами, в 1863 году. Последние сцены романа относятся к 1917 году.
На протяжении этого времени писатель развертывает историю трех поколений семьи
купцов и фабрикантов Артамоновых.
В чрезвычайно лаконичной форме, с поразительным мастерством Горький рисует
представителей дома Артамоновых от его возвышения и расцвета до его распада и
гибели.
Глава семьи и зачинатель «дела» Илья Артамонов. В романе ему отведено
сравнительно мало места. Его характеристика служит как бы введением в повествование.
7
Бывший крепостной, Илья Артамонов одарен от природы энергией и предприимчивостью
и еще при крепостном праве становится приказчиком. После реформы, хорошо
награжденный, он приезжает в городок Дремов «свое дело ставить» текстильную
фабрику. В Илье выражены специфические черты русской буржуазии раннего периода ее
развития. В нем есть сила, трудолюбие, железная энергия, еще до конца не разорванная
связь с народом, из недр которого он вышел, и вместе с тем он жесток и безжалостен к
людям.
Энергично вторгается Илья Артамонов в жизнь Дремова, само название которого
символизирует сонную жизнь тихого и застойного захолустья. Но при всей могучей
целостности его натуры и хищной хватке в сознании Ильи Артамонова начинает брезжить
мысль об ущербности и даже обреченности своего дела.
Во втором поколении Артамоновых в сыновьях Ильи, Петре и Никите и в племяннике
его Алексее процесс внутреннего распада, вырождения и гибели развернут в полной
мере.
После смерти отца «хозяином дела» становится Петр. Постепенно и неотвратимо он
превращается из простого парня в собственника—в алчное, преступное, пьяное и
распутное чудовище. Заключительные сцены романа, рисующие Петра, потерявшего
человеческий облик, приобретают символический характер.
Второй сын Ильи Артамонова горбун Никита выражает иные черты в историческом
бытии русской буржуазии. Стремясь вырваться из окружающей его в семье грязи и
подлости, Никита уходит в монастырь. Но Никита уходит в монастырь, не веря в бога. Это
жест отчаяния, бегство от страшной жизни Артамоновых, свидетельство нравственного
банкротства Никиты.
Алексей, племянник Ильи Артамонова, в отличие от Петра ловок, удачлив, красив. Голос
совести не мучает его. Он безоглядно жесток, и жалость ему незнакома. В нем Горький
дает черты представителей новой буржуазии, которая хочет сделать всю Россию своей
вотчиной, подчинить все и вся интересам капиталистической наживы.
В России историческая обстановка сложилась так, что буржуазия начала развивать свою
деятельность и предъявлять свои -требования в ту пору, когда дни капитализма были
сочтены.
Бот почему стремление Алексея Артамонова играть роль политического вождя не
приводит к сколько-нибудь серьезным результатам, и энергия его в конце концов тоже
вырождается в пустословие и бесплодную суету.
Так на людях второго поколения семьи Артамоновых мы видим, как слабеет и угасает
жизненная энергия «хозяев жизни», как роковым я неотвратимым образом вырождается
буржуазия. Этот процесс достигает своего предельного выражения в третьем поколении
8
Артамоновых.
Сын Петра Яков живет бездумной, паразитической, растительной жизнью. Главное, чем
он одержим, — это стремление к покою, сытому, уютному мещанскому покою, без тревог
и волнений. Окружающий мир враждебен ему, он хотел бы укрыться от него в тихую
обитель мещанского благополучия.
Илья Артамонов ходил по земле как хозяин, Петр раб «дела». Яков чувствует себя
гостем на фабрике, гостем докучным и ненужным, от которого вот-вот избавятся
подлинные хозяева земли.
Смерть Якова логический финал этой пустой и ничтожной жизни.
Распад буржуазии проявляется не только в угасании творческой энергии класса, но и в
том, что наиболее честные, жизнеспособные и дальновидные выходцы из буржуазии, по
выражению Горького, «выламываются» из своего класса и либо гибнут, либо уходят в
революцию и становится деятельными ее участниками.
Таким человеком изображен Илья второй сын Петра. Не в пример своему брагу Якову
он с детских лет наделен живым, самостоятельным умом, прямодушием и честностью.
Осознав в полной мере неправду и зло буржуазного мира, Илья Артамонов порвал с ним и
обрел подлинную правду в революции.
