Литературный вечер "«Дань писателю», посвященный жизни и творчеству А. П. Чехова" 10 класс


Литературный вечер
«Дань писателю»,
посвященный
жизни и творчеству А.П. Чехова.
Цель: расширить представление уч-ся о личности писателя;
показать современность и актуальность его произведений в наше
время;
Задачи: формировать интерес к произведениям А.П. Чехова, особенностям его
драматургии;
воспитывать на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его
творчеством в уч-ся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную
позицию;
развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности,
эстетический вкус.
Оформление: на экране – портрет А.П. Чехова и запись эпиграфа:
«Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни
и вообще на земле».
А.П. Чехов.
План проведения:
1.Вступление и заключение – монологи из рассказов А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»,
«Крыжовник».
2. Выступление чтецов – ведущих вечера течение всего вечера).
3. Инсценировки из рассказов А.П. Чехова : «Медведь»,
Разработала
зав. библиотекой
Дубченко Е.А.
Содержание.
Звучит музыка, медленно затихая. Слышится мелодия скрипки, нежная и
волнующая. На фоне мелодии, медленно выходя, уч-ся в роли Чехова произносит
монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда»:
- И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем
люди всегда делают не то, что нужно? Зачем бранился всю жизнь, рычал, бросался с
кулаками, обижал жену и, спрашивается, с какой надобности давеча напугал и оскорбил
бедного Ротшильда? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие
убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную
пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку
только один раз, проходит без пользы?
Вступление. Родился Антон Павлович Чехов 17 января (по старому стилю) 1860
года в Таганроге. Дед его был крепостным крестьянином Воронежской губернии. С
большим трудом за три с половиной тысячи рублей (сумма по тем временам огромная)
Егор Михайлович (так звали дедушку) выкупился у помещика. Не от этих ли корней
появилось у А.П. обостренное чувство справедливости, независимости и глубочайшего
уважения к человеку?
Братья Антона Павловича тоже были людьми весьма одаренными, но признавали
первенство брата.
Мальчиком он учился в местной гимназии, мало располагавшей к развитию
талантов. После вынужденного переезда обедневшей, всем задолжавшей семьи в
Москву, Антоша начал писать свои первые юношеские пьесы, а в 1879 году поступил на
медицинский факультет Московского университета. В 1880 году он напечатал в
журнале «Стрекоза» первый свой юмористический рассказ. Редакция сочла, что рассказ
написан «недурно», и предложила гонорар в размере 5 копеек со строки. В это же время
начинающий писатель работал в земской больнице. А, закончив университет, стал
заниматься врачебной практикой и одновременно печататься в московских и
петербургских журналах и газетах, вышел первый сборник его рассказов. В это время у
юного врача появились первые признаки заболевания легких.
1 Ведущий. За короткую жизнь А.П.Чехов в своих рассказах и повестях сумел
отобразить почти все стороны российской действительности 80 – 90-х годов прошлого
века. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых
прославленных русских писателей.
И «малая форма», то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом,
но с очень глубоким содержанием, удалась особенно Чехову. Он общепризнанный
мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.
2 Ведущий. Чехов поражает читателя достоверным воспроизведением жизни
простых людей, их стремлений, их судеб. Язык Чехова доходчив. Предельно
правдоподобен. Он изображал жизнь многообразного «среднего» слоя в социальном
укладе России, который занимал место между привилегированным дворянством и
бесправным крестьянством; этот слой особенно интенсивно развивался в
пореформенную эпоху – это разночинская интеллигенция: врачи, учителя, студенты,
служащие, инженеры, писатели, артисты, чиновники, купечество. И наконец, Чехов
представляет полную возможность самому читателю делать выводы. Последнее
особенно важно и составляет особый секрет таланта Чехова.
1 Ведущий. Удивительны также у Чехова юмор и сатира. Они выступают и в
«чистом» виде («Хирургия», «Лошадиная фамилия»), и в сочетании с раздумьями над
смыслом жизни, ее трагическими сторонами. Юмор у Чехова рассчитан на умного,
думающего читателя, обладающего чувством юмора. Влюбленность в жизнь,
изображение бесконечных человеческих изменений, любовь к человеку, каким бы он ни
был, - вот в чем тонкость чеховских рассказов.
Сцена из водевиля А.П. Чехова «Медведь»
(роль Поповой и роль Смирнова)
Лука. Нехорошо, барыня… Губите вы себя только… Горничная и кухарка пошли
по ягоды, всякое дыхание радуется, даже кошка, и та свое удовольствие понимает и по
двору гуляет, пташек ловит, а вы целый день сидите в комнате, словно в монастыре, и
никакого удовольствия. Да право! Почитай уж год прошел, как вы из дому не
выходите!..
