Конспект урока "Спорный образ русских народных сказок - Баба Яга" 3-4 класс

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Усть –Лабинска Краснодарского края
Паршина Олеся Александровна, учитель начальных классов
Тема: Спорный образ русских
народных сказок Баба Яга.
Урок литературного чтения
3-4 класс
УМК «Школа России»
2013г
Авторский комментарий
При изучении русских народных сказок на уроке литературного чтения у
учащихся класса сложилось мнение о Бабе-Яге,
что персонаж является
вымышленным и злым героем.
Необходимо было реабилитировать Бабу Ягу.
Отсюда и выплыла проблема проекта.
Как дать характеристику конкретному герою по его поступкам, по
собирательному образу. Выяснить когда же появилась Баба-Яга?
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности поиск
информации.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является
продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и представлен
достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения
проблемы. Проект требует на завершающем этапе презентации своего
продукта.
Проект – это “пять П”:
1.Проблема.
2.Проектирование (планирование).
3.Поиск информации.
4.Продукт.
5.Презентация.
В своей разработке я представляю проектную деятельность учащихся 3
класса на уроке литературного чтения.
Дети получили задания; собрать информацию о Бабе Яге из литературных ,
исторических материалов о славянской сказке, мифологии древних славян.
Необходимо было прочитать сказки, в которых одним из персонажей
является Баба Яга. Нарисовать иллюстрации к понравившимся
сказкам
Некоторым учащимся было поручено подготовить сообщения на темы:
« Божества наших предков Род и Лада».
«Почему Баба-Яга жила
избушке на курьих ножках
Учитель сообщает учащимся, что данный урок будет одним из цикла
проектной деятельности. Предлагает классу разделиться на 3 группы по
интересам.
Дети делятся на 3 группы по желанию и пересаживаются в соответствии с
табличками:
1.“Аналитики”
2.“Исследователи”
3.“Иллюстраторы”
На уроке были созданы условий для активной деятельности обучающихся.
Форма урока – деловая игра - позволила учащимся показать и проявить свои
познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и
творческое мышление.
Способность проявлять себя в нестандартных ситуациях.
В ходе урока были использованы современные информационные технологии,
интернет, интерактивная доска, компьютер, документ камера.
Материал данного урока можно использовать при написании
исследовательской работы.
Тема: Спорный образ русских народных сказок Баба Яга.
Информационно-технологическая карта урока
Урок литературного чтения
УМК Школа России Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Урок проект.
Цели урока:
Образовательный аспект:
1.Формировать умения исследовать сказки; давать характеристики
главным героям произведения;
2.умение самостоятельно конструировать свои знания; быть готовым к
противоречивым, спорным утверждениям;
3.интегрировать знания, получаемые из различных источников.
Развивающий аспект:
1.Развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся;
познавательных навыков учащихся;
2.развитие умения работать в творческой группе;
3.развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять
активный словарный запас; тренировать память; грамотно выражать свои
мысли;
4.учиться анализировать и оценивать чужую работу.
Воспитательный аспект:
1.Воспитание умения выражать свою точку зрения;
2.умение видеть народную мудрость, опыт, нравоучительный смысл;
3.воспитание чувства взаимовыручки, поддержки; воспитание усидчивости,
умения выслушивать товарищей;
Здоровьесберегающий аспект:
Cнятие утомления глаз по методике В.Ф Базарного.
Методы: исследовательский, репродуктивный, проблемно –поисковый,
описательный метод, метод классификации, метод обобщения.
Организационные формы урока: беседа, диалог.
Материалы тексты сказок А.Н.Афанасьева, русские народные сказки,
словари.
Материально-техническое оснащение:
Ноутбук, интерактивная доска, документ камера, интернет.
Наглядность:, выставка книг, детских рисунков-иллюстраций к сказке.
Предполагаемый результат:
Научить учащихся работать над проектом, исследовать сказки, давать
характеристики главным героям произведения; находить полезную
информацию; делать выводы.
Структура урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивационный этап. Психологический
настрой.
III. Актуализация знаний.
Формулировка проблемы, цели, задачи, выдвижение гипотезы.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Основной этап создания
проекта.
Поиск решения проблемы. На данном этапе проверяется гипотеза через
дополнительный
сбор информации, которую ребята находили заранее.
V I. Физкультминутка
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Защита проекта. Формулировка выводов. Коллективное обсуждение.
VIII. Рефлексия
IX. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Виды
деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.
Организацион
ный момент.
Добрый день, давайте улыбнёмся друг
другу и пожелаем хорошего
настроения!
Ребята вы разделились на творческие
группы, а с какой целью вы это
сделали?
Дети делятся на 3 группы по
желанию и пересаживаются в
соответствии с табличками:
1.“Аналитики”
2.“Исследователи”
3.“Иллюстраторы”
Мы будем создавать проект.
II.
Мотивацион
ный этап.
Психологичес
кий настрой.
Внимание на экран.
На экране демонстрируется отрывок
из фильма «Морозко», с участием
Бабы Яги.
О каком сказочном персонаже пойдёт
речь?
Все с детства знают, кто такая Баба
Яга, и помнят практически всё о её
проделках. Как правило, они весьма
неприятны, и сама героиня относится
к нечистой силе. Тем не менее, в
любой сказке Баба Яга выполняет
важную роль.
Как вы думаете, чем может быть
полезна Баба Яга для героев сказки?
О Бабе Яге.
Учащиеся из любой группы
приводят примеры.
-Она помогает правильно
определить дорогу, где искать и
куда идти.
-
Баба Яга достанет меч-
кладенец.
-У неё можно помыться в баньке.
III.
Актуализация
знаний.
Формулировк
а проблемы,
выдвижение
гипотезы.
Таким образом, без нее никуда.
Но откуда в сказках, которые
являются просто отображением
народных мифов, появился подобный
образ, самый спорный образ русских
народных сказок – Баба Яга?
Какую гипотезу можно выдвинуть?
Проблема нашего проекта:
Баба Яга как представитель добра или
зла в русских сказках.
Какую цель вы должны поставить,
чтобы решить эту проблему
?
Для того, чтобы умело использовать
информацию, нужно научиться ее
обрабатывать и систематизировать.
Какие формы систематизации вы
можете предложить?
“Исследователи” выдвигают
гипотезу:
Если Баба-Яга
п
рародительница древних
славян, то она является
защитницей и берегиней, то
есть добрым божеством.
«Аналитики»
Цель: выявить положительные
качества образа Бабы-Яги как
защитницы от бед, узнать о её
происхождении.
Объект исследования образ
Бабы Яги.
Учащиеся предлагают
возможные варианты ответов:
альбом, опорная таблица,
памятка, брошюра, игра.
Формулирова
ние целей и
задач
проектной
деятельности.
Задачи:
1.Создать брошюру «
Спорный образ
русских народных сказок Баба Яга».
2.Развивать умения и навыки в работе
со справочной и художественной
литературой; развивать
самостоятельность, умения работать
группами.
Учащиеся принимают
предложения учителя,
уточняют и конкретизируют
задачи:
учиться обрабатывать и
систематизировать
информацию.
IV.
Обобщение и
систематизац
ия знаний
Подготовка
учащихся к
обобщенной
деятельности
.
Учитель ставит задачу
Я предлагаю вам наметить разделы
проекта с целью удобства
систематизации информации.
На доске появляется таблица.
Учащиеся предлагают свои идеи
в виде “мозгового штурма”
“Аналитики” отбирают наиболее
подходящие.
В результате на доске,
помещают заготовки для
будущего проекта.
1. Собрать информацию о Бабе
Яге
2. Изучить собранную
информацию.
3. Систематизировать
информацию.
V.
Применение
знаний и
умений в
новой
ситуации.
Основной
этап создания
проекта.
Поиск
решения
проблемы. На
данном этапе
проверяется
гипотеза через
дополнительн
ый сбор
информации,
которую
ребята
находили
заранее.
Выступление учащегося
Пояснение учителя.
Лад
ушки,
лад, лад
ить, при
лад
ить,
лад
но-
весь живой язык у нас пронизан
этим корнем.
Пояснение учителя.
Последователь, наследовать,
следовательно, следствие, след
-все, что связано с этим корнем,
вытекает из этих платочков.
Слайд 5
Выступление учащегося
У наших предков было два
божества Род и Лада.
Род
символ животворящего
начала.
Лада
- мать Богов,
покровительница женщин,
детей, брака, любви, урожая,
плодородия, богиня Земли.
Смотрите – протягиваем друг
другу руку, ладонью на ладонь, -
ведь это мы вспоминаем
Ладу – богиню любви и
домашнего очага.
В слове есть
ведическая
память
. А есть обряды, которые
вошли в нашу жизнь, но о
происхождении, которых мы
даже не догадываемся.
