Презентация "Развитие темы маленького человека в произведении Н.В. Гоголя "Шинель"" скачать бесплатно


Презентация "Развитие темы маленького человека в произведении Н.В. Гоголя "Шинель""


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Развитие темы
  • "маленького человека"
  • в произведении Н.В.Гоголя "Шинель"
  • Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6
  • Соловьева Ирина Владимировна,
  • учитель высшей квалификационной категории
  • Нижневартовск, 2009

  • Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдалённых закоулков государства? …нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости
  • Н.В. Гоголь
  • «Все мы вышли из безмерно широкой «шинели» Гоголя». Ф.М. Достоевский
  • Эпиграф к уроку

  • «Маленький человек» - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственно-го устройства, злых сил и т.д.
  • Проблема "маленького человека" - одна из ведущих в русской литературе 1840-х годов
  • «Маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправ-ный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий.

В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее  определение:

  • «Маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест  в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с опущением несправедливости, уязвленной гордостью)».
  • «Станционный смотритель».
  • Самсон Вырин в доме Минского.
  • Художник М. Добужинский. 1905

Главные тематические черты образа «маленького человека».

  • Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение
  • Страдание, происходящее не по своей вине, а от слабости и ошибок
  • Ущербность личности, часто убожество и неразвитость
  • Осознание себя именно «маленьким человеком» и стремление утвердить
  • свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто
  • с мечтой лишь об облегчении жизни
  • Острота жизненных переживаний
  • Обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства

Произведения русской классики, в которых затрагивается тема «маленького человека»

  • «Станционный
  • смотритель»
  • А.С.Пушкина
  • «Шинель»
  • Н.В.Гоголя
  • «Герои нашего времени»
  • М.Ю.Лермонтова
  • «Преступление и
  • наказание»
  • Ф.М.Достоевского
  • «Война и мир»
  • Л.Н. Толстого
  • «Бедная Лиза»
  • Н.М.Карамзина

Какова главная тема «Шинели»?

  • тема человеческого страдания, предопределенная
  • укладом жизни
  • Наибольшего апогея тема «маленького человека» достигла
  • в произведениях Н.В. Гоголя.
  • Гоголь открывает читателю мир чиновников в своих
  • «Петербургских повестях».

1. Краткая характеристика героя, его место в жизни.

  • 1. Краткая характеристика героя, его место в жизни.
  • 2.      Представление героя о счастье.
  • 3.      Событие, которое изменило его жизнь коренным образом.
  • 4.      Попытка героя защитить себя.
  • 5.      Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним произошло?
  • 6.      Как автор заканчивает свое произведение?
  • Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Шинель»

  • Своя игра
  • 10
  • 5
  • 15
  • 20
  • 35
  • 25
  • 40
  • 1
  • 30

Каким изображён главный герой повести?

  • Каким изображён главный герой повести?

Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в Акакии Акакиевиче всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.

  • Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в Акакии Акакиевиче всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.

Когда сочувствие автора становится особенно явным?

  • Когда сочувствие автора становится особенно явным?

Когда он рассказывает о молодом чиновнике, посмеявшемся над Акакием Акакиевичем вместе с товарищами.

  • Когда он рассказывает о молодом чиновнике, посмеявшемся над Акакием Акакиевичем вместе с товарищами.

  • Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени. Почему?

  • По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как звали отца. Вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника.
  • Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” – не делающий зла, незлобивый, невинный.

О чём говорит фамилия “Башмачкин”?

  • О чём говорит фамилия “Башмачкин”?

  • Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.

  • Какова роль данного эпизода в произведении?
  •                                                                                                                                         
  •                                                                                                                                         
  • «Шинель». Примерка новой шинели. Художник Л. Подлясская. 1951

  • «Идея шинели» возникает как мимолетное видение хоть какого-то смысла и цели в жизни, и эта фикция согревает «маленького человека, становясь его «подругой жизни».

  • Доказать, что образ шинели очень
  • важен в развитии
  • сюжета произведения.

завязка – возникновение идеи сшить новую шинель или починить старую; развитие действий – походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта»; кульминация – кража новой шинели; развязка - безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней; эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

  • завязка – возникновение идеи сшить новую шинель или починить старую; развитие действий – походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта»; кульминация – кража новой шинели; развязка - безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней; эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

  • Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

Статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально

  • Статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально

О чем же это произведение?

  • О чем же это произведение?

Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение

  • Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение

  • Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. Почему “значительное лицо” стало лучше относиться к людям?

  • Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды.