Презентация "Классицизм как литературное направление" 8 класс


Подписи к слайдам:
Классицизм как литературное направление

Классицизм как литературное направление

Теория литературы

8 класс

Это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый.

  • Это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый.
  • Возник во Франции в XVII веке.
  • Теоретик классицизма - Никола Буало.

Классицизм

Никола́ Буало́- Депрео́

(1636 - 1711)

Классицизм

  • Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., взявшее за основу образцы античного (классического) искусства.
  • Для русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

КЛАССИЦИЗМ

сатира

поэма

Строгое деление жанров

Низкие

басня

комедия

песня

трагедия

ода

Высокие

К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня.

  • К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня.
  • Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
  • В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.

Высокие жанры

Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг.

  • Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг.
  • Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.
  • Для каждого жанра определялся
  • языковой стиль, соответственно

    высокий или низкий.

Низкие жанры

Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны".

  • Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны".
  • Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои.
  • Это так называемые "типические образы".
  • Герои - носители одной добродетели или одного порока.

Герои

Характерные черты классицизма

  • значительность тем и сюжетов;
  • нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;
  • надуманные образы, схематические характеры;
  • назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;
  • использование языка, мало понятного простому народу;
  • обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
  • общенациональная, гражданская направленность;
  • установление иерархии жанров.

Система амплуа.

      • Система амплуа.
      • Принцип трех единств:
      • единство времени;
      • единство места;
      • единство действия.

Особенности

классицистической пьесы

подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»:

подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»:

  • времени,
  • места,
  • действия
  • Все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.

Правило «трех единств»:

Западноевропейская литература:

  • Западноевропейская литература:
  • П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»),
  • Ж. Расин (трагедии «Федра», «Митридат»),
  • Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»),
  • Ж.Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»),
  • Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»),
  • Ж. Лафонтен («Басни»).

Представители

классицизма

Вольтер

(Мари Франсуа Аруэ)

(1694-1778)

Пьер КОРНЕЛЬ

(1606—1684)

Мольер

(Жан Батист Поклен)

(1622-1673)

ЖАН де ЛАФОНТЕН

(1621-1695)

Русская литература:

  • Русская литература:
  • М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»),
  • Г. Державин (ода «Фелица»),
  • А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»),
  • Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»),
  • Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).

Представители

классицизма

Яков Борисович КНЯЖНИН

(1740 —1791)

М.В.ЛОМОНО́СОВ

(1711— 1765)

Александр Петрович

Сумаро́ков

(1717—1777)

Гаврила Державин

(1743 - 1816)

Денис Иванович Фонвизин

  • (Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

9 класс

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

По ходу лекции заполните таблицу

Вопросы

Ответы

1. Где и когда сложился классицизм? Черты классицизма

2. Иерархия жанров

3. Принципы русского классицизма

4. Основные отличия русского классицизма от европейского

Классицизм

  • Классицизм — европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII — начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец.
  • Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII веке.
  • Высшая точка его развития при­шлась на конец XVIII века — время царствования Людовика XIV.
  • Получил распространение в Европе.

Отличительные черты классицизма:

1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места;

2) деление на «высокие» и «низкие» жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня);

3) противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными интересами ради общественного блага.

Писатели клас­сицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определён­ным правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго

раз­граничивали.

КЛАССИЦИЗМ

сатира

поэма

Строгое деление жанров

Низкие

басня

комедия

песня

трагедия

ода

Высокие

В поэзии - ода,

в прозе — торжественная речь,

в драматургии — трагедия.

Самые высокие жанры

Комическое могло проявиться только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии.