Например: когда машут платком
на прощание, говорят:
"Скатертью дорожка". Если
обратить внимание, на ковровые
дорожки, которые стелем на пол
в прихожих, похожи на скатерть
с двумя полосками по краям.
Когда-то, накормив уходящих
людей, скатерть снимали со
стола и клали им под ноги. Они
уходили из дома по скатерти!
А потом ее разрывали на
кусочки со следами и, махая,
показывали, что след ушедшего,
значит, и память о нем, остались
в доме.
Какую же тайну ведической культуры
хранит русская сказка о Бабе-Яге?
Давайте вместе составим словесный
портрет Бабы-Яги
А теперь найдите описание Бабы-Яги в
книге.
С помощью документ камеры,
найденный материал высвечивается на
Учащиеся из любой группы
приводят примеры.
«Аналитики» делают вывод:
Тощая, носатая старуха –
волшебница с растрёпанными
волосами, говорящими злобой
глазами.
Потом данные заносятся в
таблицу.
доске.
Наверное, многие удивятся, узнав, что
старая безобразная старуха - самый
мистический персонаж старинного
русского фольклора.
Образ слагается из ряда деталей. Эти
детали, сложенные вместе из разных
сказок.
О Бабе-Яге правду узнать трудно.
Непредсказуемый характер у
волшебной старухи: то она, как
людоед, собирается поджарить себе
на ужин каждого гостя, то вдруг,
растрогавшись, выдает ему все
секреты.
В чем же тут дело?
Если Баба-Яга была доброй, то кем же
она была?
Выступление ученика.
Какой можно сделать вывод
?
Скажите, на каком волшебном
транспорте передвигается по белу
свету колдунья
?
С каким сказочным атрибутом
можно сравнить ступу?
Бабе Яге молились о продолжении
рода, о богатом урожае. Когда
снимали с полей первые плоды,
варили прародительнице в угощение
кашу.
«Зашла Марьюшка в избушку и
видит: сидит там Баба-Яга-
костяная нога, ноги из угла в
угол, губы на грядке, а нос к
потолку прирос. Сама черная, а
во рту один клык торчит».
(сказка «Финист- ясный сокол»).
-Может быть в том, что Баба-
Яга не всегда была злой.
«Исследователи»
Выступление ученика:
При археологических
раскопках на пепелищах
доисторических очагов были
найдены костяные и
каменные женские фигурки. В
древние времена Ягу считали
прародительницей племени,
дух которой обитает среди
живущих, оберегает их от бед.
Возможно фигурки это
первое изображение Бабы-
Яги.
“Аналитики”
Такая Яга–хранительница
очага, конечно же, была
доброй.
Полученные
данные заносятся в
таблицу
В самокатной железной ступе.
Яга подгоняет её, постукивая
пестом или железной
палицей. Да ещё и подметает
след за собой приделанным к
ступе помелом.
С ковром-самолётом, которым
она иногда одаривала своих
любимцев.
VI.Физкультм
инутка
Давайте вместе попробуем ответить
на вопрос, как у Яги появилась
ступа?
Этимологи предполагают у корня
этого слова значение «тереть».
Каша
одно из главных и любимых
блюд наших предков
Это подтверждают русские поговорки:
Физминутка
“Аналитики”
А в «Кратком
этимологическом словаре»
Н.М. Шанского сказано:
«Сравнение с болгарским
КАША –
« тесто», «пюре» показывает,
что первоначально это слово
обозначает вид крупяной
похлебки»
Возможно, древние славяне
перетирали зерна в ступке и
преподносили в ней кашу в
дар божеству.
« ...Каша сопровождала человека
с рождения Она непременная
участница обрядов на крестинах,
на свадьбах, на поминках. Каша
древнейшее хлебное кушанье,
которое первоначально
готовилось из зерен злаковых
растений »
Учащиеся называют поговорки .
Без каши обед короткий.
Каша сама себя хвалит.
Хороша кашка, да мала чашка.
Где горшок с кашей, там и мы
ваши.
А где же живёт Баба – Яга
?
Найдите в книжке описание
избушки Бабы-Яги
С помощью документ камеры,
найденный материал высвечивается на
доске.
«Исследователи»
В избушке, только стоит та
посередине леса на высоких и
крепких курьих ножках.
Умеет эта избушка
поворачиваться, если её
попросить, к лесу задом, а к
подошедшему человеку передом.
Работают учащиеся всех групп.
“Аналитики”
Долгое время думали, что это
сказочная выдумка. Но каково
же было удивление ученых,
когда археологи на местах
древних кладбищ откопали
остатки высоких столбов, на
которых, по всей видимости,
Что же это за избушка такая, в
которой человек еле помещается и
притом лежа?
стояли когда-то гробы
срубленные из бревен
избушки.
Люди верили, что покойники
летают на гробах. Их хоронили
ногами к выходу, и, если
заглянуть в домовину, можно
было увидеть только их ноги.
Провожая умершего в
загробный мир, его
соплеменники строили
настоящий дом и ставили его
на столбах у дороги в селение.
Высокие столбы не давали
лесным хищникам тревожить
прах умершего.
Отсюда и произошло
выражение «Баба-Яга
костяная нога».
«Исследователи»
«Яга». Слово это обозначало
печаль, муку тяжкую.
С тех пор много воды утекло.
Короткая у людей память. Так и
забыли бы Ягу, если б не сказки.
По мнению учёного А.Н.Афанасьева,
волшебная сказка знает ещё несколько
образов Бабы Яги:
Найдите подтверждение в книге.
Яга – похитительница.
Найдите подтверждение в книге
Яга–дарительница.
Яга-прародительница
Работают
“Аналитики”,“Исследователи”
«Иллюстраторы» подбирают
картинки к ответам и заполняют
таблицу.
В сказках она часто похищает
детей и стремится изжарить их в
печи.
Дарит герою различные
предметы, чудесного коня,
открывает героям секреты – их
знание спасает от гибели.
Мать-бабка для нескольких
своих дочерей внучек-ягишн,
хозяйка лесных зверей, тетка.
Вообще Яга творит множество добрых
дел.
Давайте вспомним сказки, в которых
1. «Заколдованная королевна»
2. «Иван Быкович»
3. «Финист – ясный сокол»
Баба Яга помощница.
Сказки, в которых Баба Яга противница.
4. «Царевна – лягушка»
5. «Поди туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю что»
6. «Сказка о молодильных
яблоках и живой воде»
7. «Ненаглядная краса».
8. «Две сестры».
9. «Марья Моревна».
1. «Баба Яга»
2. «Василиса Прекрасная»
3. «Гуси – лебеди»
4. «Терешечка»
VII.Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция.
Защита
проекта.
Формулировк
а выводов.
Коллективное
обсуждение.
Как мы видим, привычный образ злой
старухи разрушается.
И какой можно сделать вывод?
Баба–Яга зла и коварна, но
при этом смешная, забавная,
добрая.
Сказки еще раз напоминают,
что добро и зло в этой жизни
живут рядом, но добро всегда
побеждает
..
Ребята демонстрируют
продукт своей деятельности
брошюру
«Спорный образ
русских народных сказок –
Баба Яга
» Миф или
реальность?
«Аналитики» комментируют.
VIII.
Рефлексия
Анализ и
содержание
итогов
работы,
формирован
ие выводов
по
изученному
материалу.
Ребята чему учат нас волшебные
русские сказки?
А еще тому, что этим настоящим и
мужественным человеком может
стать каждый из нас!
Что нового для себя вы открыли в
образе Бабы Яги?
Удалось ли нам достигнуть
поставленной цели и задачи? Какие
трудности встретились? Что показалось
наиболее интересным?
Быть смелым, добрым,
рассудительным,
трудолюбивым, искать
правду, не хамить.
Я убедился, что Баба Яга –
положительный персонаж.
Я узнала, что Баба-Яга не
всегда в русских народных
сказках злая ведьма;
-она может быть разной и
доброй, и злой;
Я убедился,
что она часто
помогает герою, спасает его;
Теперь я знаю что, Баба-Яга
может быть весёлой и
смешной, а иногда даже
красавицей.
Учащиеся отвечают в
зависимости от результатов
работы.
IX.
Домашнее
задание.
Какие роли вы сегодня выполняли
на уроки
?
А дома я предлагаю вам побыть
писателями и написать свою сказку о
Бабе Яге.
Мы были аналитиками,
исследователями,
иллюстраторами.
Литература:
1.Словарь славянской мифологии : происхождение славянской
мифологии и этноса/Л.Т.Мирончиков.-Мн.:Харвест,2004
2.Пропп В.Я.Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986
3.Русские народные сказки. По изданиям
А.Н.Афанасьева./Составитель Н.И.Сазонов.- Йошкар – Ола,
1993.
4.http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар.
Сказок
5.http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении
образа
6.http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по
теме
7.http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm-
картинки
8.http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о
славянских мифах
9.http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и
обрядах
10. http://wikipendia.ru