Конспект урока "Героический эпос русского народа. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"" 6 класс


Героический эпос русского народа
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Теория литературы: былина, гипербола
1. Героический эпос русского народа
- На прошлом уроке мы изучали «Калевалу» - героический эпос финского народа. Сегодня я предлагаю
вашему вниманию героический эпос русского народа былины.
- Вспомните, что такое героический эпос? (Это фольклорные произведения, рассказывающие о героях,
их нравственных чувствах).
- Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано статей и книг больше, чем о
былинах. Это объясняется, прежде всего, высокими художественными достоинствами эпоса.
- Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными
способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному
народу. О них слагались песни, стихи, сказы. В русском народном творчестве появились богатыри -
Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа
вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться
былинами.
2. Теория литературы: былины
- Как вы думаете, почему возникло именно такое название: былина? (От слова «быль»: то что было).
- То есть былина построена на реальном историческом материале.
- Что такое былина? (…). Запишем определение (проектор):
Былины - это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания в
восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические
идеалы народа.
- В прошлом году мы подробно изучали другой жанр фольклора сказку. Чем отличается былина от
сказки?
- Составим таблицу (проектор):
Отличия былин от сказок
Сказка
Былина
1. Существует в устной форме.
2. Известна с древнейших времен.
3. Фантастический рассказ в прозе
волшебного или бытового характера.
4. Главная черта – вымысел.
5. Способ исполнения – сказывание.
3. Рассказ об исторической реальности в
обобщенных образах в песенно-
стихотворной форме.
4. Главная черта описание подвигов
богатырей.
5. Способ исполнения пение или речитатив.
3. Герои былин – богатыри
- Назовите автора картин, которые вы видите на экране (проектор). (Это Васнецов).
- Как звали былинных богатырей, изображенных на картине «Богатыри»? (Добрыня Никитич, Илья
Муромец, Алеша Попович).
- Вот они, знаменитые три богатыря русских, три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских
границ. Старший - самый сильный и мудрый, - Илья Муромец. Средний - Добрыня Никитич. Он
искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно какое дело
миром уладить лучше Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не
занимать: одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил
из змеевых пещер. Младший - Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное
смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи. Правда, порой ему
достается от них за рискованные проделки, но до ссоры дело не доходит.
4. Илья Муромец – народный герой (инд. зад. пересказ карточки + презентация)
Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти
такого человека в России, который бы не слышал о богатыре из древнего города Мурома.
В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец.
Карачаровцы рассказывали об Илье Муромце попросту, как о своем знакомом, родственнике. Здесь, мол, родился, в
том колодце воду испил, по этому оврагу на коне проскакал. «Во славном во городе во Муроме, во селе Карачарове»
сидел силач Муромский, а фамилия у него Гущин, Илья Иванович Гущин. Жил богатырь в густых дремучих лесах,
среди болот - отсюда и фамилия. Мать былинного героя Ефросинья Яковлевна, отец Иван Тимофеевич. Сидел
Илья дома тридцать лет, болен был, но вот пришли «калики перехожие» - старцы, попросили напиться, Илья подал
им, и началась совсем другая история богатырская служба: «Вставай-ка, Илья Муромец, на резвые ноги, отворяй
ворота широкие, как одно на небе красно солнышко, так один на Руси Илья Муромец».
В Муроме в 1999 году установили памятник легендарному богатырю. Это символ не только физической, но и
высокой нравственной силы. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой
эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья - бесстрашный воин и мудрец. Всегда готовый
защитить слабого, помочь доброму человеку и мечом, и советом. За его подвиги, за его служение родине и людям
Илья Муромец был официально канонизирован, т.е. причислен к лику святых в 1643 году.
По церковному календарю день памяти Ильи Муромца 19 декабря по старому стилю или 1 января по новому
стилю. Кстати, именно 1 января 1999 года на родине героя, в селе Карачарове, торжественно установили икону
преподобного Ильи Муромца (со вставленным в неё ковчежцем с частицей мощей богатыря), с 28 января по март
икона мироточила, как будто плакала.
Предполагается, что родился богатырь в 1145 году, а мощи хранятся в Антониевой пещере Киево-Печерской
Лавры, рядом с погребением первого летописца Нестора.
Исследование останков, проведенное ещё в советское время, показало, что жил удалой молодец лет 40-45,
что росту был, по тем временам, высокого, под 180 см., что у него из-за редкого заболевания произошло утолщение
костей, отсюда, мол, и великая сила.
Из богатырей ушел Илья Муромец в монахи, а погиб в 1203 году, защищая Киев от набегов половцев.
Принял он смерть, судя по ранам, от удара копья или кинжала в сердце, в последний момент защищая себя левой
рукой. Есть много версий о жизни Ильи Муромца, о его исцелении, о его сражениях. Где сражался Илья Муромец с
Соловьем-разбойником? Одни говорят, что за Окой, другие - в Черниговских лесах.
5. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
- Напомню, что былины рассказывают об историческом прошлом. Значит, в них должны упоминаться
какие-то реальные исторические факты, места. Найдите такие упоминания в тексте былины «Илья
Муромец и Соловей-разбойник». (Муром, Карачарово, Киев, Чернигов, князь Владимир киевский,
Куликово поле).
- В былине ни слова не говорится о том, что Илья Муромец отличался от других людей небывалой силой,
великим мужеством, изумительной находчивостью, умением моментально принимать верные решения.
И тем не менее мы с первых строк понимаем, что герой обладает всеми этими качествами. Как удалось
внушить нам такую уверенность? (Илья Муромец на протяжении былины совершает немало подвигов
и поступков, характеризующих его: сражается под Черниговом, бьется с Соловьем-разбойником,
достойно ведет себя на пиру у князя Владимира).
- Прочитайте отрывки, где рассказывается о снаряжении Ильи Муромца. (Богатое убранство коня (стр.
72):
Брал коня он за повода шелковые…
…Да й которое седелко изукрашено,
Разноцветным каменьем усажено,
Драгоценными шелками изушивано,
Да й червонным золотом обивано
тяжелое вооружение (стр. 72):
Да й берет с собой тут саблю вострую,
Свое длинное копье он муржамецкое,
Да й берет он палицу тяжелую,
А которая весом в девяносто пуд;
Брал он свой-от тугой лук разрывчатый,
Да й набрал он много стрелочек каленыих…)
- Какую «заповедь великую» он кладет себе, выходя из храма? Прочитайте отрывок (Стр. 72: Не
съезжаться, не слетаться во чистом поли,
Да не делать бою-драки-кроволития)
- Зачем же тогда берет он с собой столько оружия? (Время неспокойное, оружие нужно не для
нападения, а для защиты).
- Виноват ли Илья Муромец в том, что нарушил свою «заповедь великую»? Как это получилось?
Прочитайте отрывок. (Илья Муромец не виноват, он поступил правильно, потому что он богатырь и
должен защищать родину; около Чернигова он увидел, что город в осаде, поэтому не смог проехать
мимо (стр. 73):
Усмотрел под городом Черниговом,
Нагнано там силушки черным-черно,
Аи черным-черно, как черна ворона, -
Хочут мужиков черниговских да всех повырубить,
Хочут церкви Божии да на дым спустить.
Так тут старый казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Нарушает заповедь великую:
Да й просил себе он Бога на помочь,
Да й Пречисту Пресвятую Богородицу,
Приспускал коня он богатырского
А на тую ль рать – силу великую;
Стал конем топтать, а копьем колоть,
Из лука стрелять, рубить он силушку поганую;
Потоптал всю силушку й поганую).
- Как и почему отнеслись к Илье Муромцу черниговские мужики? (Они оказали ему почет, предложили
быть воеводой в Чернигове).
- Почему же Илья Муромец не соглашается? Ведь воевода это очень почетная должность. (Илья
Муромец богатырь, он защищает Русь от нападений, а ему предлагают защищать один только город.
Он не может согласиться на эту, пусть и почетную, должность).
- На вопрос о прямой дороге до Киева черниговские мужики рассказывают, что по ней уже давно никто
не ездит. Почему? (На ней уже 30 лет сидит Соловей-разбойник, который убивает людей, проходящих
мимо).
- Почему черниговские мужики только сообщают Илье Муромцу об этом, но не отговаривают его ехать
по этой дороге? (Илья Муромец только что победил целую армию под городом Черниговом, поэтому,
возможно, справится и с Соловьем-разбойником. Не черниговским мужикам советовать богатырю, что
тому делать).
- Но ведь есть же еще «окольная дорожка»! Почему же Илья Муромец выбирает «прямоезжую»? (Во-
первых, «окольная дорожка» в два раза длинней, а Илья Муромец собирался «попасть к обедне в
стольный Киев-град». А во-вторых, Илья Муромец богатырь, кому как не ему сразиться с Соловьем-
разбойником! Ведь богатыри – защита родины от врагов).
- Прочитайте, как встретил Илью Муромца Соловей-разбойник. (Стр. 75:
Как завидел его й Соловей-разбойничек,
Засвистел тут Соловей по-соловьиному,
Закричал, собака, й по-звериному,
Зашипел, проклятый, по-змеиному…).
- Великая сила и мощь Ильи Муромца оказалась неожиданностью для Соловья-разбойника. Илья
Муромец легко справился с ним.
- Почему Илья Муромец с охотой рассказывает киевскому князю Владимиру о своей победе над «рать-
силой великой» под Черниговом, но ни словом не упоминает о пленении Соловья-разбойника? (Он не
считает это подвигом, чем-то замечательным. Вот победа над целым войском это дело, достойное
богатыря).
- Зачем князь Владимир спрашивает у Ильи Муромца, какой дорогой тот ехал из Чернигова в Киев?
(Князь впервые видит Илью Муромца, он хочет получше узнать этого человека, поэтому задает вопрос,
который покажет честность или лживость богатыря).
- Почему князь Владимир не верит Илье Муромцу, что тот ехал «прямоезжею дорожкой»? (Князь
прекрасно знает, что
…прямоезжая ль дорожка заколодела,
Заколодела ль дорожка, замуравела,
Замуравела ль дорожка ровно й тридцать лет…)
- Почему Соловей-разбойник отказывается свистеть, когда его просит князь Владимир? Прочитайте
слова Соловья-разбойника и объясните их. (Стр. 80 81:
Аи же ты, князь Владимир стольно-киевский!
Не у тя я сегодня ведь ел да пил,
Не тебя ведь я й хочу послушати:
А сегодня я-то в поле ел и пил
А у старого казака Илья Муромца,
А его я могу й послушати)
Соловей-разбойник оказывает уважение богатырю: признает лишь слово Ильи Муромца, который его
победил. 30 лет киевский князь Владимир ничего не мог с ним сделать, значит он слаб и не ему
приказывать Соловью-разбойнику. Но есть еще одна причина: Соловей-разбойник боится Илью
Муромца, поэтому хочет от него услышать, что ему можно засвистеть).
- Почему Илья Муромец казнит покорившегося ему Соловья-разбойника? Может быть, можно было с
ним договориться? (Нет, Соловей разбойник, как только он почувствует слабость Ильи Муромца, тут
же примется за старое. Илья Муромец это понимает, поэтому казнит его).
6. Теория литературы: гипербола
- Что реально, а что преувеличено в образе Ильи Муромца? него всего слишком: слишком тяжелое
вооружение, слишком дорогое убранство коня, слишком много силы и ума).
- Образ Ильи Муромца нарисован с помощью гиперболы, художественного средства.
- Прочитайте статью учебника «Гипербола» (стр. 85).
- Запишем определение:
Гипербола – выразительное средство лексики, художественное преувеличение.
Например: мальчик-с-пальчик.
6. Выводы
- Какими чертами обладает Илья Муромец, богатырь русский? (Он очень силен, мужественен,
бесстрашен, умен и находчив, в то же время он простодушен, скромен и очень честен, глубоко верит в
Бога, почитает своих родителей).
- Какого древнегреческого героя напоминает нам Илья Муромец? (Геракла и немного Прометея).
- Вспомните, мы говорили, что древние греки наделяли героев своих мифов теми чертами, которые они
ценили в людях больше всего. Можем ли мы сказать, что былинные богатыри это идеал человека для
древних русичей? (Да, это идеальные представления о нравственности).
- Что же ценили наши предки в людях? (Запись в тетради)
Древние русичи ценили в людях мужество, бесстрашие, физическую силу, ум, находчивость и в то же
время простодушие, скромность, честность, веру в Бога, уважение к родителям.
7. Д/з: подготовиться к сочинению-рассказу на тему «Добро побеждает зло» (стилизация под былину,
библейскую притчу, миф).
На перспективу: перечитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»