Высокие

Низкие

В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также присутствуют мифологические и библейские сю­жеты. Время классицизма — время просвещённо­го абсолютизма: очень важна идея служения го­сударству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкрет­ные названия часто заменялись родовыми (напри­мер, вместо волк — зверь). Трагедия, эпопея, ода

В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допу­скалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых де­талей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драма­турги Корнель, Расин, Мольер, бас­нописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня

Иерархия жанров

Черты

  • Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.
  • Художественным формам классицизма свойственны строгая ор­ганизованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

  • У каждого жанра су­ществовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль.
  • Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари, князья, государ­ственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь при­влекать читателей и зрителей.
  • Основное содержание классицистической траге­дии — конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: един­ство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоре­чит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество.
  • Классицизм привнёс в литературу новые принципы — чёткость, простоту, строгость форм.

Русский классицизм

Основные признаки русского классицизма:

  • следование образам и формам античного искусства;
  • чёткое деление героев на положительных и отрицательных;
  • сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня — герой-любовник, второй любовник;
  • в конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует;
  • соблюдается принцип трёх единств: времени, места, действия.

идеалы

ан­тичности

идеалы

собственной русской православной культуры

Простор и рациона­лизм — вот две опорные точки русского классицизма.

Первый писатель-классицист в России –

Антиох Дмитрие­вич Кантемир.

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir;

10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы —

31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат,

деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский

поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова).

Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль

в развитии русского литературного языка и стихосложения.

Младший сын молдавского господаря (правителя)

Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен.

Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир

был союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился на родине своих владений. В 1711 году семья Кантемира

переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул.

В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.

Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения, он поучает, «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки как общественные, так и людские.

Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».

Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

Русская литература:

  • Русская литература:
  • М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»),
  • Г. Державин (ода «Фелица»),
  • А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»),
  • Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»),
  • Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).

Представители

классицизма

Яков Борисович КНЯЖНИН

(1740 —1791)

М.В.ЛОМОНО́СОВ

(1711— 1765)

Александр Петрович

Сумаро́ков

(1717—1777)

Гаврила Державин

(1743 - 1816)

История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)

  • 1-й период: литература петровского времени; она носит переходный харак­тер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 гг.) — предпосылки возникновения классицизма.
  • 2-й период: 1730-1750 гг.— эти года характеризуются формированием клас­сицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка.
  • 3-й период: 1760-1770 гг.— дальнейшая эволюция классицизма, расцвет са­тиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
  • 4-й период: 1775-1800 гг., последняя четверть века — начало кризиса класси­цизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.

Русский классицизм

  • Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными писателями создал русский классицизм.
  • В России классицизм носил иной характер, чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром — трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем — торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.

Реформы в русском классицизме

Первый этап:

Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735).

Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах россий­ского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).

Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактиче­ском послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эписто­лы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).

Второй этап:

Третий этап:

  • Прочитайте стихотворение
  • В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Рос­сии», которое стало классикой нового русского стихосложения.

Начну на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Ибо все днесь мне ее доброты

Мыслить умом есть много охоты.

Россия-мати! Свет мой безмерный!

Позволь то, чадо прошу твой верный,

Ах, как сидишь ты на троне красно!

Небо Российску ты Солнце ясно!

Красят иных все златые скиптры,

И драгоценна порфира, митры;

Ты собой скипетр твой украсила,

И лицем светлым венец почтила.

О благородстве твоем высоком

Кто бы не ведал в свете широком?

Прямое сама вся благородство:

Божие ты, ей! светло изводство.

В тебе вся вера благочестивым,

К тебе примесу нет нечестивым;

В тебе не будет веры двойныя,

К тебе не смеют приступить злые.

Твои все люди суть православны

И храбростию повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

Чем ты, Россия, не изобильна?

Где ты, Россия, не была сильна?

Сокровище всех добр ты едина,

Всегда богата, славе причина.

Коль в тебе звезды все здравьем блещут!

И Россияне коль громко плещут:

Виват Россия! виват драгая!

Виват надежда! виват благая.

Скончу на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Сто мне языков надобно б было

Прославить все то, что в тебе мило!

1728

Источник:

  • Источник:
  • Г.Фефилова. Литература. 9 класс. I полугодие
  • Другие материалы
  • Выполнила
  • Бурмистрова Р.А.