Параллельно истории распада и вырождения семьи Артамоновых Горький рисует
историю роста рабочей семьи ткачей Морозовых. Здесь тоже фигурируют три поколения.
На их судьбе Горький прослеживает формирование и развитие политического сознания
русского рабочего класса.
Представитель первого поколения старый ткач Борис Морозов. Ему чуждо понимание
классовых интересов, политических целей пролетариата. К Артамонову он относится с
восторженной покорностью. Недалеко ушел от Бориса Морозова и представитель второго
поколения Иван Морозов, хотя у него уже нет того слепого преклонения перед
хозяевами, которое было у его отца. Новые черты революционного пролетариата со всей
отчетливостью проявились у сына Ивана Захара Морозова. Он вступает в активную
революционную борьбу против мира Артамоновых. Он сознает себя хозяином жизни. Во
время Октябрьской революции он в первых рядах борцов за новый мир,
Так раскрывается идея романа идея исторической закономерности, необходимости и
неизбежности пролетарской революции, обусловленной, с одной стороны, процессом
разложения и распада господствующего класса, а с другой ростом политической
активности, сознательности и организованности пролетариата, возглавляющего широкие
народные массы.
(Для наглядности учитель может изобразить схематично все три поколения семьи
Артамоновых)
9
Смотрим отрывок из фильма «Дело Артамоновых» (СССР,
1941.Восстановлен в 1968)
Произведение Т. Манна впервые вышло в свет значительно раньше романа М.
Горького, в 1901 году (хотя, несмотря на это мы начали с нашего отечественного
писателя).
В романе Томаса Манна «Будденброки» поднимается тема упадка и гибели
буржуазной семьи (как и в предыдущем романе).
Рассказ о жизни купеческой семьи стал повествованием об эпохе, так как
перипетии семейной жизни у Манна оказываются теснейшим образом связаны с ходом
истории. Томас Манн показывает, какое влияние оказывали на частную жизнь
Будденброков реальные события германской жизни - учреждение таможенного союза,
революция 1848г., воссоединение Германии под эгидой Пруссии: "Ну да, Кеппен, твое
красное вино, и еще, пожалуй, русские продукты, не спорю! Но больше мы ничего не
импортируем! Что же касается экспорта, то, конечно, мы отправляем небольшие партии
зерна в Голландию, в Англию, и только. Ах, нет, дела, к сожалению, вовсе не так хороши.
Видит бог, они в свое время шли куда лучше. А при наличии таможенного союза для нас
откроются Мекленбург и Шлезвиг-Голштиния. Очень может быть, что торговля на свой
страх и риск".
Эпиграфом к роману послужили слова: «История упадка одного семейства», но
речь в этом романе идет не об одном семействе и его упадке, а об упадке всей Германии,
на примере одного семейства. В романе показано четыре поколения бюргерства
(охватывает 100 лет). Будденброки - бюргеры. В это понятие Томас Манн вкладывал
особый смысл: с ним у него связаны представления о безукоризненной честности,
прочности семейных и нравственных начал, трудолюбии, чувстве долга. Кодекс
бюргерской морали точно выражен в фамильном девизе Будденброков: охотой верши
дела свои днем, но лишь такие, чтобы мы могли спокойно спать ночью".
Представители разных поколений семьи Будденброков носят отпечаток эпохи, в
которую им довелось жить. Старший из персонажей романа, Иоганн Будденброк,
крупный зерноторговец, поставщик прусских войск во время наполеоновских войн.
Иоганн сын XVIII века и несет на себе отпечатки этой эпохи, а это век просвещения, век
Вальтера и Дидро. Он создал фирму «Торговый дом», которая бурно развивается. Иоганн
добивается успеха и уважения, он физически сильный, здоровый, витальность бьет через
край типичный бюргер. Он вольнодумец вальтерианец, образованный, много
читающий, знающий и интеллигентный. Кодекс чести генетически заложен в этом
семействе: даже ради процветания фирмы его нельзя преступить.
10
Его сын Иоганн Будденброк консул живет совсем в другую эпоху, это XIX век;
постреволюционная эпоха, когда из мира исчезла надежность, стабильность. Он
унаследовал дело отца и успешно управлял торговыми делами. Но у него есть маленькая и
незаметная внутренняя трещина, которая затем проявится в детях. В нем существует
витальность, но не столь явная, как была у отца. Образ консула пройдет через весь роман.
