Презентация "Образ "маленького человека" в повести Н.В. Гоголя "Шинель""
Подписи к слайдам:
Двадцать второе октября.
Классная работа.
Сатира – это разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.
Парадокс – это в литературе прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством.
Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла. Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его.
Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.
Пародия – это (от греч. parodia para — против + ode — песнь, пение; букв. песнь наоборот) — произведение, высмеивающее характерные черты пародируемого автора.
Ирония – это троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.
Отколе, умная, бредешь ты, голова! (Крылов) (в обращении к ослу).
Юмор – это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Сарказм – это едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.
Жизненные источники создания повести «Шинель» (Петербург 1830 – 1840 –х гг.)
«Тишина в нём (Петербурге) необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах».
(Н.В. Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г.)
Жизненные источники создания повести «Шинель» (Петербург 1830 – 1840 –х гг.)
«В… четырёх инстанциях… бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких – нибудь справок и объяснений…».
(Н.А. Добролюбов «Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России»)
Жизненные источники создания повести «Шинель» (Петербург 1830 – 1840 –х гг.)
«Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую – нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть… издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остаётся одно средство – умереть».
(Н.В. Гоголь – матери, 2 февраля 1830 г.)
Акакий Акакиевич Башмачкин (В. Боклевский, В. Степанова – Казацкая)
Акакий Акакиевич Башмачкин у Петровича (Б. Кустодиев)
Акакий Акакиевич Башмачкин у значительного лица (Кукрыниксы)
«Шинель» Н.В. Гоголя и «Медный всадник» А.С. Пушкина
- Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия Акакиевича из «Шинели»?
- Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру I в описании времяпрепровождения чиновников в повести Н.В. Гоголя?
- Почему так снижен образ Медного всадника в Петербурге?
- Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения ?
- Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений?
- В чём, по –вашему, состоит различие в отношении А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя к своим героям?
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Такая разная поэзия"
- Конспект урока "Лик Христа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 11 класс
- Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «В ту же землю»" 11 класс
- Методическая разработка "Большевики и интеллигенция. Своевременные «Несвоевременные мысли» (1918 г.) М. Горького" 11 класс
- Сценарий "Мой край задумчивый и нежный" (по творчеству С.А. Есенина)
- Презентация "Поэт. Прозаик. Драматург"