Попова. И не выйду никогда… Зачем? Жизнь моя уже кончена. Он лежит в
могиле, я погребла себя в четырех стенах… Мы оба умерли.
Резкий звонок.
Попова (вздрагивает) Кто это? Скажите, что я никого не принимаю!
Лука Слушаюсь! (Уходит).
Лука (входит, встревожено). Сударыня, там кто-то спрашивает вас. Хочет
видеть…
Попова (раздраженно). Хорошо, проси… Какие невежи!
Лука уходит.
Смирнов (с достоинством). Сударыня, честь имею представиться: отставной
поручик артиллерии, землевладелец Григорий Степанович Смирнов! Вынужден
беспокоить вас по весьма важному делу
Попова. Что вам угодно?
Смирнов. Ваш покойный супруг, с которым я имел честь быть знаком, остался
мне должен по двум векселям тысячу двести рублей… Я просил бы вас, сударыня,
уплатить мне деньги сегодня же.
Попова. Послезавтра вы получите ваши деньги.
Смирнов. Мне нужны деньги не послезавтра, а сегодня.
Попова. Простите, сегодня я не могу заплатить вам.
Смирнов. А я не могу ждать до послезавтра.
Попова (наступает с кулаками на Смирнова). Извольте убираться вон!
Смирнов. Не угодно ли вам быть повежливее?
Попова (сжимая кулаки и топая ногами). Вы мужик, грубый медведь! Бурбон,
монстр!
Смирнов. Как? Что вы сказали?
Попова. Я сказала, что вы медведь, монстр!
Смирнов (наступая). Позвольте, какое же вы имеете право оскорблять меня?
Попова. Да, оскорбляю… Ну так что же? Вы думаете, я вас боюсь?
Смирнов. А вы думаете, что если вы поэтическое создание, то имеете право
оскорблять безнаказанно? Да? К барьеру! Стреляться!
Попова. Если у вас здоровые кулаки и бычье горло, то, думаете, я боюсь вас? А?
Бурбон вы этакий!
Смирнов. К барьеру! Я никому не позволю оскорблять себя и не посмотрю на то,
что вы женщина, слабое создание!
Попова (стараясь перекричать). Медведь! Медведь! Медведь!
Смирнов. Пора, наконец, отрешится от предрассудка, что одни только мужчины
обязаны платить за оскорбления! Равноправность так равноправность, черт возьми! К
барьеру!
Попова. Стреляться хотите? Извольте!
Смирнов. Сию минуту!
Попова. Сию минуту! После мужа остались пистолеты… Я сейчас принесу их
сюда… (Торопливо идет и возвращается.) С каким наслаждением я влеплю пулю в ваш
медный лоб! Черт вас возьми! (Уходит).
Смирнов. Я подстрелю ее как цыпленка! Я не мальчишка, не сентиментальный
щенок, для меня не существует слабых созданий! Стреляться вот это и есть
равноправность, эмансипация! тут оба пола равны! Подстрелю ее из принципа! Но
какова женщина? (Дразнит) «Черт вас возьми… Влеплю пулю в ваш медный лоб…»
Какова? Раскраснелась, глаза блестят… Вызов приняла! Честное слово, первый раз
такую вижу. Это – женщина! Вот это я понимаю! Настоящая женщина! Не кислятина, не
размазня, а огонь, порох, ракета! Даже убивать жалко! Она мне положительно нравится!
Положительно! Хоть и ямочки на щеках, а нравится! Готов даже долг ей простить… и
злость прошла… Удивительная женщина! (уходит).
2 Ведущий. Антон Павлович Чехов напоминал в свое время, да и теперь
напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно
быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Но, чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким
он выглядит на портретах последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим
взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его
таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был задолго до
смерти. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно
бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг.
1 Ведущий. Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет
себя чувствовать пустым и бездарным. Сам же он работал, даже когда слушал, Его
записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Он берет их из жизни.
Например, профессор, узнает, что болен неизлечимой болезнью, и ведет дневник своих
последних месяцев. Чехова поражает контраст между трагизмом надвигающейся смерти
и обыденностью последних поступков человека. Так родилась «Скучная история».
Или еще сюжет. Чиновник брал взятку. В самый момент грехопадения вошел его
начальник и подозрительно впился глазами в его кулак, в котором лежала
благодарственная кредитка. Чиновник ужасно смутился.
- Послушайте! – обратился он к просителю, разжимая кулак. – Вы забыли что – то
у меня в кулаке!
А такой сюжет: человек, у которого отрезало колесом вагона ногу, беспокоится,
что в сапоге, надетом на отрезанную ногу, 21 рубль.
Он все записывает: когда живешь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенною,
но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь ужасна.
2 Ведущий. Но если жизнь так ужасна, как вынести ее самому и как помочь
другим? Прежде всего, активным состраданием. Ни один писатель не действовал так
активно, как Чехов – врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати,
доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4
фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по
двое суток не ночевать дома. Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил
бесплатно.
У Чехова было доброе, полное сострадание сердце. Иначе бы и не получилось из
него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя
его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен, - никто не слышал,
чтобы он жаловался.
1 Ведущий. А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась
личность автора? И тут он так же прост, как и во всем. Текст в его пьесах важен не
только тем, что говорится, сколько тем, о чем умалчивается. Лишь изредка герой
осмеливается кричать о своей боли и ярости: например, взрыв дяди Вани против
мнимого светила. Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в
монолог, его перебивают со своим монологом – в жизни люди тоже не всегда умеют
слушать друг друга. У Чехова паузы нередко заполнены музыкой. Кто-то из героев
насвистывает, напевает, играет на гитаре. В «Чайке» без конца поют романсы. В
«Вишневом саду» слышатся грустные песни, щебет птиц, звук лопнувшей струны. Он
предвещает несчастье: вишневый сад вырубают. Думается, что он хотел подчеркнуть
своими пьесами грустную мелодию жизни вообще. И задумчивую красоту, присущую
ей. Это тоже – высокое искусство. После каждой из пьес человек задумывается и
спрашивает себя: так ли я живу? Какой должна быть моя жизнь? Как изменить ее к
лучшему?
Послушайте монологи из пьесы «Три сестры».
Маша. О, как играет музыка! Они уходят от нас, один ушел совсем, совсем
навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить… Надо
жить…
Ирина. Придет время, все узнают, зачем это, для чего эти страдания, никаких не
будет тайн, а пока надо жить… надо работать, только работать! Завтра я поеду одна,
буду учить в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна. Теперь
осень, скоро придет зима, засыплет снегом, а я буду работать, буду работать…
Ольга. Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдет
время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было,
но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир
настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О,
милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так
радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем…
Если бы знать, если бы знать!
2 Ведущий. Его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. Он
и сам внутренне гордился ею. Чехов поехал изучать и описывать жизнь каторжников и
ссыльных, а также местную природу. «Я видел голодных детей, - писал Антон
Павлович, - видел 13-ти летних содержанок. Церковь и школа существуют только на
бумаге, воспитывают же детей только среда и каторжная обстановка». Как писатель
Чехов оставил нам не только художественное, но и документальное свидетельство
книгу «Остров Сахалин», а как доктор он собрал материала «на три диссертации».
1 Ведущий. Ялта стала последним приютом больного Чехова. После смерти отца в
1898 году, Антон Павлович решил перебраться со всей семьей в Ялту. Он нашел в
самом конце города, в деревне Аутка, подходящий участок земли, продававшийся по
сходной цене, и купил его… Был приглашен архитектор, по проекту которого и был
построен ялтинский дом. Весной Антон Павлович начал сажать первые деревья в саду.
Безгранично любя природу, он хотел создать в Ялте цветущий уголок вокруг своего
дома.
Здоровье Антона Павловича Чехова в Ялте было переменчиво. Иногда он
чувствовал себя очень хорошо и помногу работал в своем кабинете. Но иногда
наступали периоды обострения болезни, и Антон Павлович ложился в постель.
В Ялте Чеховым написаны такие произведения, как повесть «В овраге», рассказы
«Дама с собачкой», «Невеста», пьесы «Три сестры», «Вишневый сад» и многое другое.
К лету 1904 года здоровье Чехова настолько ухудшилось, что врачи настаивали на
немедленном отъезде на курорт в Германию. Здесь он сначала почувствовал себя лучше,
но внезапно состояние резко ухудшилось.
2 Ведущий. 15 июля по новому стилю 1904 года пришла печальная весть из
Баденвейлера о смерти Антона Павловича. Смерть его была красива, спокойна и
торжественна…
Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова вспоминала: «Пришел доктор, велел
дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-
немецки. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной
улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского», спокойно выпил все до дна, тихо лег
на левый бок и вскоре умолк навсегда…»
Завершающий монолог из рассказа «Крыжовник» произносит уч-ся в роли
Чехова:
- К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему то примешивалось что-
то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей!
Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых,
невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота,
вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…
Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч,
живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо,
спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-
то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно,
нужен; очевидно, счастливый чувствует хорошо только потому, что несчастные несут
свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий
гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-
нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как
бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда
болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и
не слышит других. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды,
сильны, бодры, не уставайте делать добро!