План - конспект урока "А.М. Жемчужников. Природа Родины моей" 7 класс

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 имени Э.Д.Потапова»
г.Мичуринска
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока литературы в 7 классе
Тема урока: “А.М. Жемчужников. Природа Родины моей”.
Подготовил:
Учитель русского языка и литературы
Капитонова Наталья Александровна
2
Цель урока: привлечь внимание учащихся к лирическому наследию
замечательного поэта конца XIX-начала ХХ веков
А.М. Жемчужникова, пробуждать патриотические чувства
Задачи урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и
творческим наследием А.М. Жемчужникова;
2) в лирическом наследии А.М. Жемчужникова
обратить внимание на позднюю лирику;
3) на материалах двух сборников стихотворений А.
М. Жемчужникова “Песни старости” и “Прощальные песни”
проанализировать нескольких пейзажных стихотворений поэта, увидеть в
них проявление граней его лирического дарования;
4) дать жанровый и стилевой анализ стихотворения-
цикла «Лесок при усадьбе»;
5) прививать у учащихся интерес к краеведческой
работе и любовь к родному краю.
Оборудование урока: тексты стихотворений А.М.
Жемчужникова; портрет поэта; пластинки старинных романсов, книжная
выставка, записи популярной классической музыки («Времена года»
П.И.Чайковского), записи «голосов природы», репродукции картин И.И.
Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова и др., презентация к уроку.
Эпиграф урока:
Впечатлительной душою
Как любил я жизнь земную!
«При свете вечернем»
ХОД УРОКА.
Предварительная беседа.
ВОПРОС. Ребята, любите ли вы читать стихи о природе?
Как вы думаете, для чего они существуют? Почему многие поэты и писатели
посвящают природе свои стихотворения?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:
Не только писатели и поэты, но и художники, и музыканты воспевают в
своем творчестве природу, потому что она неразрывно связана с нашей
жизнью. Читая книги, лирические сборники, мы неоднократно видели, что
поэты рассказывают о различных состояниях души людей с помощью
картин природы.
УЧИТЕЛЬ. Как подобное происходит в поэзии, мы попытаемся сегодня
разобраться, а сейчас небольшой музыкальный пример.
ВКЛЮЧАЕТСЯ ФРАГМЕНТ ИЗ СЕРИИ «ЗВУКИ ЛЕСА», ЗАТЕМ
ФРАГМЕНТ ИЗ «ВРЕМЕН ГОДА» ЧАЙКОВСКОГО.
3
ВОПРОС. Есть ли в записях разница в восприятии природы?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:
В «Звуках леса» воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесах
Чайковского восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к
явлениям природы.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
УЧИТЕЛЬ. Схожую цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за
явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение в
миру и людям. В русской литературе родоначальниками пейзажной лирики
стали В.В. Капнист, Г.Р. Державин, В. А. Жуковский, затем этой же темой
увлеклись А.С. Пушкин, Е.А. Боратынский, М.Ю. Лермонтов. Это все
крупнейшие величины нашей литературы. В 50–80–х годах Х1Х в
расцветала поэзия Ф.И. Тютчева, А.А Фета, Н.А. Некрасова, в
стихотворениях которых пейзаж занимал видное место. По пейзажным
стихам русских поэтов–классиков можно представить себе русскую
природу, понять, за что мы любим русский лес, черноземную лесостепь,
наши поля и дубравы.
Но чтобы получить правильное и полное представление о
значимости русской поэзии, необходимо знать и поэтов менее известных, но
интересных своим литературным творчеством.
Вот потому сегодня мы с вами познакомимся с творчеством
русского лирика конца XIX - начала ХХ века, нашим земляком Алексеем
Михайловичем Жемчужниковым.
А.М. Жемчужников - поэт, почти незнакомый широким кругам
современных читателей. Вернее, он известен с одного, так сказать, боку - как
соавтор, один из создателей необыкновенно популярных сочинений Козьмы
Пруткова. В 80-х и 90-х годах прошлого столетия, он, пожалуй, самый
видный в русской поэзии последователь Н.А. Некрасова-сатирика.
Заслушаем сообщение о жизни и творчестве А.М. Жемчужникова,
подготовленное одним из ваших товарищей.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:
А.М. Жемчужников родился 10 февраля 1821 года в местечке Почеп
Мглинского уезда Черниговской губернии. Поэт принадлежал к старинному
дворянскому роду, богатому и с большими связями. В этой большой и
дружной семье Алексей был старшим сыном него были четыре брата и
сестра).
