Презентация "Поэты Серебряного века" 11 класс


Подписи к слайдам:
PowerPoint Presentation

  • Поэты
  • Серебряного века

Основные черты символизма

  • поэтика намёка и иносказания;
  • отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;
  • апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность;
  • стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты;
  • глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;
  • изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.

РЮСОВ Валерий ЯкоБвлевич (1873 - 1924)

  • …Мы станем сказкой, бредом, беглым сном,
  • Порой встающим тягостным кошмаром.
  • Они придут, как мы еще, идем,
  • За все заплатят им, — мы гибнем даром.
  • Но что ж! Пусть так!
  • Клони меня,
  • Судьба!
  • Дышать грядущим гордая услада!
  • И есть иль нет дороги сквозь гроба,
  • Я был! я есмь! мне вечности не надо! 1904, август 1905
  • Фото С. В. Шицмана Москва, 1902

Иванов Вячеслав Иванович (1866 - 1949)

  • Как изваянная, висит во сне
  • С плодами ветвь в саду моем — так низко..
  • Деревья спят — и грезят? — при луне,
  • И таинство их жизни — близко, близко...
  • Пускай недостижимо нам оно —
  • Его язык немотный всё ж понятен:
  • Им нашей красотой сказать дано,
  • Что мы — одно, в кругу лучей и пятен,
  • И всякой жизни творческая дрожь
  • В прекрасном обличается обличье;
  • И мило нам раздельного различье
  • Общеньем красоты. Ее примножь! —
  • И будет мир, как этот сад застылый,
  • Где внемлет всё согласной тишине.
  • И стебль, и цвет Земле послушны милой;
  • И цвет, и стебль прислушались к Луне.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945)

  • Однообразно и пустынно Однообразием сильна Проходит жизнь...
  • И в жизни длинной
  • Любовь одна, всегда одна.
  • Лишь в неизменном — бесконечность,
  • Лишь в постоянном глубина.
  • И дальше путь, и ближе вечность,
  • И все ясней: любовь одна.

Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева; 1880-1934)

  • Жизнь
  • Танка
  • Над травой мотылек — Самолетный цветок…
  • Так и я: в ветер — смерть —
  • Над собой — стебельком —
  • Пролечу мотыльком.
  • Июнь 1916

  • А.А. Тургенева. Портрет Андрея Белого. Москва. 1909. Офорт. Государственный музей А.С. Пушкина.

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867 - 1942)

  • Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.
  • Я - внезапный излом, Я - играющий гром, Я - прозрачный ручей, Я - для всех и ничей…

СОЛОГУБ (Тетерников) Фёдор Кузьмич (1863 - 1927)

  • И в этот краткий срок земной,
  • Из вещества сложась земного,
  • Как мог обресть я мысль и слово
  • И мир создать себе живой?
  • Окрест меня всё жизнью дышит,
  • В моей реке шумит волна,
  • И для меня в полях весна
  • Благоухания колышет.
  • Но не понять мне, отчего
  • В природе мертвенной и скудной
  • Воссоздается властью чудной
  • Духовной жизни торжество.
  • 7 января 1898

И. Ф. Анненский (1855 - 1909)

  • ……………………………….
  • Если что-нибудь осталось
  • От того, что было мною,
  • Этот ужас, эту жалость
  • Вы обвейте пеленою.
  • В белом поле до рассвета
  • Свиток белый схороните... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  • А покуда... удалите
  • Хоть басов из кабинета.

И. Ф. Анненский (1855 - 1909)

  • Поэзия
  • Над высью пламенной Синая
  • Любить туман Ее лучей,
  • Молиться Ей, Ее не зная,
  • Тем безнадежно горячей,
  • Но из лазури фимиама,
  • От лилий праздного венца,
  • Бежать... презрев гордыню храма
  • И славословие жреца,
  • Чтоб в океане мутных далей,
  • В безумном чаяньи святынь,
  • Искать следов Ее сандалий
  • Между заносами пустынь.

Осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами», т. е. вершиной.

  • Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
  • Акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».

Основные принципы акмеизма:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

  • Вечер
  • И душу смутную одень
  • Своею ризою жемчужной.
  • И ты пришла...
  • Ты гонишь прочь
  • Зловещих птиц — мои печали.
  • О повелительница ночь,
  • Никто не в силах превозмочь
  • Победный шаг твоих сандалий!
  • От звезд слетает тишина,
  • Блестит луна — твое запястье,
  • И мне во сне опять дана
  • Обетованная страна —
  • Давно оплаканное счастье.

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891 - 1938)

        • Я вздрагиваю от холода – Мне хочется онеметь! А в небе танцует золото – Приказывает мне петь. Томись, музыкант встревоженный. Люби, вспоминай и плачь, И, с тусклой планеты брошенный. Подхватывай лёгкий мяч!      Так вот она – настоящая С таинственным миром связь! Какая тоска щемящая. Какая беда стряслась! Что, если, над модной лавкою Мерцающая всегда. Мне в сердце длинной булавкою Опустится вдруг звезда?
        • (1912 г)
  • Выборг, 1911 г.

Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967)

  • Я рассказал, косноязычный,
  • Природы яростную глушь.
  • И был отраден необычный
  • Мой быстрый стих для ярких душ;
  • Я рассказал наивным слогом
  • Святой причастие любви
  • И промолчал о тайном многом,
  • Сокрытом в плоти и крови…

Михаил Александрович Зенкевич (1891-1973)

  • Жизнь часто кажется мне ученицей,
  • Школьницей, вызванной грозно к доске.
  • В правой руке её мел крошится,
  • Тряпка зажата в левой руке.
  • В усердье растерянном и неумелом
  • Пытается что-то она доказать,
  • Стремительно пишет крошащимся мелом,
  • И тряпкой стирает, и пишет опять…
  • И ты, мой дух слепой и гордый,
  • Познай, как солнечная мгла,
  • Свой круг и бег алмазно-твердый
  • По грани зыбкого стекла.
  • Плавь гулко в огненном удушье
  • Металлов жидкие пары
  • И славь в стихийном равнодушье
  • Раздолье дикое игры!
  • 1910

Владимир Иванович Нарбут (1888-1938)

  • Зачем ты говоришь раной, алеющей так тревожно?
  • Искусственные румяна и локон неосторожный.
  • Мы разно поём о чуде, но голосом человечьим, и, если дано нам будет, себя мы увековечим.
  • Ты что же камешком бросаешься,
  • Чужая похвала?
  • Иль только сиплого прозаика
  • Находишь спрохвала?
  • От вылезших и я отнекиваюсь,
  • От гусеничных морд.
  • Но и Евгения Онегина боюсь:
  • А вдруг он — Nature morte?*

ВОЛОШИН Максимилиан Александрович (1877 - 1932)

Источники

  • http://slova.org.ru