Конспект урока "Двоеверие в православных праздниках"
Тема: Двоеверие в православных праздниках
Цели:
Предметно – практическая: ввести учащихся в ситуацию празднования большого
религиозного праздника.
Развивающая – продолжить работу с учащимися над формированием умений и
навыков анализа исторических событий и их влияния на развитие духовной культуры
русского народа.
Образовательная – сформировать у учащихся представление о христианстве как о
религии, вобравшей себя пережитки язычества, подвести учащихся к выводу о том, что
Пасха – это «праздник праздников» в христианстве; познакомить с пасхальными
легендами, обрядами, играми.
Воспитательная – подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию
необходимости духовного самовоспитания и становления как личности путем
соприкосновения с духовными и культурными ценностями русского народа.
Оборудование: изображения языческих богов и праздника Пасхи, храмов и русских
церквей в том числе и нашей Порожненской церкви Шипуновского района Алтайского
края, репродукции икон « Троица», « Распятие», картин на библейские сюжеты, фрагмент
фонограммы» Распятие Христа»,
музыкальное сопровождение – М. И. Глинка « Жаворонок», П. И. Чайковский « Времена
года», март, апрель.
Ход урока.
Урок начинаем со знакомства с темой и целями урока, вспоминаем о том, какая религия
была на Руси до появления Христианства, называем языческих богов, даем определение
христианства и язычества.
Ставлю перед ребятами задачу: выявить в христианских праздниках проявления
язычества и по ходу урока работать по заполнению таблицы, в которой в одной графе
они фиксируют признаки христианства, а в другой – признаки язычества в одном и том
же празднике и в конце сделают вывод о том. действительно ли православные праздники
на Руси вобрали в себя пережитки язычества.
/Образец таблицы, с заполненными первыми графами, висит на доске/.
Задаю ребятам вопрос
1. В каких праздниках мы можем увидеть самое яркое проявление язычества?
-в весенних, потому что приход весны отмечался в язычестве и христианстве, причем
зазывали весну в два этапа, первым из которых была Масленица, последним Пасха.
2. Что же это за праздник – Масленица?
- у древних славян существовал миф о том, что в конце зимы, ворча и огрызаясь, убегает
прочь Морана, языческая богиня зимы и смерти. И едет на санях богиня весны светлая
Лада искать своего сына Леля, замерзшего в снегах, оцепеневшего. По пути в веках
белокурая Лада превратилась в Масленицу. Это один из самых древних народных
праздников, возникших еще в дохристианский период, но принятый Русской
православной церковью и обозначенный в православном календаре как «мясопустная»
неделя. В эту неделю не ели мяса, постепенно настраиваясь на Великий пост перед
Пасхой.
- Назовите символы этого праздника и скажите, какие языческие традиции
сохранились в этом празднике?
символы праздника – это блины, чучело масленицы, костер.
-традиции язычества – это поминание умерших, поклонение душам умерших – первый
блин клали на подоконник для умерших родителей; прощение друг другу обид, вольных
или невольных, это был день очищения и объединения людей. Перед тем, как ставить
опару на блины или пироги, обращались к Месяцу
Месяц ты, Месяц,
Золотые твои рожки,
Серебряные ножки
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.
-Что означало ритуальное сжигание чучела?
-Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл:
уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы небесной в
злаках; по представлению древних славян взошедшие зерна как бы воскресший покойник;
гибель зерна в почве необходима для его жизни в колосе.
Ребята делают вывод, что в православном празднике Масленице сохранились
многочисленные языческие традиции.
Учитель: Может быть кто – нибудь из вас слышал о празднике, который празднуется
на Руси 22 марта?
-22 марта на Руси праздновался день сорока мучеников или Сороки. Согласно
церковной легенде это событие произошло около 320 года. Убежденный язычник
Ликиний решил расправиться с отрядом христиан из 40 человек, чтобы заставить их
отречься от веры в Христа, над ними устроили суд, но воины были непреклонны.
Их попытались закидать камнями, камни пролетали мимо. Тогда, чтобы сломить воинов
нагими их вывели на лед озера на ночь. В третьем часу ночи лед растаял, вода стала
теплой.
Наутро их вывели из озера, после издевательств убили, а тела сожгли на костре.
-Какие языческие традиции сохранились в праздновании этого праздника?
-В народе говорили, что в этот день зима кончается, весна начинается, крестьяне считали,
что весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день в юга 40 птиц, первой из
которых был жаворонок.
/далее на фоне музыки М.Глинки «Жаворонок» /
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите весну – красну,
Весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле,
Растопиться, растопиться,
В сине море, в сине море
Укатиться, укатиться.
На сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков и по одному
выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:
Мороз, Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру – поздорову.
Верили, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
На сороки пекли жаворонков с распростертыми крыльями. Дети закликали
жаворонков, насадив их на длинные шесты или забравшись на крыши сараев. Кормили
Этими фигурками домашний скот, крошили печенье в поле.
. / Во время подготовки урока выяснилось, что в семье одной из учениц до сих пор
соблюдается эта традиция: мама печет жаворонков, а дочь закликает их .Я попросила
девочку, чтобы она принесла нам на урок этих печеных птиц, многие , и я в том числе,
видели их впервые в жизни, надо еще добавить, что маме – то всего 38 лет./
И в этом празднике ребята обнаружили древние языческие традиции.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»/апрель». На доске висят
репродукции с изображением березового леса, рисунки детей.
Учитель: Наступает месяц апрель, в народе его называли «Березол», что означает «зол
для берез». В апреле собирали березовый сок, нанося дереву глубокие раны.
Далее продолжаем разговор о том, как правильно надо собирать березовый сок, чтобы
не повредить дерево.
Учащиеся приводят народные приметы, относящиеся к этому месяцу: « Апрель - с
водою, май - с травою».
Анализируя многовековую связь, зависимость человека от природы, укоренившуюся в
традициях и обрядах русских людей, учащиеся переходят к выявлению пережитков
язычества в религиозных праздниках.
В апреле празднуется один из двенадцати значительных праздников русской
православной церкви – Благовещенье. Вошло оно в христианский календарь в 4 веке
На Русь Благовещенье пришло с древними христианскими праздниками и обрядами в
конце 10 века. Отмечается 7 апреля в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве
Марии благой вести о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа.
Благая Весть, Благая Весть…
Она – как радостная песнь:
Родится скоро Иисус и мир собой спасет
Благая Весть, Благая Весть…
Марии трудно произнесть,
Что с нею ангел говорил, что сердце сына ждет…
Учащиеся вспоминают об обряде отпускать на волю в этот праздник птиц.
Только темной ночью прекращались веселые сборища. В ночь на Благовещенье
крестьяне сжигали свои постели, прыгали через огонь, окуривали свои платья. Считалось,
что это спасало от порчи и сглаза. Во многих селениях оставалось верование в
очищающую силу огня. Пожилые женщины прокаливали в печи соль, которая, по их
мнению, оказывает чудеса при разных болезнях. Из хлебного теста пекли с солью
«бляшки» - небольшие булочки, предназначенные для лечения скота.
Учащиеся делают вывод о том, как глубоко проникли и укоренились в православных
праздниках языческие верования.
/обращаемся к рисункам учащихся по теме урока/.
В следующем микромодуле учащиеся рассказывают об обрядах, предшествующих и
сопровождающих Вербное воскресенье, празднующееся на Руси с 12 века. Как и ива,
верба на Руси – символ начала новой жизни. У нас верба заменяет пальмовые ветви,
которые бросали под ноги Христу, когда он вступил в Иерусалим, зная о грядущем
Голгофском кресте.
В последнее воскресенье перед Пасхой церковь празднует Торжественный вход
Господень в Иерусалим. Этот великий праздник называется Вербным Воскресеньем
потому, что в этот день за всенощным бдением молящимся раздаются священные ветви
вербы. В старину зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством
после победы над врагами. Люди, держа в руках первые распустившиеся ветви,
прославляют Спасителя как победителя смерти, потому что он воскрешал умерших и в
этот день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, воскреснуть и,
тем самым спасти, людей от вечной смерти и от вечных мук. Таким образом, ветка вербы
у нас служит знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскрешении
из мертвых.
-В народе говорят: Верба плес-
Бьет до слез,
Верба бела –
Бьет за дело,
Верба красна –
Бьет напрасно.
Крестьяне вели многолетние наблюдения за погодой: если хорошо цветет верба –
пашня будет удачной. Сережки вербы считались целебными, наделенными особой силой;
скармливали скоту запеченные в тесте шишечки вербы. Ветки, принесенные из церкви,
Хранились и во время летней грозы выбрасывались во двор, считалось, что гроза
прекратится и град не побьет посевы. В Тамбовской губернии считали, что святая верба,
брошенная в порыв ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя, останавливает огонь,
воткнутая в поле – оберегает посевы.
По сообщенной информации учащиеся показывают репродукции сюжетов и
библейских рассказов.
Свой рассказ учащиеся продолжают переходом к празднованию Пасхи.
Ученик читает детские воспоминания писателя И.С.Шмелева о праздновании Пасхи
в доме его родителей.
/ На доске находятся изображение
храмов, пасхальных
куличей, крашеных яиц, старинные
изображения празднования Пасхи на
Руси./
От образа праздника Пасхи
учащиеся переходят к анализу, разбирают
символику праздника: что означает яйцо и
почему его красят, значение креста, особо
приготовленного хлеба « Артоса»..
В религиозном смысле яйцо –символ постоянного
возрождения. Но оно также выполняет функцию символа
плодородия, что явно указывает на связь с языческими верованиями.
Говоря о традиции окрашивания яиц, учащиеся отмечают обычай красить яйца в красный
Цвет. Красный цвет пасхального яйца имеет особый смысл – оно окрашено кровью
Христа.
У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались
подкараулить это мгновение. Дети обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко покатись,
Красное, нарядись!
Молодые люди взбирались на крыши, чтобы встретить солнце. В Великий Четверг
накануне Пасхи ходили на реку, окунались в ее воды, считалось, что соприкосновение с
водой даст силу на всю сельскую работу.
Звучит запись « Библейская легенда о распятии Христа»:
Христос Воскрес ! Пасхальным звоном
Поют, гудят колокола,
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
Так как праздничные службы происходят в храме, то учащиеся разбирают символику
внутреннего устройства храма, анализируют символику значения слова « купол» и
количества куполов на церкви. Внешнюю символику куполов ребята анализируют на
примере нашей Порожненской церкви Святого Пророка Божия Илии, Которая была
открыта в 1908 году, а в 1936 была закрыта. В прошлом году мы с ребятами провели
работу по восстановлению внешнего и внутреннего убранства нашей церкви, опрашивая
старожилов села, и по их рассказам нарисовали эскизы и в конце концов сделали
рисунки. Готовясь к уроку, я просила ребят расспросить своих бабушек и дедушек о том,
как праздновался праздник Пасхи у нас в селе в далекие времена. На уроке прозвучали
рассказы о самом красивом, самом впечатляющем празднике, атмосфера необыкновенной
радости и ликования осталась в памяти пожилых наших односельчан.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е.Горчаковой .
Воскресение Христово
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жавронок взлетел,
И в небе синем исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
« Проснись, земля, - они вещали,-
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес
Проснитесь горы, долы, реки.
Хвалите Господа с небес.
Побеждена им смерть вовеки.
Проснись и ты, зеленый лес,
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь.
Учащиеся делают вывод: как показано в
стихотворении слияние двух религий –
православия и язычества.
В заключение ребята рассказывают об играх
и развлечениях, сопровождавших
Великий праздник.
В ходе урока достигнута реализация всех целей. Построение структуры урока на
основе модульной технологии (образ – анализ – действи) позволяет более полно
реализовать все учебные цели, почувствовать значимость религиозных праздников в
жизни людей, увидеть в религиозных обрядах и праздниках элементы языческих
пережитков, а также показать учащимся богатство и многообразие русской культуры.
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "К. Ушинский «Четыре желания»" 2 класс
- Конспект урока "«Зарубки на сердце» (Размышления над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма»)" 6 класс
- Конспект урока "Мастерская слова (мотив одиночества в стихотворении И.Ю. Лермонтова "Парус")" 6 класс
- Урок внеклассного чтения "Открытие красоты мира и противостояние злу в повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши»" 7 класс
- Конспект урока "Поэтический анализ стихотворения А. Фета «Уснуло озеро»" 6 класс
- Презентация "О чем поведал нам эпитет..…" 5 класс