До 14 лет будущий поэт воспитывался дома. Подолгу жил в
Орловском имении отца, с детства полюбив “великорусскую природу за
скромность, за простор, за тишину”. В нем рано пробудились литературные
увлечения:
Я уж тогда был друг природы,
Уже тогда я был поэт.
Часто потом А.М. Жемчужников вспоминал домашние занятия,
семейные вечера с пением матери, с чтением вслух произведений любимых
авторов.
4
Но не долго длилось счастье. После смерти матери, детей разлучили
- определили в казенные заведения. Алексею выпала Первая Санкт-
петербургская гимназия. Но вскоре он ее оставляет ради Императорского
училища правоведения. Это было учебное заведение для избранных. Из него
выходила высшая чиновничья знать империи, вплоть до министров. Перед
выходом в отставку А.М. Жемчужников занимал довольно высокую
должность помощника Статс-секретаря Государственного Совета - высшего
законодательного органа России.
1850-е годы - время активной творческой деятельности А.М.
Жемчужникова. Он пишет стихи, поэмы, статьи, драматические
произведения, основными мотивами которых были гражданские доблести,
религиозные искания, семейные радости, природа, искусство и музыка.
Все, что писал Алексей Михайлович, было согрето любовью к жизни.
Но серьезная работа на литературном поприще у А.М.
Жемчужникова начнется лишь спустя много лет.
В начале 1876 года после смерти жены и похорон, чтобы выразить
боль утраты, поэт начинает писать стихи, а затем создает цикл
стихотворений, посвященных ее памяти. Муза вернувшегося в 1884 году на
Родину поэта обрела как бы новое дыхание, и вдохновение уже не оставляло
его до самых последних дней.
В 1892 году на 72-м году жизни выходит его первое отдельное
собрание сочинений “Стихотворения” в 2 томах. В 1900 году появляется
второй его сборник - “Песни старости”, и в том же году А.М. Жемчужников
избирается почетным академиком Петербургской Академии наук. Спустя 8
лет увидели свет его “Прощальные песни”, закрепив за ним славу последнего
представителя старой доброй русской литературы XIX века.
А.М. Жемчужников умер в Тамбове 25 марта 1908 года. По
завещанию покойного тело было перевезено для захоронения в Москву.
УЧИТЕЛЬ:
Итак, мы узнали, что А.М. Жемчужников последние годы жизни
провел у нас на Тамбовщине. Этот поэт интересен нам художественной
стороной своего творчества. А оно у него очень разностороннее. А. М.
Жемчужников писал комедии для театральных постановок, деловую прозу по
долгу службы, сатирические произведения для созданного в соавторстве со
своими братьями Александром и Владимиром Жемчужниковыми и графом
А. К. Толстым образа служащего в Пробирной Палатке Козьмы Пруткова.
Есть в его творчестве и очень сильные гражданственные стихотворения. Но
только в Тамбове под влиянием красоты нашего живописного края в нем
раскрылась с новой силой лирическая сторона дарования. А что мы знаем о
деятельности этого замечательного представителя русской литературы конца
XIX - начала ХХ веков у нас, в Тамбовском крае?
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:
5
Сто десять лет назад в 1893 году, после длительного пребывания за
границей, в Тамбове поселился поэт А.М. Жемчужников. Зимой он жил в
Тамбове на ул. Араповской в доме 25, а летом - в селе Ильиновка, в имении
старшей дочери Ольги Алексеевны Боратынской, чей муж Михаил
Андреевич Боратынский приходился двоюродным племянником великого
русского поэта Евгения Боратынского.
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ.
Об этом факте свидетельствуют мемуары М. А. Боратынского 1920-
1922 годов, хранящиеся в рукописном отделе Пушкинского дома в Санкт-
Петербурге. Давайте почитаем старую рукопись, чудом сохранившуюся в
годы революционного хаоса и террора. «Отец моей жены Алексей
Михайлович Жемчужников тоже переехал в 1897 году в Тамбов, чтобы быть
с нами… Переехав в Тамбов, в он прожил в нем (за исключением своего
юбилейного 1901 года, который провел в Петербурге) до самой своей смерти,
т. е. до 1908 года».
В другой части мемуаров Боратынский, следуя очередности событий,
уточняет: «Первые три зимы по приезде в Тамбов Ал. Мих. жил на Теплой
ул. в доме Мачильской, а затем в год своего юбилея он поехал с младшей
дочерью в Петербург. По приезде в Тамбов он одну зиму прожил в д.
Никитина на Козловской в двух шагах от нашего дома. Квартира эта
оказалась неудобной, и он на следующую зиму переехал в дом Евсюковой на
Араповской, недалеко от 1-й Долевой. В этом доме он прожил до самого
конца. Скончался он в этом доме 25-го марта 1908 года восьмидесяти семи
лет».
«В городе он проводил только зимы, а на каждое лето, начиная с 1894
года, переезжал в Ильиновку, которую очень полюбил и в которой написал
немало своих наилучших произведений».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СООБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКА.
Очень приятно знать, что А.М. Жемчужников гулял по высокому
берегу Цны в Тамбове, часто отдыхал, любуясь нашими заречными далями, и
что под влиянием красоты нашего края из-под пера поэта вылились стихи:
Природа родины моей,
Издавна бывшая мне другом,
Теперь, когда на склоне дней
Томлюсь я старости недугом,
Еще мне ближе и милей.
В Тамбове поэт отобрал и подготовил свои произведения для
отдельного издания. Стихи, написанные им, были опубликованы в двух
сборниках “Песни старости” и “Прощальные песни”.
А.М. Жемчужников принимал активное участие в общественной и
культурной жизни города: выступал с лекциями по литературе в учебных
заведениях города, читал произведения русских писателей для слушателей
народных чтений.
УЧИТЕЛЬ:
6
Нас интересует, какой видел А. М. Жемчужников природу, какие ее
состояния и явления запечатлел он в своих стихотворениях. Для этого
остановимся подробно на характеристике цикла «Лесок при усадьбе».
РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ «ЛЕСОК ПРИ УСАДЬБЕ».
1). Дети выразительно читают стихотворение (целесообразно
подготовить его выразительное чтение заранее).
2) А. М. Жемчужников расположил этот цикл в середине сборника
«Песни старости». Он стоит как бы на границе стихотворений,
воспевающих жизнь, и молитв человека, прощающегося с жизнью. Цикл
был написан в 1896 году в тамбовском селе Ильиновка, в имении
старшей дочери Ольги Алексеевны Боратынской.
3). Анализ стихотворения.
ВОПРОС. Из скольких стихотворений состоит этот цикл?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Цикл «Лесок при усадьбе» состоит из четырех стихотворений.
ВОПРОС. Что вы можете сказать о первом стихотворении «Встреча»?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Первое стихотворение «Встреча» - это стихотворение- миниатюра. Его
можно назвать не только пейзажным, но и любовным стихотворением.
Пейзаж характерен для начала лета. Дается намек на христианский
праздник в начале лета. По церковному календарю это Троица,
большой праздник для всего православного народа. В этот день, как
дань восхищенному отношению к родной природе, в домах развешивают
березовые веточки, а пол устилается свежесорванной травой.
ВОПРОС. Сколько героев в стихотворении?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:
В стихотворении два лирических героя – поэт и крестьянка.
Я в праздник, меж дубов, один бродя
тоскливо,
С крестьянкой встретился. Румяна, молода…
ВОПРОС. Каково настроение поэта ?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Настроение поэта достаточно сложное, преобладает тоскливое чувство,
приближается старческое одиночество. Старому поэту противостоит
крестьянка , она молодая и веселая. Ее голос звучит игриво. Поэт
рядом с молодой крестьянкой еще сильнее чувствует свое одиночество.
Он ищет общения с природой, а не с людьми.
ВОПРОС. Каким размером написано стихотворение ?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Стихотворение написано шестистопным нерифмованным ямбом. Этот
длинный поэтический размер напоминает о русских былинах, поэмах
Гомера. Сценка мимолетной встречи благодаря этому размеру
приобретает эпический характер.
ВОПРОС. Каков жанр второго стихотворения цикла «Грачи» ?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
7
Это элегия. Оно выражает философские размышления, грустные
раздумья.
Друзья родной земли моей,
Они, как я, здесь летом – дома.
Непостижима без грачей
Страна дубов и чернозема.
ВОПРОС. Вы часто слышите грачиный крик. Как вы его воспринимаете ?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Крик грачей я знаю с детства. Это крик громкий, иногда даже
надоедливый. Он отличается от пения соловья своей резкостью.
ВОПРОС. Почему поэт сделал звуковым символом Черноземья грачиный
крик ?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Обычно поэтическим звуковым символом является пение соловья.
Многие поэты воспевали соловьиное пение. Романс композитора
А.Алябьева называется «Соловей». А. М. Жемчужников нарушает
устойчивую литературную традицию. Вместо соловья он делает грачей
героями многих своих стихотворений. А их крик ему настолько родной,
что без него невозможно передать красоту нашего края («После
кратковременного отсутствия»).
ВОПРОС. Каким размером написано стихотворение «Грачи»?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Этот размер
способствует переключению настроения автора на философскую волну.
Философские размышления автора нарушают только крики галок и
грачей.
ВОПРОС. Какой характер имеет следующее стихотворение цикла «Конец
лета»?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Следующее стихотворение цикла – «Конец лета» тоже отражает
философское настроение автора. Только здесь он противопоставляет
земную жизнь и жизнь после смерти:
Еще не время непогод.
Про дни такие, как сегодня,
Сказал бы набожный народ,
Что это – милость к нам Господня .
ВОПРОС. На что настраивает пейзаж бабьего лета?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Пейзаж бабьего лета настраивает на раздумье об отношениях природы и
человека. Природа – это фон, на котором выясняется отношение
человека к смерти.
Пейзаж очень спокойный, но постоянно чувствуется присутствие
кого-то из мира фантазии, мистики:
Лучи, сквозя в ветвистой сени,
На дол отбрасывают тени .
8
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ:
Есть в стихотворении символический пейзаж, запечатлевший
тамбовские места, ныне уже утраченные:
Меж тем тропинкой к краю леса
Я подошел, и предо мной
Как бы раздвинулась завеса,
И вид раскинулся степной.
Открытый вид долины ровной
До небосклона, лишь вдали
Как будто вышел из земли,
Благословляя, крест церковный
.
Рядом с Ильиновкой раньше находились три церкви: «Покрова
пресвятой Богородицы» в селе Вяжля, «Вознесение Господне» в усадьбе
Мара и «Воскресение Господне» в имении Сергиевка. Величественность
всем им придавало то, что они стояли на возвышенности, их кресты были
видны с очень большого расстояния. Скорее всего, А. М. Жемчужников
упомянул в своем стихотворении церковь имения Сергиевка, так как она
находилась ближе других к Ильиновке. Выходя из леска Лопатня при
усадьбе, поэт видел эту церковь.
Степь, ровная долина, человек, чистый небосклон и крест вдали –
все едино, все волшебно перетекает из одного в другое и внятно для
чуткого слуха.
ВОПРОС. В чьем облике представляет нам автор следующего мистического
героя?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:
Теперь он в облике ястреба. Для автора он родственная душа. Но
ястреб «носится под небом», а поэт ходит по земле и задается вопросом:
Когда так осень хороша,
Где лучше: там иль здесь? – не знаю
.
ВОПРОС. Как звучит последнее стихотворение цикла «Осеннее ненастье»?
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:
Контрастом пейзажам теплого лета и ранней осени звучит
последнее стихотворение цикла – «Осеннее ненастье» со своим унылым,
холодным пейзажем.
ВОПРОС: Сравните, каким мы видим героя в первых стихотворениях цикла
и в последнем? Как меняется его настроение?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ.
1. Первое стихотворение цикла представляло человека тоскливым
и печальным. Последнее стихотворение подчеркивает уныние, ожидание
смерти и скорбь поэта, переходящие в плач: и небо холодное, и хмуры
лужайки, и березы плакучие, и ветер гудит уныло, и тоска томления.
2. Даже тени, отбрасываемые проносящимися тучами, поэт
одушевляет. Они у него плачут. И это не просто тени. В них поэт видит
души своих предков:
Словно томимы тоскою, -
9
Близко ко мне, но незримо, -
Тени одна за другою,
Плача, проносятся мимо.
ВОПРОС. Охарактеризуйте размер стихотворения «Осеннее ненастье».
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ.
Стихотворение написано трехстопным дактилем. Он надрывный,
тягостный, печальный, заставляет вспомнить стих Некрасова и
свидетельствует об особом значении последнего стихотворения цикла.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. На примере цикла «Лесок при усадьбе» мы
познакомились с лирическим пейзажем А. М. Жемчужникова. Для того,
чтобы более полно узнать о его произведениях, которые были созданы у нас
на Тамбовской земле, заслушаем сообщение вашего товарища.
СООБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКА:
Все продумано поэтом, все он заметил и запомнил. Так уж
любима им природа тамбовского края, что Жемчужников восклицает:
… в душу я проник
Ее явлений, их язык
Своеобразный понимая.
Метелей буйный бред и вой,
И грохот гроз, и тишь немая,
И слезы осени больной,
И молодые ласки мая –
Все перечувствовано мной.
«Послание к старикам о природе».
Даже запахи времен года передаются поэтом с такой
выразительностью, что невольно перемещаешься в то время, в те места:
На солнце в комнатах не чахнут
Азалий нежные цветы,
И гиацинты сильно пахнут,
Как словно кудри завиты.
«Возвращение холодов».
Или
Узор древесного листа,
Пахучесть розы и сирени,
Воздушной радуги цвета,
Полудня блеск, ночные тени
Живут в веках без изменений.
«Послание к старикам о природе».
Поэт сочетает природу с бытом, словно природа пришла в гости к
людям. В этих стихах описаны приметы усадебного быта Ильиновки и дома в
Тамбове, где поэт жил в зимние месяцы.
А. М. Жемчужников часто использует звуки природы. К ним относятся
и звуки полей, лесов. Эти звуки издают животные и птицы – местные
10
жители: ржание лошадей, соловьиные песни, жужжание пчел и мошек, крики
галок и грачей. Грач – самый частый гость в стихотворениях поэта. Он его
называет «вечным жителем чернозема»:
Иным грачей несносен крик,
А я его люблю, напротив.
Я с детских лет к грачам привык,
Себя их слушать приохотив.
Друзья родной земли моей,
Они, как я, здесь летом – дома.
Непостижима без грачей
Страна дубов и чернозема.
«Лесок при усадьбе».
Очень приятно осознавать, что под влиянием красоты нашего края из-
под пера поэта выливались такие красивые стихи.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Тамбовские пейзажи становятся интересной приметой художественного
мира позднего Жемчужникова.
Это был удивительный человек. «Он никогда не скучал, потому что
всегда был занят, и все его занимало – он долго мог смотреть и наблюдать
муху, букашку или птичку, - и это наполняло его жизнь, которой он с
благодарностью наслаждался. Он душевно любил Россию и искренно
скорбел о ней. Скорбь свою он изливал в своих стихах…», - так пишет
Михаил Андреевич Боратынский в своих мемуарах, рукописи которых
хранятся в Петербурге. В пору пребывания на Тамбовской земле Алексей
Михайлович был уже глубоко старым человеком, но это не в коем случае не
отразилось на его творчестве. Он не любил жаловаться, не брюзжал
окружающим его близким людям об уходящей жизни, о приближающейся
смерти. Его творчество в пору, когда человек уже слабеет от жизненной
усталости, наоборот становилось все сильнее, прежде всего своей
художественной стороной. В свои стихи он вложил всю душу, весь свой
жизненный опыт, весь поэтический талант .
Заканчивая этот урок , послушаем один романс на стихи двоюродного
брата А.М. Жемчужникова поэта А.К. Толстого “Ты не спрашивай” на
музыку В. Пасхалова в исполнении Л. Зыкиной.
ЗВУЧИТ РОМАНС.
УЧИТЕЛЬ.
Итак, сегодня мы с вами познакомились с жизнью и творчеством
замечательного поэта конца XIX - начала ХХ века А.М. Жемчужниковым.
Этот человек - великий памятник литературы Тамбовского края. Недавно мы
знакомились с вами со стихотворениями других замечательных поэтов,
описывающих родную природу на страницах своих произведений: Я. П.
Полонского, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова и Е. А.
11
Боратынского. Е. А. Боратынский является уроженцем Тамбовской земли.
Изучению творчества этих поэтов посвящено не мало уроков литературы,
жаль, что творчеству А. М. Жемчужникова мы можем посвятить не так много
времени. Но его творчество несомненно заслуживает ваше внимание. Я
надеюсь, что после этого урока вы в свободные минуты захотите поближе
самостоятельно познакомиться и с другими произведениями А. М.
Жемчужникова. А я с удовольствием помогу вам разобраться в его поэзии.
Мы гордимся тем, что нам довелось ступать по одной и той же земле вместе
с этим великим «певцом» родной природы.
12
Список литературы:
Жемчужников А. М. Избранное / Сост., вступит. статья, примеч. Б. И.
Илешина. – Тамбов, 1959.
Жемчужников А. М. Избранные произведения / Сост., вступит. статья.,
примеч. Е. И. Покусаева. – М.:Л.: Сов. Писатель, 1963.
Капитонова Н. А. Завет добра и света: О поэзии А. М. Жемчужникова:
Пособие для учителя / Научный редактор В. Е. Андреев.- М.: изд-во
МГОУ, 2005.
13