Первые два поколения Будденброков не являются главными в романе. В центре
мы видим третье поколение, представленное детьми Иоганна-консула. Он счастлив в
браке с женой и у них четверо детей - это Антония, Томас, Христиан и Клара. Менее всего
говорится о Кларе, она нехороша собой, религиозна и после замужества умирает от
туберкулеза головы.
Антония - хороша собой, очень мила, у нее легкий характер, она как солнечный
луч. Томас Манн в первую очередь описывает ее наряд, он делает так только с Тони,
описывая вплоть до материала: « маленькая Антония, хрупкая восьмилетняя девочка в
платьице из легчайшего переливчатого шелка…». Суть в том, что Тони исчерпывается
своим внешним обликом, сказать больше нечего. Она была неглубока, та самая глина, из
которой обстоятельства лепят свое подобие. Главная ее цель это служение интересам
фирмы: « А я, конечно, выйду за коммерсанта. Только у него должно быть много денег,
чтобы мы могли устроить дом аристократично и на широкую ногу. Это мой долг по
отношению к семье и к фирме». Судьба подарила ей великую любовь, но она отказалась,
ведь он врач, а не бюргер. Антония выходит замуж рассудочно, а жених наврал, что богат,
и ждет от семьи приданое. Все заканчивается разводом Тони и позором для семьи. После
был второй брак и тоже развод.
Христиан очень противоречивая личность. Как говорится «в семье не без
урода». Его стыдятся, так как он был странным. Он эпатировал респектабельную публику
своими рассказами о том, какой путь проходит пища через его внутренние органы;
говорил всем, что его нервные окончания справа короче, чем слева; жаловался на
изнуряющую муку в левой ноге. Он увлекается театром еще одно недостойное бюргера
занятие; также сходится с проституткой, от которой у него родился ребенок. Христиан
нарушает все законы семьи, но за его внешностью скрывается характер, который
вызывает сочувствие и жалость. Христиан вырывается из бюргерства, он еще не
художник, но уже и не бюргер, он другой.
Главным героем романа является старший сын консула Будденброка Томас. В
его руки переходит вся ответственность за фирму и семью. Он наследник семейного дела
и традиций. Его избирают на должность сенатора. Он известен и пользуется
популярностью, и также как его дед и отец, не преступает семейного кодекса: ему
предлагают продать гнилое зерно, чтобы спасти фирму от разорения, но он не
11
соглашается. Томас живет двумя жизнями: внешней и глубоко скрытой внутренней. Он
окружен любящими людьми, но никто даже не догадывается о его тайной драме: Томас
должен быть тем, кем ему быть ненавистно, ему надо ломать себя. Он получил
бюргерство вопреки желанию и своей натуре. Ему ненавистны торговые дела, но бросить
все это он не может. Даже такой показатель семейного благополучия, как новый дом,
начинает для него ассоциироваться с поговоркой: "Когда дом построен. Приходит
смерть". Чувство ускользающей жизни преследует его…Стараясь быть деятельным
человеком, он все больше теряет интерес к жизни, отдается бесплодной рефлексии: "Кто
же он. Томас Будденброк, - делец. Человек действия или томимый сомнениями
интеллигент?" - задает он себе вопрос. Во имя бюргерства он так же, как и Тони, порывает
со своей любовью. Его жизнь сплошное страдание, потому что он делает не то, к чему
стремится его душа. Затем ему в руки попадает книга, где сказано, что страдание это и
есть жизнь («Мир как воля и представление» Шопенгауэр). И эта внутренняя
раздвоенность убила его – внутренние силы иссякли.
Четвертое поколение представлено сыном Томаса Иоганном или как его
называют Ганно. Он и есть олицетворение художника. Ганно родился очень болезненным
и слабым ребенком, он был воплощением внутренней хрупкости его отца. Он не
приспособлен для реальной жизни. Счастливое время для мальчика это игра на рояле,
самое ненавистное для него – это школа, и когда он заболевает, то это лучшее время.
Через все повествование проходит мотив генеалогического древа - "фамильной тетради",
в которую записываются все важнейшие факты жизни семьи: бракосочетания, рождения
детей, смерти. Тетрадь становится символом преемственности поколений. Устойчивости и
стабильности быта Будденброков. Все события после своего имени, Ганно отвел чертой,
сказав, что дальше уже ничего не будет. И действительно, он умирает в возрасте 13 лет от
тифа и на этом линия Будденброков заканчивается.
В одной из первых глав консул Иоганн бросает характерную реплику: "Нельзя
допустить, чтобы тайная трещина расколола здание, с Божьей помощью воздвигнутое
нами". Мотив "тайной трещины", болезни, деградации проходит через весь роман. В
истории семьи Будденброков буквально нагнетаются разнообразные болезненные
симптомы: изнуряющая "мука" в левой ноге Христиана, человека с "укороченными
нервами", туберкулез мозга Клары Будденброк, долгая и мучительная агония консульши -
матери Томаса, смерть самого сенатора Томаса Будденброка, последовавшая после визита
к зубному врачу. Наконец описанная со всеми медицинскими подробностями смерть от
тифа, постигшая маленького Ганно, - все это вместе образует "историю болезни" семьи
Будденброков.
12
Таким образом, конфликт заключается в том, что из поколения в поколение Будденброков
растут утонченность, культура, душевная раздвоенность героев, их неспособность
удовлетворяться только "делом" и семейной жизнью. Как результат - все более явственное
их отчуждение от общества, несоответствие их поведения сословной морали. В своем
романе Манн показывает будущее Германии. Уходят достойные люди и на смену
приходят подлецы вроде Хагенштремов, которые олицетворяют грубость,
необразованность и единственное чем они руководствуются это выгода. Вот вся
дальнейшая перспектива. На примере одной семьи он показывает крах целой страны.
Этим произведением он предрекает события 1914 года – Первая мировая война.
(Для наглядности учитель может изобразить схематично все четыре поколения семьи
Будденброков. Также можно ввести понятие «реализм» в творчестве Манна и Горького)
Смотрим отрывок из фильма «Будденброки» (Германия, 2008)
Учитель: Таким образом, какой можно сделать вывод? В чем сходство этих
двух романов?
Ученики: Оба романа повествуют о вырождении большой семьи, которая
некогда была могучей и сильной. И как бы первое поколение ни старалось
накопить деньги или преумножить капитал для будущего, все равно все идет
крахом. По большей части все это происходит из-за того, что герои живут в
разные эпохи, в разное время, поэтому и желания у них разные. В этом и
заключается вся трагедия, они чувствуют, что не должны подвести своих
праотцев, но в тоже время, ничего не могут с собой поделать, они не могут
тратить свою жизнь на бесполезные, как им кажется, занятия. Каждый
представитель семьи носит на себе отпечаток того времени, в котором ему
было суждено родиться и жить.
IV. Проверка усвоения знаний.
Давайте теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал урока.
Вам будет предложено несколько вопросов, вы должны будете ответить на
них. Желательно, не подглядывая в тетради.
1. Что такое жанр семейного романа?
2. Как называется семейный роман М. Горького?
3. Сколько поколений одной семьи показано в романе?
4. Как называется семейный роман Т. Манна?
5. Сколько поколений одной семьи показано в романе?
13
V. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, что нового для себя вы узнали?
Ученики: Мы узнали немного больше о творчестве Горького и прочитали
его произведение, которого нет в школьной программе. Узнали о жанре
семейного романа и, конечно же, о новом для нас писателе, которого в школе
не изучаем. Также, на выставке книг, мы присмотрели для себя ряд книг,
которые стоит прочитать на ближайших каникулах.
Учитель: Какие впечатления остались после прочтения романов?
Заметили ли вы сходства?
14
Список литературы:
1. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и
культуре. М.: Советский писатель, 1990. С. 400. ISBN 5-265-
02154-X
2. Горький М. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. - СПб.: Изд-
во З.И. Гржебина, 1919. - 58 с
3. Биография М.Горького http://all-biography.ru/alpha/g/gorkij-maksim-
gorky-maxim
4. Биография Т.Манна http://www.wisdoms.ru/avt/b147.html
5. Адмони В., Сильман Т. Томас Манн. – Л., 1960.
6. Кургинян М. Романы Томаса Манна. –М ., 1975.
7. Манн Т. Будденброки . – Л., 1953.