Урок внеклассного чтения "Белый Бим Чёрное Ухо" 8 класс

1
Урок внеклассного чтения
в 8 классе по повести «Белый Бим Чёрное Ухо»
Тип урока: комбинированный.
Тема: Проблема добра и зла (вопросы нравственности к повести).
Цели урока:
1. образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой
урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических
терминов;
2. развивающая: развитие речи учащихся;
3. воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости,
чувства любви, ответственности, как составляющих понятия
«доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать
формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление
высказаться.
Подготовка к уроку:
1. организация домашнего задания;
2. самостоятельное чтение повести;
3. нарисовать иллюстрации;
4. ответить на вопросы:
какие чувства вы испытывали, прочитав повесть?
какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ.
как вы понимаете, что такое зло и что такое добро?
какие художественные средства использует автор при описании
героев?
5. индивидуальные задания для учеников – консультантов:
сообщение о жизни писателя;
подобрать цитаты о доброте, зле, совести и счастье из текста;
выучить стихотворения Д.Нартова «Человек и собака»,
С.Никулина «Белый Бим»;
составление схемы: «Путь Бима в поисках хозяина».
Оформление доски:
1. презентация урока;
2. выставка книг на тему; «Братья наши меньшие»;
3. эпиграфы к уроку.
2
ХОД УРОКА
1. Звучит музыка Свиридова «Вальс», на фоне высвечивается слайд 1,2.
2. Учитель обращается к эпиграфам и просит их прокомментировать
слайд 3;
Жизнь идёт потому, что есть трудности и есть надежда. Жизнь идёт
потому, что есть книги, питающие надежду.
Г.Н.Троепольский
В моей книге единственная цель говорить о доброте, доверии,
искренности, преданности.
Г.Н.Троепольский
3. Ученик читает стихотворение Д.Нартова «Человек и собака»;
4. Учитель:
- Здравствуйте!
Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?...
(Л. Новикова)
5. Слайды 4,5 (иллюстрации, вопросы к ним);
6. Словарная работа:
Добро - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания,
характеризующее положительные нравственные ценности.
Зло - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания,
характеризующее отрицательные нравственные ценности.
7. Вопросы к тексту:
Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с чёрным ухом?
Какие отношения сложились между Иван Ивановичем и Бимом?
- каким видел Бим хозяина?
- почему Иван Иванович привязался к Биму?
Как шло взросление Бима?
3
К какому заключению о людях пришёл Бим во время поисках хозяина?
Каких плохих (злых) людей встречает Бим?
Как меняется его состояние после встречи?
Кто для Бима является олицетворением добра?
8. Работа со схемой «Добрые и Злые» (слайд 8);
9. Индивидуальное задание: ученик комментирует путь схему «Поиски
хозяина»;
10. Просмотр отрывка из художественного фильма (кадр: отец Толика
уводит Бима и привязывает к дереву) и анализ его:
- Ребята, что происходит с Толиком после этого эпизода?
- Умеют ли животные плакать как люди?
- Найдите и зачитайте когда впервые Бим заплакал?
11. Как автор художественными средствами раскрывает чувства Бима?
(слайды 10,11,12,13,14)
Символ дверь
Цель, спасение, надежда, гибель, вера, одиночество
"Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим... Но это была
дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать
о помощи и сочувствии..."
Двойные, тройные определения:
одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс", "добрыми, наивными,
ласковыми и невинными глазёнками", "что-то незнакомое,
таинственное".
Цветные эпитеты:
"...дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье", "...с
виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике...",
"в сером пиджаке".
Сравнения:
"седой, как снег" Иван Иванович; "Серый человек храпит, как заяц под
берлогой...", "Серый врал, как заправский сочинитель".
4
Метафоры:
«...ветки... будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то
чуть прикасаясь... Верхушки стволов легонько покачивались – деревья
казались живыми...» «лес вздохнул»
Небо густо забрызгало поляну подснежниками (капельки неба на
земле!)
12. Выводы по уроку: (слайд 15)
Следы Бима на земле:
Хрисан Андреевич и Алеша;
Толик и родители Толика;
Толик и Алеша;
Собаколовы и собака Лохматка;
«…большой город заговорил о Биме».
Новый Бим. Надежда (слайд 16):
«Добрых людей много».
«Дружба и доверие не покупаются и не продаются»…
«Нет, неспокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых
дубов…»
13. Памятник собаке (слайд 17);
Ученик читает стихотворение на фоне музыки:
С грустью брожу я по городу,
Озадачен вопросом одним:
«Где же разыскать эту гордую
Собаку, по имени Бим!..»
Мне в твоё ухо бы чёрное
Прошептать, как ты мною любим,
Мысли твои я прочёл бы я,
Ты – друг мой, ты – ласковый Бим,
Город встречается с вечером,
И трамваи проходят звеня.
Ищет тепла человеческого
Мой Бим. Так ищи же меня!»
С.Никулин «Белый Бим»
14. Слово учителя. Вы помните, ребята: Толик найдёт Бима, но быть с ним
не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок?
5
(Толик оказался слабым… У него не хватило стойкости… Он струсил перед
злом…)
Почему н верил людям… Он хотел получить весточку о хозяине…)
как вы считаете, Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним?
Просмотр кадра из кинофильма: Иван Иванович ищет Бима в изоляторе для
собак.
Учитель читает отрывок из 16главы («Иван Иванович попросил их отвести
Бима в лес»…до слов: «Любой охотник снимет шапку и постоит молча»).
Звучит музыка. «Вальс» Г.Свиридова.
Чтение стихотворения воронежского поэта С. Никулина:
Слышу – выстрел стихает
Над простором лесным…
А мне кажется – лает
Белый Бим, Белый Бим.
И доверчиво смотрит
В человечьи глаза,
Будто вовсе не помнит
Ни скитаний, ни зла.
В ясный день и под вечер,
Под ненастьем любым
Выбегает навстречу
Белый Бим, Белый Бим…
Дай обидчику сдачу
И не сгинь в темноте,
И душою незрячих
Научи доброте.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит,
чтобы он научил доброте «незрячих душою»?
Обобщение. Бим прошёл через многое за свою короткую четырёхлетнюю
жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим
качествам. И потому, пройдя через испытаний, он не утратил способности
любить людей, не озлобился и всё шёл с единственным желанием найти
своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте.
Какой след в душе у вас оставила книга, ребята?
(Очень жаль Бима… Я просто представить не могу, что Бима нет… Больно
внутри… Как много злых людей...)
Заключительное слово учителя: Мы на печальной ноте заканчиваем урок.
Прощаемся с Бимом. И пусть его прощание будет молчаливым и строгим:
чувство печали не терпит громкоголосья…
Напоследок обратим внимание на «Приглашение к размышлению».
15. Домашнее задание.
Написать сочинение – размышление, используя одну из цитат повести
(раздаточный материал предлагается каждому ученику).
6
Цитаты из повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное Ухо", 1971
Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда
напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо
у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама
жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут
рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне
было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку.
А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла.
Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты
подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о
счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать,
если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным.
И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения
предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая
совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом
взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но
люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все
они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы
это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души
- само собой разумеющееся состояние.
Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал
каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа,
соль дружбы.
Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и
существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей
точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог
знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и
не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся.
Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов":
"нельзя", "назад", "хорошо".
7
Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую
хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам
угодно.
Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между
ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в
ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж.
И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку
веселую песенку и улыбается.
Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь.
Дружба и доверие не покупаются и не продаются.
Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения,
ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику.