Презентация "Всеволод Михайлович Гаршин" 5 класс


Подписи к слайдам:

  • «Всеволод Михайлович Гаршин»
  • (биография и литературное
  • творчество)
  • Презентацию подготовила
  • ученица 5А класса
  • Бондарец Арина

  • Имя при рождении: Всеволод Михайлович Гаршин Дата рождения: 2 (14) февраля 1855 Место рождения: Екатеринославская губерния Дата смерти: 24 марта (5 апреля) 1888 (33 года) Место смерти: Санкт-Петербург Род деятельности: писатель, критик

Род Гаршиных — старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.

  • Род Гаршиных — старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.
  • Детство провёл в военной среде (отец
  • Михаил Егорович Гаршин (1817—1870)
  • был офицером). Уже ребёнком Гаршин
  • был крайне нервным и впечатлительным,
  • чему способствовало слишком раннее
  • умственное развитие (впоследствии страдал
  • приступами нервного расстройства).
  • Учился в Горном институте, но не закончил его.
  • Война с турками прервала его занятия: он
  • поступил добровольцем в действующую
  • армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку,
  • отдался литературной деятельности.
  • В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.

  • 19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание.
  • Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.

  • В. М. Гаршин.
  • Портрет работы
  • И. Репина (1884)

  • На литературное поприще Гаршин выступил в 1876 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В рассказе ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком.
  • Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус». Герой рассказа «Трус» последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
  • Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.
  • В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.

  • В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира.
  • Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Сигнал», «Сказание
  • о гордом Аггее» «Лягушка-путешественница», где гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора.

  • Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости.
  • Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
  • Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
  • Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»).

  • Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог изображать Гаршин, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.
  •  В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы.
  • Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

  • «Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов.
  • От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…
  • Спасибо за внимание!