Сценарий "Любовь в поэзии Серебряного века" 4 класс


Любовь в поэзии Серебряного века
Ход мероприятия
Ведущий №1 Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история
иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую
войну – драмы и трагедии мирового масштаба.
Ведущий №2 Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число
можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и
каждого второго назвать Моцартом стиха.
Пронин. Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов, указанный в программе, начнется
через несколько минут.
Голос ведущего. Это Борис Пронин , организатор кабаре «Бродячая собака», гостями
которого были по средам и субботам художники, поэты, музыканты. Если бы хватило
силы, он бы весь свет превратил в театр.
Бальмонт
Да, я влюблен в свой стих державный,
В свой стих изысканно простой…
- Константин Бальмонт, представляется исполнитель и садится в одно из стоящих на
сцене кресел.
Северянин (выходя на сцену)
Я выполнил свою задачу.
Литературу покорив,
Бросаю сильным на удачу
Завоевателя порыв.
- Игорь Северянин, - представляется чтец и садится в другое кресло.
Пронин. Друзья! У нас еще гости: Николай Степанович Гумилев с женой Анной
Андреевной Ахматовой. Анна Андреевна! Говорят, вы тоже пишите?
Н. Гумилев. Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с
красками, жены музыкантов играют…
Пронин. Анна Андреевна, вы что-нибудь прочтете сегодня нам?
А. Ахматова. (Гордо) Я прочту!
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три.
Между кленов шепот осенний…
Что скажите, Борис Иванович?
Пронин. Анна Андреевна, поздравляю Вас! Это стихотворение событие в русской
поэзии.
А. Ахматова. Позвольте вам представить скромного, но очень талантливого
крестьянского поэта Сергея Есенина и попросим его почитать свои стихи.
Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа.
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза…
Пропин: А вот и другие гости Александр Блок, Владимир Маяковский.
(Маяковский и Блок читают свои стихи!)
Пропин: Господа! Давайте же дадим слово дамам. Марина Ивановна (Цветаева),
просим! В не любите слово «поэтесса», вы – поэт. Что это, вызов нам, мужчинам?
М. Цветаева. Что вы?! Что вы?! Я люблю вас всех. Но сегодня я читаю только для
одного (обращает свой взор на А. Блока)
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно – единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Реплика из зала. Да что же это? Опять все лавры Александру Александровичу Блоку.
Неужели мы не заслуживаем Вашего внимания?
М. Цветаева. Да я для вас даже спою, если вы поддержите.
Мне нравится, что Вы больны не мной
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, -
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я - увы! - больна не вами.
Голос из будущего Начало ХХ века. Это было особенное время – время экспериментов.
И жили в нем особенные люди, движимые потребностью все обращать в поэзию, стать
целым миром, раствориться, разлиться в нем. Это была целая литературная планета, у
которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова,
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский…
Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название
которой «Поэзия Серебряного века».
Ведущий
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Ведущий Ветер революции… Он не принес желанной свободы, не разрешил
противоречивых сомнений даже тех поэтов кто верил в спасительность самой мечты,
надеялся и любил…
Ведущий Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и
гражданской войны. На улицах пели:
Смело мы в бой пойдем
За власть Советов
И как один умрем
В борьбе за это!
На сцену выходит отряд революционных солдат.
Они произносят лозунги
1. Вся власть Советам Народных Депутатов!
2.Земля – крестьянам!
3. Заводы – рабочим!
4. Долой буржуев!
5. Долой временное правительство!
Отряд революционных солдат и матросов поет песню Варшавянка
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.
Но мы подымем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу!
На бой кровавый,
Святой и правый,
Марш, марш вперед,
Рабочий народ!
Ведущий Разное время – разные песни. И не только песни, но и происходившие
события, и сами люди. Песни того времени люди строили на том, что происходило
вокруг: забастовки, баррикады, голодовки, безработица и многое другое. Сочиняли на
месте, возбужденные происходившим.
Воевал в войну германску,
На японской был войне,
А за власть свою крестьянску
Повоюю я вдвойне.
Сине море не наполнить, —
Оно очень глубоко,
Всех буржуев не накормишь, -
У них пузо велико.
До свиданья, мать родная,
До свиданья, брат, отец,
Я решаю: белу банду
Под горячий брать свинец!
Дайте новеньку винтовку,
Вороного мне коня,
Мы поедем бить буржуев
И буржуйского царя!
За советское правленье
Буйну голову сложу:
Я милее этой власти
Никакой не нахожу.
Звучит музыка. Вдалеке появляется отряд анархистов и поет свой гимн.
Споемте же песню под громы ударов,
Под взрывы и пули, под пламя пожаров,
Под знаменем черным гигантской борьбы,
Под звуки набата призывной трубы!
Разрушимте, братья, дворцы и кумиры,
Сбивайте оковы, срывая порфиры;
Довольно покорной и рабской любви -
Мы горе народа затопим в крови!
Ведущий Анархия отрицает все формы власти и утверждает, что человек должен жить
свободно, без законов, руководствуясь только собственной совестью.
Ведущий Многие наверняка слышали фамилии Кропоткин, Бакунин, ну и конечно же
Нестора Махно.
На сцене появляется Н. Махно и читает свои стихи.
Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.
За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.
И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?
В моей песне ни слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.
Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.
Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить…
Это стихотворение Махно написал в 1921 году.
Ребята поют и инсценируют песню «Батька Махно»
Батька Махно смотрит в окно,
На дворе темным-темно.
На посту стоит монах,
Еле-еле на ногах...
Спит монастырь, дремлет село,
Мошки бьются о стекло..
Звёзды светят и луна,
А в округе тишина...
Мёртвые с косами вдоль дорог стоят -
Дело рук красных дьяволят!
Мёртвые с косами сбросили царя,
Занималась алая,
Занималась алая,
Занималась алая, эх
Заря, заря, заря,
Алая заря...
Видели их, истинный крест,
Вся губерния, весь уезд.
Проскакали сквозь туман -
Что не весел, атаман?
В поле гуляй, пламя, пылай!
Револьвер, давай, стреляй!
Любо, любо, братцы, жить,
Не приходится тужить...
Мёртвые с косами вдоль дорог стоят -
Дело рук красных дьяволят!
Мёртвые с косами сбросили царя,
Занималась алая,
Занималась алая,
Занималась алая, эх
Заря, заря, заря,
Алая заря...
Анархисты уходят
Ведущий
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
,